Найти в Дзене
ПГУПС

К 215-летию: интересные факты о ПГУПС

В декабре 2024 года ПГУПС отметил своё 215-летие. Основанный в 1809 году, он стал первым транспортным вузом Российской империи, заложив лучшие традиции отечественного инженерного образования. 50 интересных фактов из истории университета Выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения построили Сибирскую, Китайско-Восточную, Амурскую и другие железные дороги. Их общая протяженность к 1913 году составила 70 тыс. км. Это был период самого стремительного развития железнодорожного транспорта Российской империи. В 1913 году государственные железные дороги дали 40 % государственных доходов. В 1972 году коллектив ученых ЛИИЖТ был награждён памятной медалью Академии наук СССР «В ознаменование первого в мире выхода человека в открытый космос». Профессора ЛИИЖТ были удостоены редкого и престижного звания «Почётный строитель Байконура». С 1964 года учёные кафедры «Железнодорожный путь» разрабатывали специальные рельсовые пути для сверхтяжёлых нагрузок на космодроме Байконур. Этот ко
Оглавление

В декабре 2024 года ПГУПС отметил своё 215-летие. Основанный в 1809 году, он стал первым транспортным вузом Российской империи, заложив лучшие традиции отечественного инженерного образования.

50 интересных фактов из истории университета

1. Задали тон экономике государства

Выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения построили Сибирскую, Китайско-Восточную, Амурскую и другие железные дороги. Их общая протяженность к 1913 году составила 70 тыс. км. Это был период самого стремительного развития железнодорожного транспорта Российской империи. В 1913 году государственные железные дороги дали 40 % государственных доходов.

Изыскательские работы на направлениях будущей дороги начали вести ещё в 1894 году
Изыскательские работы на направлениях будущей дороги начали вести ещё в 1894 году

2. ЛИИЖТ для космоса

В 1972 году коллектив ученых ЛИИЖТ был награждён памятной медалью Академии наук СССР «В ознаменование первого в мире выхода человека в открытый космос». Профессора ЛИИЖТ были удостоены редкого и престижного звания «Почётный строитель Байконура».

С 1964 года учёные кафедры «Железнодорожный путь» разрабатывали специальные рельсовые пути для сверхтяжёлых нагрузок на космодроме Байконур. Этот комплекс, не имеющий аналогов в мире, выдерживает нагрузки, в 20 раз превышающие нагрузки на обычных железных дорогах.

Сегодня учёные ПГУПС продолжают сотрудничество с космодромом Байконур и космодромом Восточный на Дальнем Востоке.

Учёные ЛИИЖТ разрабатывали специальные рельсовые пути для сверхтяжёлых нагрузок на космодроме Байконур
Учёные ЛИИЖТ разрабатывали специальные рельсовые пути для сверхтяжёлых нагрузок на космодроме Байконур

3. Император – председатель приёмной комиссии

В октябре 1810 года император Александр I изучал список из 62 фамилий молодых людей, пожелавших быть принятыми в только что учреждённый Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС).

С 4 по 19 октября абитуриенты сдавали экзамены по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, рисованию, русскому и французскому языкам.

Император утвердил список из 30 человек, лучших по сумме полученных на экзаменах баллов, и 1 ноября 1810 года они приступили к занятиям во Дворце Юсуповых на Фонтанке.

В 1877 году в связи со столетием со дня рождения Александра I Петербургский институт инженеров путей сообщения получил имя своего основателя, которое носил до 1917 г. В 2014 году ПГУПС вернул себе имя Императора.

4. Под покровительством Александра Невского

В 2000 году в одном из дворов Университета был освящён храм-часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Это не дань моде, а продолжение исторической традиции.

До 1917-го многие полки, вузы, предприятия имели святых покровителей. Считалось, что ИКИПС покровительствует Александр Невский. Объясняется это, скорее всего, тем, что Александр I почитал Александра Невского как собственного покровителя.

Святой Благоверный князь Александр Невский - небесный покровитель ИКИПС - ЛИИЖТ - ПГУПС
Святой Благоверный князь Александр Невский - небесный покровитель ИКИПС - ЛИИЖТ - ПГУПС

5. Испытываем на прочность

100 больших мостов на 31 железной дороге Российской империи было построено по проектам профессора ПИИПС Николая Аполлоновича Белелюбского, мостовика, известного своими новаторскими подходами.

В 1878 году он основал в Университете первую в мире механическую лабораторию по испытанию материалов, носящую ныне его имя. Она стала центральной в стране станцией для механического исследования строительных материалов.

6. Кого принимали в институт?

Институт Корпуса инженеров путей сообщения сразу создавался как учебное заведение для овладения сложными, высшими знаниями.

В первом объявлении о приёме в ИКИПС говорилось: «Никто не будет принят в институт, если не имеет по крайней мере 15 лет от роду, если не будет здорового сложения и, сверх того, не будет говорить и писать по-русски и по-французски».

7. Первые в авиации

В начале XX века ИКИПС был одним из ведущих научных центров страны в области авиации. Здесь вели научную деятельность специалисты в области аэродинамики и аэростатики.

Профессор вуза, специалист по начертательной геометрии Николай Алексеевич Рынин (1877–1942) впервые высказал мысль об учреждении специального учебного заведения для подготовки инженеров-авиаторов. В 1920 году он организовал факультет воздушных сообщений и стал его деканом.

Николай Рынин по праву считается основоположником высшего авиационного образования в России. Наш институт стал стартовой площадкой для создания российского воздушного транспорта и космических ракет.

В ЛИИЖТе вели научную деятельность специалисты в области аэродинамики и аэростатики
В ЛИИЖТе вели научную деятельность специалисты в области аэродинамики и аэростатики

8. Обед с императором

Благовещенский мост — первый постоянный мост через Неву — в 1842 году спроектировал Станислав Валерианович Кербедз (1810–1899), окончивший ИКИПС в 1831 году.

В 1850 году мост был введён в эксплуатацию, и Николай I был настолько им доволен, что в знак особой благодарности отобедал с инженерами, принимавшими участие в строительстве.

9. Защита от наводнений

В 1816 году император Александр I обратился к первому ректору ИКИПС генерал-лейтенанту Августину Бетанкуру с указом об учреждении нового градостроительного органа — Комитета для строений и гидравлических работ.

Именно Бетанкур стал первым его председателем.

10. Император привёз тачку щебня

Строительство Транссибирской магистрали стало делом рук инженеров путей сообщения, выпускников ПИИПС. Более 200 инженеров путей сообщения были заняты на изысканиях и строительстве. Они осуществляли техническое руководство и контролировали качество работы.

Наследник престола Российской империи цесаревич Николай Александрович, председатель Комитета по строительству Транссибирской магистрали, лично отвёз первую тачку на торжественной церемонии закладки Великого Сибирского пути.

-5