Погоня группы сотрудников отдела внутренних дел за двумя цыганами-конокрадами, угнавшими 11 лошадей из д.Калмакларово, осталась в истории районной милиции, как одна из успешных и "хрестоматийных" операций по раскрытию преступлений по "горячим следам". Она произошла в начале 80-х годов прошлого века. Мы установили имена непосредственных участников этой операции, ныне здравствующих ветеранов милицейской службы, почётных ветеранов МВД майора Самата Хафизова, майора внутренней службы Абузара Гатиатуллина, ветерана уголовного розыска майора Рамиля Валиуллина, замначальника милиции Фурьята Бирганова, младшего лейтенанта Зуфара Галиаскарова (ныне покойного), сержанта милиции, водителя Рафиса Алтынбаева (ныне покойного).
День выдался трудным. 11 июня 1983 года прошёл массовый народный праздник - Сабантуй. Обеспечение общественного порядка во время мероприятия было, как всегда, возложено на сотрудников органа внутренних дел. Как обычно, на высоком уровне прошли все мероприятия народных гуляний - концерт, игры, конные скачки, спортивные состязания. Казалось бы, закончил дело - гуляй смело. Но...
Утром в кабинет начальника отдела внутренних дел Салаватского района явился управляющий Насибашевского отделения совхоза «Лагерный» Берик Дусмухаметов (ныне покойный) и заявил о пропаже лошадей хозяйства в количестве 11 голов, среди которых был и обладатель главного приза конных скачках на вчерашнем сабантуе. Событие из ряда вон выходящее. С утра и такая неприятная новость! Она всполошило руководство района и требовало немедленного реагирования.
По воспоминаниям тогда молодого сотрудника милиции Самата Хафизова, после пропажи лошадей в ночь с 11 на 12 июня отделом внутренних дел было создано несколько групп, чтобы по горячим следам и в короткие сроки разыскать похитителей и вернуть лошадей законным владельцам. "Опера" и рядовые милиционеры выехали на место происшествия. Следы животных, находившихся на вольном выпасе, вели в сторону села Насибаш, через перелесок, не приближаясь к автотрассе. Благо, в распоряжении оперативной группы были лошади, предоставленные руководством отделения совхоза "Лагерный", иначе неизвестно было бы, сколько времени пришлось бы петлять по следам, по этому долгому пути.
Ехали сотрудники, ориентируясь по отпечаткам следов, преодолевая местами пологие холмы и склоны, покрытые зарослями, смешанным лесом. Зелёный лес изредка издавал какофонию певчих птиц. Между селом Насибаш и деревней Куркино следы повели в сторону родника Шаптырмак возле селения Лаклы. Немного выше родника, перебравшись через дорогу, судя по следам, лошади ушли вверх по направлению вдоль скал к асфальто-бетонному заводу. Скоро подъехал жёлтый "УАЗик" под управлением водителя-милиционера Рафиса Алтынбаева в компании сотрудников Фурьята Бирганова, Рамиля Валиуллина и Абузара Гатиатуллина. Продолжая путь, группа преследователей дошла до местности между селом Лаклы и деревней Урманчино, где располагался асфальто-бетонный завод. Остановились там, где обнаружили следы лошадей, направляющихся в сторону оврага заросшего деревьями.
"Вечерело, в сумерках стали еле заметны очертания окрестностей, и мы решили на сегодня завершить поиски пропавших лошадей, поскольку было бесполезно искать «черного кота» в темной комнате - утра вечера мудренее, - вспоминает участник этих событий Самат Хафизов. -
Лошадей, на которых вели преследование, отправили обратно в Насибаш. Рамиль Валиуллин уехал в Малояз. Сами поехали в село Лаклы, переночевали в доме одного тракториста, хозяйка оказалась гостеприимной и вкусно накормила нас. Утром следующего дня, позавтракав, отправились в правление колхоза имени Хамматова, где нас встретил председатель Мавлитьян Гафурович Сафин. Он был уже в курсе происходящих событий и пригласив помощника конюха, распорядился оседлать коней и предоставить нам для пользования на период розыска. К нам присоединился и сам помконюха со своей собакой-болонкой в белой окраске…"
Вернувшись на тот овраг-котлован, участники поисков обнаружили кострище, останки полуобгоревших веток, недалеко от которых прямо на виду лежали две гильзы от патрона 16 калибра. Оперуполномоченный Рамиль Валиуллин смекнул, что это намёк на наличие оружия у похитителей и впредь надо соблюдать осторожность при дальнейшем следовании и держать при себе пистолет наготове.
Продолжая путь, милиционеры питались дикаркой, так как при себе не было ни воды, ни пищи. По пути наткнулись на временное стойбище лошадей, следы недавнего привала, свежий лошадиный помёт. Будучи охотником, Зуфар Галиаскаров даже взял в руки его, как бы оценивая и проверяя «на свежесть». «На зуб попробуй!»- пошутили его товарищи.
"Уходя все дальше от привычных мест, в душу закрадывалась тревога, - продолжает Самат Хафизов. - Пистолет был только у меня. Как только я вытаскивал его, идя по лесной тропе, помощник конюха из Лаклов тут же отставал, видимо, опасался и осторожничал при виде оружия. Все тело изнывало от боли, ведь второй день верхом на лошади, немало пройдено верст. О том, что подошли в селение Минка Челябинской области, мы узнали только потом. Заехали по грунтовой дороге в село и встретили двух милиционеров из города Усть-Катав, в ходе разговора с ними узнали, что в Тюбелясе орудует какой-то конокрад, и он может быть причастен к похищению лошадей, но дома его не оказалось. Здание сельсовета в Минке было закрыто. Послали за техничкой, которая пришла и открыла нам дверь. Поблагодарив помощника конюха за помощь, с лошадьми отправили его обратно в село Лаклы".
На мотоцикле преследователи доехали до Тюбеляса, переговорили с местным жителем, который тоже жаловался на пропажу коня и обвинял кого-то, что только он мог
заниматься такими делами. Потом будет известно, что проходя через эти места, угонщики пополняли табун за счёт бродячих лошадей из других населенных пунктов.
Сотрудники милиции попросили, чтобы их отвезли в Мурсалимкино. Добравшись до поселка, увидели возле общежития знакомый "УАЗик". Там уже находились Рафис Алтынбаев, Анвар Зиялов, Рамиль Валиуллин, лесник и охотник из села Лаклы Ринат Хайруллин с ружьём и боеприпасом. Раньше охотники были первыми помощниками участковых инспекторов милиции и по первому зову откликались на их просьбы.
Проведя ночь в общежитии, утром хорошо позавтракали в столовой Мурсалимкинского мясокомбината. Затем всей группой отправились обратно в с.Минка к тому месту, где ранее потеряли из виду следы. Переходя через дорогу заметили те же следы лошадей, решили продолжить поиски. Путь оказался нелегким, преодолевая горы за горами, в пешем порядке, группа набрела на дойный гурт возле ручья. В воде стояли фляги с молоком для охлаждения. Были и кружки, участникам поисковой операции повезло, они напились молока и остановились на привал. Вскоре подъехала автомашина ЗИЛ-131 с тентом на кузове. Доярки, угостили группу молоком и хлебом. Оставив коллег, Самат Хафизов на этом ЗИЛе съездил за машиной и вернулся обратно.
Смеркалось. Группа направилась домой. Потому что следы угнанных лошадей, которые до сих пор вели поисковиков, затерялись среди многочисленных отпечатков следов дойного стада. Подкралась ночь. Группа вышла на местность, расположенную примерно напротив деревни Идрисово…
"Прошёл второй день. Ночью лежу в общежитии и сплю, жил один, вновь вспоминает Самат Хафизов, в то время молодой сотрудник Салаватского РОВД. - В 2 часа ночи разбудил сигнал автомашины и ко мне в комнату входит водитель Борис Хафизов и просит срочно выйти к Ризвану Хасановичу Валееву (ныне покойному), который сидел в машине. Вместе выехали в г.Сатку."
После того, как были затеряны следы на дойном гурте, прошли сутки. По дороге Ризван Валеев рассказал, что чуть выше села Первомайский похитители лошадей развернулись и направились обратно, в надежде запутать следы. А рано утром их заметили в Первомайском и сообщили. На автомашине ГАЗ-66 сотрудник милиции Битсон Камаев (ныне покойный) с охотниками направился в сторону г.Бакал. О находке ему сообщили, когда он ехал из города Сатка. Недалеко от железнодорожного моста станции Сулея в лесу похитители лошадей оказали сопротивление, во время перестрелки был ранен один из конокрадов-цыган, а второго соучастника поймать не удалось, сбежал. На месте происшествия оперуполномоченным Рамилем Валиуллиным были найдены мелкокалибрный револьвер Марголина и рюкзак.
"Уже рассветало. В палате городской больницы лежал раненый цыган, которого я должен был охранять, - продолжает Самат Хафизов. - Рядом поставили мне койку и я расположился на ней. Прошли сутки, все это время цыган находился под моей охраной, затем прибыли прокурор Хамза Басыров (ныне покойный), начальник милиции Габдулхай Шайсламов (ныне покойный), там же был Абузар Гатиатуллин. Прокурор, внимательно осматривая вещи цыгана, взял в руки предмет, напоминающий шпингалет, вполсилы щелкнул, нажимая пальцем на выступающую ручку. Тут, оценив ситуацию, начальник милиции вырвал из рук Басырова предмет и стал разбирать по частям. Внутри оказался мелкокалиберный патрон, чудом не разорвавшийся в руках прокурора. Это было самодельное устройство для стрельбы.
Вскоре цыгана Иванова (он также использовал фамилию Лебедев и другие) осудили и отправили в места лишения свободы. Следствие по данному делу вел следователь Гаяз Фаткуллин (ныне покойный). Иванов был осужден на лишение свободы сроком на 6 лет. А лошадей -«путешественников» вернули своим владельцам.
После задержания цыгана, как рассказывал Рамиль Валиуллин, конокрад сказал, что в то время, когда сотрудники ехали на мотоцикле по дороге, он сидел в зарослях между Куркино и Насибашем и видел их. На вопрос: «А если бы мы напоролись на вас?», ответил: «Мы бы стали стрелять». Так завершилось расследование этой "кражи века" в Салаватском районе.
История нашумевшего преступления, совершенного в Салаватском районе Башкирии вооруженными цыганами
5 февраля 20255 фев 2025
1994
8 мин
Погоня группы сотрудников отдела внутренних дел за двумя цыганами-конокрадами, угнавшими 11 лошадей из д.Калмакларово, осталась в истории районной милиции, как одна из успешных и "хрестоматийных" операций по раскрытию преступлений по "горячим следам". Она произошла в начале 80-х годов прошлого века. Мы установили имена непосредственных участников этой операции, ныне здравствующих ветеранов милицейской службы, почётных ветеранов МВД майора Самата Хафизова, майора внутренней службы Абузара Гатиатуллина, ветерана уголовного розыска майора Рамиля Валиуллина, замначальника милиции Фурьята Бирганова, младшего лейтенанта Зуфара Галиаскарова (ныне покойного), сержанта милиции, водителя Рафиса Алтынбаева (ныне покойного).
День выдался трудным. 11 июня 1983 года прошёл массовый народный праздник - Сабантуй. Обеспечение общественного порядка во время мероприятия было, как всегда, возложено на сотрудников органа внутренних дел. Как обычно, на высоком уровне прошли все мероприятия народных гуляний