Японские бумажные фонарики, известные как "чочин", являются традиционными японскими фонарями, обычно изготавливаемыми из японской бумаги васи, растянутой на бамбуковом каркасе. Они символизируют традиционную японскую жизнь и используются с XVI века для освещения боковых улиц, фасадов магазинов и дворов храмов. Сегодня их можно встретить в различных условиях: от фестивалей и церемоний до декоративных элементов в домах и бизнесах, добавляя элегантности световым инсталляциям по всей стране.
Чочины обычно имеют цилиндрическую форму с деревянной или бамбуковой основой и кольцом сверху для подвешивания. Исторически японские бумажные фонарики освещались свечами или масляными лампами, но современные версии могут иметь электрические лампы или светодиоды.
Размер и дизайн каждого чочина во многом зависят от предпочтений мастера, который его создает. Фонарики бывают разных цветовых схем — часто красного цвета, который символизирует жизненную силу и удачу, или белого, обозначающего чистоту и новые начинания, а также с кандзи или хираганой на внешней стороне.
Каллиграфические символы будут указывать на то, что рекламирует фонарь — например, 祭 (мацури) означает фестивали, 商 (сё:) указывает на коммерцию или бизнес, а やきとり (якитори) — ресторан, специализирующийся на жареном цыпленке гриль!
Более дорогие декоративные фонарики могут быть украшены специальными узорами или духовными мотивами для улучшения их эстетической привлекательности.
Традиционно артефакты - чочины изготавливаются вручную с использованием комбинации материалов, таких как японская бумага васи, бамбук, иногда дерево или металл, методом, известным как "макибонэ-шики" (техника намотки).
Общий обзор процесса создания фонарика
Конструкция каркаса: мастер сгибает тонкие гибкие полоски бамбука в цилиндрическую форму, затем закрепляет их вместе проволокой или веревкой.
Подготовка бумаги: японская бумага васи используется для покрытия каркаса — мастер может окрасить васи растительными красителями или украсить ее декоративными узорами. Бумагу разрезают на полосы или панели подходящего размера для обертывания вокруг каркаса.
Обертывание каркаса: бумага аккуратно оборачивается вокруг бамбукового каркаса, крепится клеем и натягивается туго, чтобы обеспечить гладкую и ровную поверхность. В зависимости от желаемого внешнего вида и долговечности фонаря, мастер может использовать несколько слоев бумаги.
Укрепление конструкции: к верхней и нижней части фонаря крепятся бамбуковые или деревянные кольца для обеспечения структурной поддержки.
Декорации: мастер может добавить дополнительные украшения, такие как каллиграфия и художественные штрихи, используя кисти и трафареты.
Освещение: если фонарик предназначен для размещения свечи или масляной лампы, внутри него может быть установлен металлический поднос для надежного удержания источника света. В противном случае добавляются электрические компоненты, такие как лампочки или светодиодные полоски.
Токио
В магазине Yoshinoya Shoten в районе Канда в Токио можно увидеть элегантные, преимущественно белые фонарики, выставленные на полках. Фонарики Йошинои невероятно прочные — они имеют железный каркас — и известны своим жирным (толстым) каллиграфическим письмом на внешней стороне, стилем, известным как Эдо Моджи.
Магазин Tanakaya в районе Синагава существует уже более века. Хотя магазин продает другие традиционные товары, такие как норен (полупрозрачные занавески), хаппи (яркие куртки, которые носят на фестивалях) и талисманы на удачу, он также предлагает широкий выбор бумажных фонарей. Некоторые из них минималистичны, с несколькими кандзи-символами на белом фоне, другие украшены классическими гравюрами укиё-э.
На улице Каппабаши-дори в Асакусе находится магазин Гинзайа, где можно найти дешевые и веселые фонарики, украшенные кандзи-символами, такими как 居酒屋 (идзакая), たこ焼き (такояки), 甘酒 (амазаке) и 焼鳥 (якитори).
Киото
Компания Kojima Shoten занимается производством фонариков с конца XVIII века. Их фонарики изготавливаются с использованием традиционного метода джибари-шики, который отличается от техники макибоне-шики тем, что используемый бамбук и бумага относительно толстые.
Мастера Коджимы, пара братьев, чья семья открыла магазин более двух столетий назад, делают отдельные полоски бамбука в виде колец, которые затем фиксируются веревками. Полученные фонарики прочные, но грубоватые и представляют собой исчезающее искусство — лишь немногие производители фонариков в Киото все еще используют метод джибари-шики.
Takahashi Chochin, расположенная недалеко от рынка Нисики в Киото, является отличным местом для тех, кто хочет купить фонарик, но не может определиться со стилем. Они предлагают большие фонарики, декоративные фонарики, ритуальные фонарики, буддийские фонарики, похоронные фонарики, ручные фонарики и фонарики странных форм и размеров, а также многое другое.
Микуниминато (Фукуи)
В старом портовом городе Микуниминато в префектуре Фукуи, который был одним из главных торговых центров Японии в период Эдо (1603–1868 гг.), ежегодно проводится трехдневный фестиваль Микуни. Во время фестиваля гигантские платформы, увенчанные куклами - самураями, проходят от тории-ворот святилища Микуни и через исторический район города. Чочины играют ключевую роль в фестивале, они привязаны к платформам и освещают улицы, вымощенные камнем.
Мито (Ибараки)
В Мито, префектура Ибараки, чочины также известны как суиф. Эти фонарики, являющиеся символами теплых летних вечеров, обычно имеют продолговатую форму и изготавливаются путем наклеивания тонкой, но прочной бумаги на скелетный бамбуковый каркас. Мито является одним из самых известных регионов Японии по производству чочинов, и качество местных магазинов соответствует этому статусу.
Яме (Фукуока)
Регион Яме в префектуре Фукуока давно известен как центр производства японской бумаги васи. Поэтому неудивительно, что предприимчивые ремесленники обратили свое внимание на производство фонариков. Яме благословлен сырьем для производства чочинов — бамбуком (для каркаса) и шелковицей (для васи), что гарантирует сохранение этого ремесла на протяжении веков.
Фонарики, изготовленные для фестиваля О-Бон, когда японцы приветствуют души своих предков, составляют 90% производства чочинов в Яме сегодня. Этот стиль особенно элегантен, использует полупрозрачную бумагу и простые декоративные мотивы.
Хокэй (Тоттори)
Провинция Тоттори является наименее населенной префектурой Японии, и даже многие японцы мало знают о ней, кроме того, что это отличное место, чтобы поесть снежного краба зимой, здесь есть область, известная как пустыня Тоттори, и Гошо Аояма, создатель знаменитого манги и аниме-сериала "Кайдзиро", родился именно там. Но родной город Аоямы Хокэй также имеет свою историю производства фонариков.
Мино (Гифу)
В Мино, небольшом городе в префектуре Гифу, фонарики стали неотъемлемой частью жизни. В 1995 году правительство Японии признало гифунские фонарики национальным традиционным ремеслом. Для их создания используется деликатный метод: тонкий бамбуковый каркас и тонкая бумага васи, украшенная цветами, пейзажами и другими значимыми духовными изображениями.