Составители ОГЭ все-таки обещанное выполнили: открытый банк заданий ОГЭ по русскому языку обновили. Давайте кратко обсудим все нововведения, а также изучим тексты изложений, которыми составители экзамена решили пополнить ОБЗ.
Кратко о нововведениях
Структура ОГЭ по русскому языку осталась прежней: выпускникам по-прежнему нужно написать сжатое изложение, сочинение по одной из тем на выбор и решить тестовую часть.
Сейчас ФИПИ скорректировал только материал заданий:
- Добавили 10 новых текстов для написания изложений;
- Добавили 10 текстов для написания сочинений (также скорректировали темы 13.1 и 13.3);
- Из интересных тем 13.3 могу отметить следующие:
Какие чувства дарит домашний питомец людям?
Как в годы войны народ проявил силу духа?
Почему важно оставаться верным своим убеждениям?
- Существенно пополнили базу заданий номер 8 и 9.
Интересные случаи изменения словосочетаний:
удар сабли в согласование - ?
радости щенков в согласование - ?
рожок пастуха в согласование - ?
подарок от них в примыкание - ?
Более подробно, думаю, я об этом еще напишу. Сейчас хочу поделиться новыми текстами изложений, которые удалось найти в банке заданий ФИПИ.
ВАЖНО: на ФИПИ публикуют только аудиозаписи (скачать их можно на сайте ФИПИ, также я их публиковала в своем телеграм-канале, там же публиковала все тексты в одном удобном файле).
Текстовую расшифровку этих аудиозаписей и членение на абзацы делала я. Если с чем-либо не согласны, пишите в комментариях - обсудим (у меня есть сомнения в тексте про одиночество).
Тексты изложений. Текст 1.
Где бы вы ни были: в городе или деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или юге России, в лесу или на степной дороге, всюду прислушивайтесь к русскому языку, к певучему народному говору, запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству, образности и поэтичности язык, поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.
И звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочные сновидения, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость — нет таких мыслей, понятий, звуков, красок и образов, сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Прав был Тургенев, когда говорил, что такой язык может быть дан только великому народу. Русский язык поистине народен. Он является наилучшим выражением сущности русского человека. Сколько бы мы его ни изучали, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда. Необходимо любить русский язык, изучать его, хранить и обогащать словами, рожденными нашей эпохой, но словами, достойными этого великого языка.
(по К. Г. Паустовскому)
Текст 2.
В чём самая большая цель жизни? Я думаю, в том, чтобы увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Ребенок любит мать и отца, братьев и сестёр, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже большое и глубокое чувство.
Надо быть патриотом, но не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом заключается любовь к своей стране. Во втором — ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Любовь к людям не должна быть безотчётной. Она должна быть умной, должна соединяться с умением замечать недостатки как в окружающих людях, так и в себе, бороться с ними. Любовь должна быть соединена с мудростью. Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость, которая рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Мудрость же приносит человеку доброе имя, прочное счастье и ту спокойную совесть, которая ценнее всего.
(по Д. С. Лихачеву)
Текст 3.
Самое хорошее поведение – то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость, пожалуй, особенно хороша, когда безотчетна. Поступать надо правильно, не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная необходимость поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке. Но душевная потребность эта не всегда присуща человеку от рождения. Она воспитывается в основном им же самим, его решимостью жить по правде, по-доброму.
Мы учимся ездить на велосипеде и сперва следуем определенным несложным советам друзей и взрослых – поворачивать руль в ту сторону, в которую падаешь, а вскоре ездим, уже не думая ни о каких правилах, и ездим уже хорошо и свободно всю жизнь. В жизни тоже есть свои правила. Надо жить честно, по правде. Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, когда думаете, куда повернуть, вы затрачиваете множество усилий, а когда научились и не думаете, вы уже неутомимы. Если вы научитесь быстро и ответственно принимать правильные решения, жить будет легко.
Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы дышите. Тропинки и дорожки нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, легки, удобны, встречи на них особенно интересны, если только исходные данные выбраны вами правильно.
(По Д. С. Лихачеву)
Текст 4.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением природы, называется экологией. Но экология не может ограничиться только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.
Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной оседлости, привязанности к родным местам, нравственной самодисциплины и социализации. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого. Поднимаются вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное влияние культурной среды на человека во всем многообразии ее взаимосвязей.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
(По Д. С. Лихачеву)
Текст 5.
У Чехова была удивительная особенность: каждый человек при нём невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее, быть самим собой. Люди сбрасывали с себя пёстрые наряды книжных фраз и модных слов, которыми человек, желая казаться солиднее, украшает себя. Антон Павлович этого не любил. Всё пёстрое, гремящее, чужое вызывало в нём смущение. Каждый раз, когда он видел пред собой такого человека, им овладевало желание освободить его от этой мишуры, искажавшей настоящее лицо и живую душу собеседника.
Всю жизнь Чехов был самим собой, был внутренне свободен и никогда не считался с тем, чего одни от него ожидали, другие — требовали. Он не любил разговоров на «высокие» темы, он любил всё простое, настоящее, искреннее.
Однажды писателя посетили три пышно одетые дамы. Чинно усевшись вокруг хозяина, они притворились, будто бы их очень интересует политика, и стали задавать Чехову умные вопросы. «Как вы думаете, чем кончится война?», — спросили они. «Вероятно, миром», — немного подумав, ответил Чехов. «А кого вы больше любите – греков или турок?» – не унимались дамы. Антон Павлович с улыбкой ответил: «Я люблю мармелад. А вы любите?». С этого момента все трое оживлённо заговорили, обнаруживая в вопросе о мармеладе прекрасное знание предмета. Было очевидно: они очень довольны тем, что не нужно притворяться, а уходя, пообещали Чехову прислать мармелад.
(По М. Горькому)
Текст 6.
Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Имея дар понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, счастливее. Ибо, понимая мир, окружающих его людей, прошлое и далёкое, человек быстрее находит общий язык с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.
Искусство вызывает в читателе, зрителе сопереживание и сочувствие людям, всему человечеству. Оно заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство идёт от человека и ведёт к человеку — к самому живому, доброму, лучшему в нём. Как говорил Лев Николаевич Толстой, оно служит единению человеческих душ.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться, учиться долго, всю жизнь. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом его громадная щедрость. Самое важное в искусстве — это искренность, честность, открытость к восприятию его человеком. Нельзя быть слепым к красоте, глухим к слову и настоящей музыке, чёрствым к добру, беспамятным к прошлому. Необходимы ещё и знания: фактические сведения по истории искусства, по истории памятника, биографические сведения о его создателе, которые помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Знания раскрывают двери, но войти в них мы должны сами.
(По Д. С. Лихачёву)
Текст 7.
Почему многие испытывают чувство одиночества? Вокруг полно народу, но никто тебя не хочет выслушать, никому ты не интересен, каждый занят собой. А если и слышат тебя, то не понимают. Очень многие молодые люди жалуются на то, что их не понимают родители: «Шестнадцать лет под одной крышей живем, а никак не можем найти общий язык!».
Общий язык! Оказывается, это такая редкость! Оказывается, даже родной язык может быть непонятен. Почему так получается? Да потому, что за каждым нашим словом кроется какое-то желание, чувство, какой-то интерес. Все слова понятны, но мы не хотим понимать чужие чувства, интересы, желания, не хотим растрачивать на это свои душевные силы. Мы ленимся, боимся впустить в свою душу другого, оттого мы так редко смотрим в глаза друг другу. Спросил на ходу: «Как дела?». И, не дождавшись ответа или удовлетворившись пустыми словами, бежим дальше: «Привет! Как дела? И у меня ничего».
И лишь редко-редко встречается на жизненном пути человек, который слушает и понимает. Исключительное качество, изумительное достоинство, но зато такое достоинство, которое доступно каждому. Не всякий талантлив, не все красивы, не каждый и умен. Но для того чтобы слушать и понимать человека, не нужно ни особого ума, ни особых талантов. Надо только внимательно слушать и стараться понять.
( По С. Л. Соловейчику)
Текст 8.
Для чего пишутся сказки? Ответов много: для заветных мечтаний, для забавы, для того чтобы с помощью сказки открыть мир, для того чтобы порадовать близкого тебе человека. Сказка делает мир живым. В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. Одни звери наглые, другие трусливые, третьи сильные, готовые прийти к тебе на помощь. У них храброе сердце. Сказка учит быть добрым и помогать слабому, учит сочувствию и юмору. Сказка открывает в тебе воображение. Его отсутствие может стать бедствием для людей и даже для страны. Человек без воображения не способен понять чужую боль.
Но сказка и о торжестве справедливости, потому что маленький человек, которому читают сказку, должен быть твёрдо уверен: правда на земле существует. Если в раннем детстве ребёнок переживает несправедливость и остаётся с этим чувством наедине, без помощи, то скрыться от этой несправедливости ему некуда. И тогда он живёт с ощущением враждебности мира. Сказка со справедливым финалом снимает эту тяжесть. Она создаёт в детской душе равновесие, поселяет радость.
Взрослея, ребёнок начнет постигать сложные истины, учиться жизни. И первая ступень к этому – сказка. Главное, чтобы взрослеющего человека не покидала вера в чудо. Тогда мир будет постоянно открываться для него новыми гранями.
(По Ю. Б. Норштейну)
Текст 9.
С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там. Сквозь живые беседы учителей и страницы книг впервые видится ему отражённая в слове необъятная и сложная вселенная.
Человек роднится с древними мыслями — с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к потомкам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это благодаря языку.
Прежде чем вывести первую строчку на странице, каждый автор долго обдумывает её содержание. Видели, как пестрят поправками в поисках самого верного слова бессмертные страницы черновиков Льва Толстого или Пушкина? И вы сами, прочтя взволновавшую вас новую книгу, начнёте размышлять над тем, что только что узнали. Все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов? Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь.
(По Л.В. Успенскому)
Текст 10.
Мне повезло с учителями: на пути оказались хорошие, высокой души люди. Настоящие педагоги, сумевшие разглядеть в малообразованном, плохо воспитанном, подчас просто грубом мальчишке какие-то способности. Но мне думается, что если бы этого не случилось, то все равно я бы продолжал преодолевать все трудности учения. Воля, как и всё остальное, требует закалки и постоянных упражнений. То, что казалось трудным вчера, становится лёгким сегодня, если не уступать минутной слабости, а бороться с собой шаг за шагом.
Тренировка стойкости и воли проходит незаметно. Когда учишься ездить на машине, трудно справляться с её управлением и следить за дорогой, знаками, пешеходами. И вдруг перестаешь замечать свои действия, машина становится послушной и не требующей напряжённого внимания. Так и с трудностями в жизни. Привычка к их преодолению приходит незаметно, учиться становится легко, только нельзя распускаться и жалеть себя. Товарищи будут с уважением называть справляющегося с трудностями человека собранным, волевым, мужественным, а он будет удивляться: что такого особенного в нём нашли?
И если вы действительно стремитесь к знаниям, то не поддавайтесь слабости, никогда не отказывайтесь своего решения учиться. Дорогу осиливает и ослабевший человек, пока он идёт. Если он упадёт, ему будет трудно подняться, намного труднее, чем продолжать идти!
(По И. А. Ефремову)
Вместо вывода
Тексты, как видите, интересные. Думаю, их нужно обязательно разобрать до экзамена, так как некоторые могут вызвать трудности у выпускников (чего только стоит огромный текст, посвященный экологии).
Печально, что в этом году в базу материалов ОГЭ постоянно вносят правки (хотелось бы все актуальные изменения видеть в августе, чтобы все могли спокойно готовиться к ОГЭ по русскому языку в течение учебного года). Также до сих пор не могу понять, почему составители экзамена не публикуют открыто список всех изменений: учителя сейчас должны постоянно изучать банк заданий ОГЭ, чтобы находить новые тексты. Ужасное отношение ко всем, кто готовит и готовится к ОГЭ.
Что думаете о произошедшем? Как вам новые тексты изложений ОГЭ-2025?
Делитесь в комментариях.
______________________________________________________
Горбушина Маргарита Сергеевна, репетитор по русскому языку.
Контакты для связи можно найти на личном сайте. Также можно присоединиться к телеграм-каналу для взрослых и детей, где я рассказываю о правилах русского языка и публикую материалы по заданиям ОГЭ и ЕГЭ.
Там же я опубликовала аудиозаписи всех новых изложений и файл с их текстовой расшифровкой.