Эта и последующие статьи предназначены для вдумчивого прочтения — без спешки и с соотнесением текста с жизнью. То есть при прочтении следует помнить о культурном бедствии, о котором ещё в первые годы Советской власти говорил и писал академик И.П. Павлов (1849 — 1936):
«Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека — он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами».
Подлинность этой цитаты в интернете оспаривается, и её представляют как русофобскую фальшивку.
Однако культурная драма, о которой в ней говорится, — это действительно реальное бедствие и представляет собой один из аспектов жизни нашего общества, который нужно выкорчевать.
Кроме того, есть публикации выступлений И.П. Павлова, подлинность которых никто не оспаривает, и в которых в иных словах говорится та же суть проблемы:
«Вы видите, до чего русский ум не привязан к фактам. Он больше любит слова и ими оперирует. Что мы действительно живём словами. (…)
…вы видите, что русская мысль совершенно не применяет критики метода, то есть нисколько не проверяет смысла слов, не идёт за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность» (приведено по интернет-публикации: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/pavl_russum.php, со ссылкой на три лекции, прочитанные И.П. Павловым в апреле — мае 1918 г., опубликованных под названием «Об уме вообще, о русском уме в частности». Все три лекции с обстоятельным комментарием опубликованы в № 9 «Физиологического журнала им. И.М. Сеченова» за 1999 год; см. также: http://www.biophys.ru/archive/books/pavlov.pdf).
Эти лекции И.П. Павлова весьма полезны для выработки понимания некоторых вопросов чувственно-психической деятельности людей.
Поэтому при прочтении надо постараться увидеть и понять то, что в жизни реально стоит за текстом и иллюстрациями.
Эти статьи можно было бы не писать, если бы всем было понятно и в практике жизни выражалось нижеследующее:
Высокое и добротное качество жизни общества и качество выпускаемой и потребляемой в нём продукции (включая услуги) — в своей основе имеют добросовестность каждого из нас и помощь каждого другим людям в том, чтобы они стали и были добросовестными и в работе, и в жизни вообще.
Если добросовестности нет, то никакие стандарты и руководства по управлению качеством не помогут, чему свидетельство история послесталинского СССР и постсоветской России.
«Совесть — лучший контролёр» — один из плакатных лозунгов советской эпохи.
Практически всеобщая недобросовестность везде и всегда, весьма редко знающая исключения, — это главная проблема Русского мира (как региональной цивилизации многих народов) на протяжении последних столетий как минимум.
Все остальные проблемы и порождаемые ими бедствия — это следствия массовой недобросовестности и современных процессов активного вовлечения в жизнь и практику граждан других государств, практически ничего не имеющих
общего с нами. А за этим процессом стоит и процесс раздачи гражданства всем и вся, и это происходит на основе отсутствия совести современных чиновников.
То есть бессовестность — это корневая проблема, порождающая целый куст проблем-следствий. Раздача гражданства и подобных разрешений порождает и массу конфликтов в разных областях жизни общества, включая и криминальный.
- Согласитесь, что если устранить корневую проблему, то автоматически разрешатся и все порождаемые ею проблемы-следствия. Если бы был налажен строгий контроль и нормативная база касающаяся гастарбайтеров и мигрантов, то и множества проблем в стране бы не было. Включая и повышение качества результатов работ, услуг, безопасности внутренней и внешней.
Вторая причина написания предлагаемых вниманию читателя статей состоит в том, что множество учебных пособий по дисциплине «управление качеством» посвящены большей частью истории развития такой важной составляющей инженерного дела как управление качеством продукции, но не управлению качеством как таковому.
Что касается прикладных аспектов, то учебники и руководства посвящены организации и процедурам управления качеством на основе международных стандартов серии ISO 9000 (серия международных стандартов, содержащих термины и определения, основные принципы менеджмента качества) и связанных с ними других международных стандартов и стандартов управления качеством, принятых в собственном государстве.
Безусловно, что для организации процесса управления качеством на предприятии полезно знать историю вопроса и необходимо досконально знать действующие стандарты, регламентирующие этот вид деятельности, методы аудита систем управления качества, и методы контроля качества приобретаемой и выпускаемой продукции в само́м процессе её разработки, производства, поставки потребителю, обслуживания в ходе эксплуатации, переработки во вторичное сырьё и утилизации.
Однако, как показывает практика, для построения эффективных систем управления качеством и деятельности на их основе — этих знаний недостаточно.
Наряду с этим необходимо знать и уметь соотносить с жизнью ещё некоторые вопросы, следствием ответа на которые являются все достижения в деле обеспечения качества в единичном и массовом выпуске продукции, в том числе и на основе всех известных стандартов, и систем управления качеством.
Кроме того, все достижения в области управления качеством — это, метафорически (“образно”), говоря, не «теорема Пифагора»: в том смысле, что теорему Пифагора можно доказать разными способами, но результат будет один и тот же — с точностью до символов во всегда однозначно узнаваемых формулировках: в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов всегда равна квадрату гипотенузы.
В деле же построения систем управления качеством и в управлении качеством продукции на их основе всё обстоит иначе.
Если на каком-либо предприятии будет построена система управления качеством и она будет эффективна, то если два разных человека, причастных к её построению и к её работе, займутся её описанием, — результаты могут получиться разные и не во всём сопоставимые друг с другом, поскольку разные авторы будут уделять разное внимание разным составляющим процесса достижения качества.
Кроме того, в обоих описаниях неизбежно будут наличествовать неоднозначности и абстракции, которые будут наполняться разным содержанием (смыслом) разными читателями одних и тех же текстов.
Один из примеров такого рода многозначности и неопределённости смысла описаний представляют "14 принципов Деминга" — одного из общепризнанных классиков управления качеством:
1. Сделайте так, чтобы у вас была постоянная цель .
2. Воспримите новую философию.
3. Устраните необходимость массового технического контроля.
4. Не заключайте деловых контрактов только на основе стоимости.
5. Постоянно занимайтесь совершенствованием.
6. Занимайтесь обучением персонала непосредственно на рабочих местах.
7. Внедрите стиль управления, основанный на лидерстве.
8. Искорените страх.
9. Разрушьте барьеры между подразделениями.
10. Избегайте преувеличений и употребления лозунгов.
11. Избегайте установления необоснованных норм выработки.
12. Устраните ограничители, которые мешают людям испытывать чувство гордости за свой труд.
13. Внедрите программу массового обучения и самосовершенствования.
14. Включите каждого в работу по изменению организации.
Спрашивается: если студент вызубрит эти 14 принципов управления качеством, которые есть почти во всех учебниках по дисциплине «управление качеством», то придя на работу дипломированным инженером, сможет ли он на основе этих по сути «заклинаний» («волшебных слов») организовать построение системы управления качеством на предприятии и работу этой системы?
— Ответ будет отрицательным.
Более того, вызубрившему это выпускнику потребуется некоторое — весьма продолжительное (не менее двух лет) — время даже для того, чтобы включиться в работу существующей на предприятии системы управления качеством.
И далеко не всем это удастся даже в том случае, если система управления качеством на предприятии действительно работоспособна и обеспечивает высокий уровень качества продукции и её дальнейшее совершенствование, а не просто юридически оформлена, «сертифицирована», хотя де-факто не работоспособна в силу организационно-технологических особенностей предприятия или не работает по иным причинам (главные из иных — нравственно-этические пороки членов коллектива). Дело обстоит так потому, что:
• все "14 принципов Деминга" сами по себе и формулировки каждого из них — это порождение субъективизма Деминга. То есть другой субъективизм — в тех же самых условиях — мог бы породить количественно иной набор принципов, возможно, что и иных по содержанию, а не только в иных формулировках;
• все "принципы Деминга" — это абстракции, наполнение которых в практической деятельности реальным содержанием, требует:
во-первых, знания конкретно предприятия (его сооружений, оборудования, их размещения на территории, технологий, персонала, связей предприятия с обществом) и организации его деятельности в деталях (надо понимать, что «дьявол скрывается в мелочах», а «от малых причин бывают большие следствия», отмечал Козьма Прутков).
Во-вторых, навыка двояко направленно соотносить друг с другом:
1) определённое содержание, взятое из жизни,
и 2) определённые абстракции и тексты — как предложенные другими людьми, так и свои собственные.
И если на изучение предприятия и его работы требуется главным образом более или менее продолжительное время, то второе требует не только времени, но и определённых знаний иного рода и, кроме того, — навыка пользования этими знаниями.
Но именно второго и не дают в их большинстве учебные пособия по дисциплине «управление качеством».
Особенности учебных курсов и учебных пособий по дисциплине «управление качеством» снижают потенциал инженерного корпуса и администрации в деле управления качеством, превращая управление качеством в некое не всегда понятное искусство, освоить которое удаётся далеко не всем.
Кроме того, это искусство плохо поддаётся трансляции в другие коллективы и тиражированию на основе даже предоставления доступа к соответствующей документации и прочей формалистике.
И как воспринимать мысли Павлова?
Спасибо, что вы прочли материал, отметили его лайком, смайликом и высказались в комментарии.
Дабы не демонстрировать своё бескультурье и невоспитанность, просьба в комментариях не «тыкать», не оскорблять, не использовать нецензурную и скабрезную лексику. Подобные комментарии будут удаляться без предупреждений, а в отдельных случаях и блокироваться.
Всего вам доброго, как и вашим близким.
Уважаемые читатели, если вы хотите рекламировать здесь свой или чей-то канал, то просьба, сначала согласовывать этот вопрос, как принято среди большинства авторов на Дзене. В противном случае комментарий будет удаляться.
При копировании материала просьба указывать название канала и его адрес. Надеюсь на ваше понимание.