Найти в Дзене

Собор Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский собор). Часть №2. Убранство нижнего храма

Прежде чем продолжить осмотр и знакомство с Владимирским собором, поговорим об одной важной принадлежности храмового богослужения, как колокольный звон. Этот звон, как приветственный зов для верующих, радостная весть, которая зовёт всех к молитве и празднованию! Он напоминает о торжественных моментах в жизни Церкви, приглашает присоединиться к общей молитве! А заведует колокольным хозяйством звонарь. В обязанности именно этого церковнослужителя входит звонить в колокола перед началом или во время богослужения. Колокольный звон - особый вид искусства и требует большого навыка и умения. В царское время обучение мастерству звонаря передавалось от поколения к поколению внутри церковной общины. В постсоветский период появились школы звонарей. С 2000 года в Санкт-Петербурге действует школа звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери. За годы деятельности школа подготовила целую когорту квалифицированных звонарей. Некоторые из её выпускников в настоящее время преподают искусство зв

Прежде чем продолжить осмотр и знакомство с Владимирским собором, поговорим об одной важной принадлежности храмового богослужения, как колокольный звон. Этот звон, как приветственный зов для верующих, радостная весть, которая зовёт всех к молитве и празднованию! Он напоминает о торжественных моментах в жизни Церкви, приглашает присоединиться к общей молитве!

Фото автора.
Фото автора.

А заведует колокольным хозяйством звонарь. В обязанности именно этого церковнослужителя входит звонить в колокола перед началом или во время богослужения. Колокольный звон - особый вид искусства и требует большого навыка и умения. В царское время обучение мастерству звонаря передавалось от поколения к поколению внутри церковной общины. В постсоветский период появились школы звонарей. С 2000 года в Санкт-Петербурге действует школа звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери.

Фото автора.
Фото автора.

За годы деятельности школа подготовила целую когорту квалифицированных звонарей. Некоторые из её выпускников в настоящее время преподают искусство звонарного дела. Школа неустанно выполняет духовно-просветительскую миссию, принимая активное участие во многих церковных мероприятиях и торжествах Санкт-Петербурга, а также в культурно-исторических событиях города и страны.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Для тех, кто пропустил первую часть публикации о Владимирском соборе, предлагаю пройти по ссылке: №1. Итак, продолжим! Окончательный архитектурный облик храму придал зодчий Франц Иванович Руска. В период с 1847 по 1851 год он надстроил колокольню четвертым ярусом, построил две часовни рядом с основным зданием храма и возвел вокруг него ограду, которую мы можем видеть и в наши дни. Собор получил своё наименование в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая пользуется особым почтением среди русских православных верующих. Согласно преданию, храм назван в честь этой иконы.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Икона Божьей Матери "Тихвинская". Фото автора.
Икона Божьей Матери "Тихвинская". Фото автора.

Наверное, к месту будет озвучить эту легенду. Согласно ей, образ написан евангелистом Лукой на столе, за которым некогда трапезничали Спаситель и Богоматерь. В XII веке был сделан список с этой иконы и преподнесён киевскому князю Юрию Долгорукому. Святой образ был помещен в киевский монастырь. Однако спустя несколько лет один из сыновей князя Андрей принял решение перевезти икону на север. Во время путешествия после остановки в городе Владимире лошади, везущие платформу с иконой, отказались двигаться дальше. Князь молился Богородице о помощи, и во сне ему явилась сама Богоматерь, повелевшая оставить икону в этом городе. С тех пор икона носит имя Владимирской.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Образ Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона. ФОТО АВТОРА.
Образ Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона. ФОТО АВТОРА.

Архитектурное оформление интерьеров собора дошло до нашего времени практически без изменений и в хорошей сохранности. Чего не скажешь о его наполнении. Ни богослужебных книг, ни церковной утвари, ни икон до нашего времени не дошло. Особую монументальность верхнему храму придают пилоны, служащие опорой сводчатых перекрытий. Не меньшую роль в привлекательности убранства играет и лепной декор с барельефами евангелистов в подкупольном пространстве, выполненными, по мнению экспертов, одним из выдающихся скульпторов эпохи. В нижней церкви сохранились крестовые своды перекрытий, а вот интерьер храма, включая иконостасы трёх престолов, не сохранился.

Фото автора.
Фото автора.
Икона святого Серафима Саровского. Фото автора.
Икона святого Серафима Саровского. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Центральным элементом интерьера главного престола, как, впрочем, и любого другого храма, является иконостас. Это великолепный образец барочного стиля. Спроектирован выдающимся архитектором Растрелли в 1748 году и исполнен лучшими русскими мастерами. Иконостас перенесен в собор из Кабинетной церкви Аничкова дворца. А вот иконостас, первоначально созданный для Владимирской церкви, во времена правления Екатерины II был развернут обратной стороной к алтарю. На его месте был установлен иконостас из Аничкова дворца. На сегодня из 30 икон, написанных художниками А.П. Антроповым, И.Я. Вишняковым и И.И. Бельским, сохранилось 24 иконы.

Фото автора.
Фото автора.

В нижнем храме, у одного из пределов, находится Плащаница, представляющая собой большой покров, символизирующий погребальную пелену, в которую было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. В XIV веке, с принятием Иерусалимского богослужебного устава, на Руси установился обычай торжественного перенесения плащаницы из алтаря в центр храма. Во время утреннего богослужения в Великую Субботу плащаницу помещали на престол, ею покрывая Евангелие. На полях плащаницы вышит текст тропаря Великой Субботы, который предписывается для этого случая. Он гласит: "Преподобный Иосиф сошел с дерева, снял Твое пречистое тело, обвив его чистою плащаницею и покрыв благовониями, во гробе новом положил".

 Соборная "литургическая" плащаница "Христос во гробе". Фото автора.
Соборная "литургическая" плащаница "Христос во гробе". Фото автора.

Среди прихожан Собор Владимирской иконы Божией Матери было много выдающихся деятелей русской культуры: Достоевский, Некрасов, Куприн, Римский-Корсаков и др. В церкви на отпевании своей няни Арины Родионовны и друга детства Антона Дельвига присутствовал Пушкин. Последние месяцы жизни Арина Родионовна провела именно в доме родителей Пушкина, живших неподалеку по Свечному переулку.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В 1932 году советская власть приняла решение о закрытии Владимирской церкви, после чего её здание было передано под нужды различных организаций. Так, помещение храма приспосабливалось для Государственной Публичной библиотеки. Затем для строительного треста. После Великой Отечественной войны, с 1949 по 1989 год, церковь с колокольней была арендована фабрикой «Спорт-трикотаж» Управления «Физкультспортснаб». В церкви размещались производственные цеха и склады, а в колокольне - Управление фабрики "Ленмашучёт".

Фото автора.
Фото автора.
Икона Божьей Матери "Покров Пресвятой Богородицы". Фото автора.
Икона Божьей Матери "Покров Пресвятой Богородицы". Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В августе 1989 года, спустя шестьдесят лет периода забвения и запустения, Собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращён православной общине. После проведения необходимых реставрационных работ 7 апреля 1990 года состоялось её торжественное освящение.

Икона святителя Луки Крымского. Фото автора.
Икона святителя Луки Крымского. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Владимирский собор является магнитом для туристов, очарованных его неповторимым архитектурным обликом и внушительной энергетикой. Для петербуржцев же это святыня, место, где они обретают душевный покой и наполняются духовной силой. Посещение собора оставляет неизгладимое чувство умиротворения и благости на долгие дни. На этом знакомство с храмом мы заканчиваем.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если есть желание дополнить, пишите в комментариях, буду только рад! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!