27 февраля 1943 года отдал жизнь за Родину Александр Матросов. Ценой своей жизни 19-летний красноармеец закрыл телом фашистскую пулеметную точку. Этих нескольких секунд хватило, чтобы наши солдаты подойти ближе и уничтожить противника.
Этот подвиг навсегда вписал имя Александра Матросова в героические хроники советского народа. О нем рассказывают детям в школах, данную историю слышал практически каждый человек. Однако у героя-красноармейца была предшественница — единственная женщина, бросившаяся на вражеский ДЗОТ. Звали ее Римма Шершнёва. На момент подвига этой на вид хрупкой девушке было всего 17 лет.
Из школы — в разведку
Родилась Римма 28 июля 1925 года в белорусском Добруше в семье лесничего. В 1933 года семья переехал в Минск, где в 1941 году девчушка окончила 9 классов школы. С приходом войны отец ушел на фронт добровольцем, а Римма с матерью и двумя младшими сестрами были вывезены в село Тоцкое Чкаловской области (сегодня это Оренбургская область).
Здесь летом 1942 года она окончила 10-й класс. Ещё сидя за школьной скамьей, Шершнева рвалась воевать, но получала отказы в призывных пунктах. Не желая отступать от намеченной цели — безжалостно бить захватчиков, она даже написала письмо в ЦК ВЛКСМ с просьбой отправить её на фронт. Сразу после получения аттестата 1 июня 1942 года Римма поехала в Москву, чтобы пройти обучение в спецшколе разведчиков. Курсантов учили минно-подрывному делу, тактике, топографии, приемам конспирации, особенностям ведения партизанской борьбы и многому другому.
По окончании курсов девушка настояла на зачислении в комсомольско-партизанский отряд имени Николая Гастелло. Бойцов направили в деревню Косачево под Смоленском, прям у самого края передовой. Отряд пересёк линию фронта в ночь на 20 августа 1942 года, а уже к концу сентября добрался до Белорусского Полесья, пройдя в общей сложности более тысячи километров по немецким тылам.
Последняя атака
В ноябре 1942 года Римму зачисляют в бригаду Николая Розова, а 25 ноября бойцы получили задание уничтожить фашистский гарнизон в деревне Ломовичи Полесской области (сегодня — Гомельская область). Ранее ради безопасности своих шкур гитлеровцы сожгли окрестные деревни и расстреляли «неблагонадежных» местных жителей. Гарнизон был хорошо защищен и укреплен — имел ров, проволочные заграждения, многочисленные огневые точки.
Атака началась ранним утром, когда партизанская артиллерия ликвидировала 12 вражеских ДЗОТов и пустилась в атаку. Неожиданно засвистели пули со стороны перекрестка дорог. Это строчил пулеметами незамеченный ранее ДЗОТ фашистов с круговым обстрелом. Падали убитые и раненые. Советская атака прекратилась. В этот критический для всех момент Римма бросилась вперед и своим телом закрыла амбразуру ДЗОТа, оставшись при этом тяжелораненой.
Виктор Чистов, сослуживец храброй девушки вспоминал:
«Впереди неожиданно появились Римма Шершнева и еще один паренек. Его тут же подкосила фашистская пуля. А Римма пробежала метров пятнадцать — двадцать, упала. Мгновение — и она уже ползла к дзоту. Снова вскочила и что-то крикнула нам, бросила гранату, а еще через минуту бросилась на амбразуру, и фашистский пулемет умолк. На какое-то мгновение партизаны застыли в изумлении. Потом с неистовым “Ур-рра-а!” рванулись вперед. Я подбежал к дзоту, залез на него. Гляжу — наша Римма безжизненно повисла на вражеском пулемете, закрыв собой смертельный прямоугольник амбразуры. Я осторожно подтащил ее наверх, на купол дзота. Смотрю, еще дышит…»
Огневая точка немцев была взята, а порядка 20 фашистов уничтожены.
После боя
В юную партизанку попало более 10 пуль, девушка была буквально изрешечена ими, но прожила более недели. Её перевезли в ближайшую деревню Старосеки, где к ней вызвали хирурга Ибрагима Друяна. Почти все свои последние дни героиня провела в бессознательном состоянии, а когда приходила в сознание, спрашивала, жив ли командир.
Это подтверждает одну из версий, согласно которой на подвиг Шершневу толкнула сильная любовь к своему командиру — Кириллу Мазурову. Именно к нему она бросилась на помощь, когда его ранили в том последнем для нее бою.
В то время Мазуров был секретарем ЦК ЛКСМБ. После войны он продолжил политическую карьеру и умер в 1989 году в возрасте 75 лет.
Так или иначе, не может быть ни малейшего сомнения в том, что поступок юной патриотки являлся героическим. Умерла девушка 6 декабря 1942 года. Похоронили Римму на следующий день в деревне Живунь Любанского района. Впоследствии её останки перезахоронят на Аллее славы в Любани. За отвагу и героизм девушка была удостоена ордена Красного Знамени (посмертно).
О подвиге 21 марта 1943 года сообщило Совинформбюро:
«Партизанский отряд, действующий в одном из районов Полесской области, при выполнении боевого задания был обстрелян из замаскированного немецкого дзота. Отряду угрожала большая опасность. Партизанка Римма Шершнева бросилась вперед и своим телом закрыла амбразуру дзота. Отважная партизанка-патриотка погибла геройской смертью, но спасла командира отряда и других товарищей. Партизаны уничтожили засевших в дзоте гитлеровцев и успешно выполнили боевое задание».
Наследие
Именем Риммы Шершневой названы улицы в Добруше, деревнях Живунь и Ломовичи. Его также носит минская гимназия № 25. В местном музее имеются уникальные экспонаты, повествующие о довоенной жизни героини и ее боевом пути.