Буду краток: сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе Джастина Хилла «Кадианская честь». Поехали.
Это следующая книга цикла о падении Кадии, до нее были роман «Кадия стоит» и рассказы «Место боли и исцеления» и «Битва за улей Маркграаф». В ней мы встретимся с уже знакомыми персонажами — генералом Исайей Бендиктом, бывшей белощитницей, а ныне молодым сержантом Арминкой Лекс. И с новым врагом. Кадия уже пала, кадианцы, в том числе Минка, успели поучаствовать в тяжелых боях за ее пределами, в том числе столкнуться с космодесантниками Хаоса. Из товарищей Минки выжили только двое — она и еще один солдат. А теперь они направляются на относительно мирную планету Потенс. Столичный мир скопления Висельников.
По-настоящему мирных миров в этой части Галактики нет. Потенс угрожают хаоситы — «Покаранные». Поэтому кадианцы, как и другие солдаты, готовятся к очередным сражениям.
Помимо хаоситов, кадианцев и мирного населения, мы увидим «тружеников» Экклезиархии и Сестер Битвы. Сестры в этой книге — просто Сестры: благочестивые, воинственные и самоотверженные, как и в большинстве книг с Сестрами Битвы; эту фракцию редко изображают как-то нестандартно. А вот кардинал выведен с определенной симпатией, вопреки обыкновению авторов БЛ, подчеркивающих разложение духовенства. Правда, ересь все равно не распознал. И… не всякий еретик поклоняется Губительным силам, и не всё то лоялист, что за Императора.
Скажу сразу: книга написана толково, сюжет драматургически простроен неплохо — и более грамотно, чем в «Кадия стоит», персонажи и их проблемы достаточно жизненны. Видно, что Хилл продолжает работу над своим творческим мастерством, и это приносит плоды. По жанру этот роман — классическая окопная фантастика. Нас ожидают нелегкие казарменные будни и суровые городские, да и космические бои. Но, как говорится, есть нюансы.
В первых же главах между представителями различных частей ИГ возникает спор, кому защищать Потенс, а по факту — грызня за приоритеты. Бедным кадианцам теперь до скончания веков придется выслушивать, что они не отстояли Кадию (хотя кто мог отстоять планету, на которую обрушили Чернокаменную крепость?). И в преддверии тяжелых боев офицеры не находят ничего лучшего, как устроить дуэль. Думаю, это все, что нужно знать о единстве в ИГ.
Казалось бы, у кадианцев есть внятная задача — защитить Потенс и ее столицу Вечноград вместе с собором, кардиналом и правящим семейством Ричмондов во главе с «патридзо» (титул главы семейства). И есть внятный, определенный противник. Однако по мере чтения многое настораживает. Очень быстро понимаешь, что сюжет сложнее, чем кажется. Вместе с кадианцами на планету высаживается какое-то Братство. Это что-то вроде народного ополчения. Союзники? Семейство Ричмондов — по крайней мере, на словах — сохраняет верность Императору. Но что они вкладывают в это понятие? И сумеет ли патридзо оседлать волну, которая поднялась по мановению его же руки? Кардинал Потенс вроде бы довольно порядочный человек с неплохими инициативами. Но дадут ли ему воплотить их в жизнь? На планету прибывает множество беженцев, часть из которых весьма сомнительные личности, ее захлестывает бандитизм. Почему-то в БЛовской литературе популярно изображать банды, как в Латинской Америке, впрочем, такие общественные потрясения — и правда питательная среда для преступности.
Переводчик книги явно обожает слово «бандюган» и пишет его чуть не в каждом абзаце, так что к середине книги оно успело мне надоесть.
Помимо линии кадианцев, у нас есть линия молодого человека по имени Каркал, сначала беженца, а потом члена упомянутого Братства. Цели, идеалы и модус операнди Братства мы увидим его глазами. Может быть, кто-то предположит, что это история морального очищения, ибо наш герой до вступления в Братство каркал, каркал и накаркал самую мрачную уголовщину. Меж тем его окружают еще более любопытные персонажи…
И внезапно прозвучит имя еретика, о котором уже тысячелетия как забыл весь Империум.
Тем временем Минка Лекс, солдат 18 лет от роду, получает лычки сержанта. Жизнь кадианцев мы увидим в первую очередь ее глазами — и глазами Исайи Бендикта. Но Бендикт генерал, опытный военный. Минка же стала сержантом просто потому, что потери кадианцев слишком велики, и повышать особо некого. Ее новые подчиненные — люди расхлябанные, деморализованные, с жесточайшим ПТСР, кое у кого проблемы с наркотиками, к тому же им явно не по душе выслушивать команды от вчерашнего подростка-белощитницы. К тому же Минке недостает еще и уверенности в себе. Она и сама страдает от ПТСР, была тяжело ранена, боится придирок начальства и комиссара. Троп, который использует Хилл, в большинстве случаев выглядит как банальнейший штамп из бульварной литературы — «персонаж сильный снаружи, но ранимый и уязвимый внутри», однако в случае с Минкой он как нельзя более кстати и хорошо «ложится» на реальную жизнь и на образ героини. Кадианцы в книге не плоские, они реалистичные, живые, понятные люди, у них есть достоинства и недостатки, они страдают и переживают, некоторые совершают жуткие глупости, но в большинстве своем это простые и непафосные, но искренне преданные Империуму герои.
Эти герои должны отстоять Потенс. Восстановить честь Кадии — потому и книга так называется. И… продолжить сражаться за Империум. Таков мир далекого темного будущего.
Бонус: