Найти в Дзене

Весенние праздники: традиции, символика и пробуждение природы

Оглавление
Кустодиев Б. "Масленица" 1919 год
Кустодиев Б. "Масленица" 1919 год

Конец зимы — начало весны в культуре всех европейских народов отмечен праздничным циклом, который до сих пор проводится с большим размахом. Многие праздники этого периода хранят в себе черты языческих земледельческих культов. Так что же это за древние весение праздники, традиции которых живы до сих пор?

Символизм праздника

В культуре любого народа есть элементы, оставшиеся с прошедших времен, они настолько устойчивы, что до сих пор проявляются, правда, уже в искаженной форме. Посмотрите на любой праздник — у большинства народов есть определенные традиции празднования, которые повторяются из поколения в поколение, а на самом деле это действия, которые наши предки совершали тысячелетия назад, правда, с магической целью.

Несмотря на то, что народы давно уже не зависят от природы, древняя магия, помогавшая жить в далекие времена, никуда не ушла, она стала забавой, традицией, в которую мало кто вкладывает смысл. Хотя еще в начале, а где-то вплоть до середины XX века магическим обрядам придавали значение и свято в них верили.

Весений цикл праздников

Каждый календарный период имел свои праздничные циклы, в ходе которых совершалось большое количество ритуалов и обрядовых действий, призванных обеспечить благополучие той или иной сфере жизни.

Особо здесь выделялись весение праздники, в которых четко прослеживалось два мотива: победа тепла над холодом, весны над зимой и, следовательно, жизни над смертью, энергия молодости, возраждение природы, а как следствие — культ плодородия и растительности.

Весений цикл праздников у европейских народов, в частности у славян, начинается с февраля, с праздника Сретения в европейской традиции 2 февраля (15 февраля в России). По народным поверьям в это время начинается борьба зимы с летом. Весна вступает в свои права и вскоре должна прогнать холод и мороз. Заканчивалось все майскими празднествами и троицей.

В христианской традиции на этот цикл приходился самый главный праздник церковного календаря — Пасха. А простой народ веселился в преддверии 40-дневного поста на карнавалах и масленицах.

Чему посвящались праздники?

Интересно, что нет единой концепции, чему были посвящены эти весении праздники. Долгое время господствовала версия, что это почитание определенных языческих богов, символизировавших силы природы. Соответственно, все проводимые празднества — это поклонения и задабривания божеств, отвечающих за определеные природные явления, где особняком стояли широко распространенные в древности солнечные культы.

Дальнейшие исследования народной культуры показали, что подавляющую часть ритуалов и обрядов просто невозможно привязать к кому-либо, даже незначительному божеству. В народных культах почитали растительность, плодородие земли и животных, урожай и прочие явления. Эта обрядовость была настолько древняя, что возникла еще до широкого распространения культа божеств.

Несмотря на различные названия праздников и сроки их проведения — это очень похожие ритуалы и даже одинаковые поверья, это говорит прежде всего об едином очень древнем языческом происхождении, скорее всего унаследованных от общих индоарийских предков.

Эти культы прекрасно пережили средневековье, в котором церковь вела борьбу с язычеством. Священников больше заботило поклонение старыми языческими богами, а не странные обряды, проводимые землепашцами в определеные периоды. На них мало обращали внимания, хотя периоды, значимые в язычестве, очень быстро включили в церковный календарь, правда, уже с совсем другим значением.

Праздники весенего цикла

Весений цикл праздников со временем превратился в систему, состоявшую из древних ритуалов и поверий, которые были облачены в христианскую оболочку, хотя по сути оставались языческими.

Одним из самых ярких, в котором осталось больше всего языческих компонентов, был карнавал-масленица, присущий всем европейским народам.

Карнавал-масленица

Экерсберг К. "Карнавал в Риме" 1828
Экерсберг К. "Карнавал в Риме" 1828

Карнавалы и масленица — это проявление именно народного праздника, который только формально приурочен к церковному календарю, праздновали перед великим постом. Особо ярко проявлялись языческие обрядовые черты: маски, ряженые, сжигание чучела и обильная жирная пища.

Пасха

Пасхальная открытка
Пасхальная открытка

Пасха, несмотря на церковный смысл, была по сути копией культа умирающего и воскресающего бога, столь широко распространенного на Древнем Востоке и в Египте, в своей основе содержавшего мотив посева и жатвы хлебного поля, то, от чего зависела жизнь земледельческих общин.

Майские праздники, Троица

Макбет Р. "Майское дерево" 1800 г
Макбет Р. "Майское дерево" 1800 г

Заканчивался цикл торжеством весны и тепла. У большинства народов Европы это обряды, связанные с майским деревом. В кельтских регионах сохранялись отголоски Бельтайна. У славян это праздничные дни Троицы. Во всех праздниках ярко выражен культ растительности.

Особенности весенних праздников

Весенняя обрядность — это, прежде всего, веселье, множество развлекательных и игровых мотивов с выраженным эротическим подтекстом и, конечно же, поэтический фольклор (славянские заклички весны, волочебные и русальи песни, английские песни приветствия мая и кельтские гимны солнцу).

Праздники можно условно разделить на две части: первая — встреча весны, кульминация — карнавал и масленица, отчасти Пасха, второй — это торжество весеннего возрождения природы и ее полного расцвета: первомайские праздники в Европе и Троица у восточных славян.

Наиболее яркими языческими чертами отмечен праздник проводов зимы и встречи весны, известный всем европейским народам: у романских народов карнавал или Марди Гра, у германских — Фастнахт, у западных славян — Мясопуст, у южных — Белая, Сирна неделя и, конечно же, широкая масленица у восточных славян. Этим столь разнообразным праздникам будет посвящена следующая серия статей.

Понравилась статья? Поблагодарить легко! Не стесняйтесь, подписывайтесь, оставляйте комментарий.