Лето 1977 года. Лариса Гузеева, молодая, дерзкая, амбициозная, проходит все туры в Щукинское училище. Ей остаётся лишь сдать общеобразовательные экзамены, но судьба делает резкий поворот. В Ленинграде она также пробует силы в ЛГИТМиК и проходит.
Радостная и голодная, будущая успешная актриса заходит в кафе-мороженое и отдает свою последнюю 25-рублёвку, чтобы купить себе лакомство за 40 копеек. Только выйдя на улицу, девушка понимает: сдачи дали как с рубля. Возвращается назад, в кафе, требуя вернуть деньги. Но наглая продавщица цедит сквозь зубы: «Пошла вон!»
Билета назад в Москву у неё нет, денег на него тоже. Но она послушно ушла, просто тогда еще не умела быть наглой и настойчивой. Жизнь, словно капризный художник, выбирает новые краски для судьбы Ларисы Гузеевой.
Девушка осталась в Ленинграде... без денег. Но студентам все нипочем. У нее тоже началась студенческая жизнь. Гремят гитары, витают запахи табака, разливается терпкое вино.
На шумных вечеринках Лариса находит свою компанию: не актеры, а музыканты. Виктор Цой, Сергей Курехин, Борис Гребенщиков*, Юрий Каспарян. Такие еще молодые, дерзкие, непонятые. Позже их назовут гениями, но тогда...
Да какие легенды, какие гении? - отмахивается сейчас Гузеева. Музыка так себе, аппаратура скрипит, всё ломается, кто-то визжит... Но я ходила на концерты, потому что была влюблена в Серёжу Курехина. Мы жили вместе. А музыканты... Один в прыщах, у другого три волосины в хвостик завязаны. Ну какая тут романтика?
Существует миф, будто Курехин сам увез её в Ленинград, и уже там она поступила в театральный. Лариса только смеётся: «Меня увезла мороженка! Или крыса-продавщица!» Сергей действительно был её первым большим чувством. Они ютились в маленькой комнате: кровать, пианино, книги. С ними ещё жила сестра Курехина. Голодали, выкручивались, искали возможности.
«Все романтизируют юность, - вздыхает Лариса. - А я нет. Денег нет, еды нет, музыканты - эгоисты и чудаки, чокнутые на всю голову. Чего тут вспоминать хорошего?»
Параллельно в её жизни появляется Игорь Бухаров (правда. Ее мужем он станет только через 22 года). Тогда семнадцатилетний, прилично одетый, тихий. В их сумасшедшей компании панков и хиппи он выглядел неуместно, хотя они вместе поступали в Щукинское.
«К Ларисе даже подойти невозможно было! - вспоминает Бухаров. Она, красавица, худющая такая, курит «Беломор», джинсы в монетах, волосы, огонь! Вокруг взрослые мужики, а я? Словно заворожённый, слушал я эти непонятные для меня разговоры: «Представляешь, парня забрали в «дурку», мы ему сейчас еду туда возим. Он закатал джинсы и босиком, с топором на плече пошёл по Калининскому проспекту, ну менты его и повязали». Только потом понял, тот парень от армии косил.»
Лариса и не смотрела в сторону Бухарова. Приличный, ничем не выделяется, и скучный:
«У меня была мания величия – мама мне с детства внушала. Что я самая красивая. Все должны были мной восхищаться! А Игорь? Ребёнок!»
Курёхин был другим. Симпатичный, умный, заводной. Ему она отдала первую любовь, да, была хулиганкой, лет с 10 воровала у отца сигаретки, но свою цену знала, и мужчин ставила на место. Но вот с Курехиным не смогла.
«Я им восхищалась! - признаётся Гузеева. - Он знал больше с похмелья, чем я на свежую голову. Они восхищались мной, потому что я тёлка была классная: длинные волосы, короткие юбки, хорошая фигура. Но я была младше их на 5 лет».
Она была провинциалкой – из Оренбурга, да и Курёхин не был коренным ленинградцем. Родился в Мурманске, с 4 лет жил в Москве, потом родители поменяли московскую хату на дом в Евпатории. Когда окончил школу, переехали в северную столицу.
В Ленинграде парень поступил в Институт культуры им. Н. К. Крупской и пытался учиться одновременно на дирижёрском, фортепианном и оркестровом отделениях. Гений… но учёбу бросил. Работал дирижёром милицейского хора, концертмейстером, органистом в католической церкви. Жил, как умел.
«Я была счастлива в его крохотной комнате, - вспоминает Лариса. - Не было гениев, были голодные студенты. Мы просто пили вино и любили». Кстати, в этой комнате жила также и сестра Курехина. До Ларисы у Курехина была жена, подрастала дочка. Роман с Гузеевой продлился года четыре, но и эта любовь ушла.
Сергей встретил Анастасию Фурсей, дочь профессора. Женился. Лариса осталась одна.
«Он меня ломал, - признавалась она. Воспитывал. Я не могла так больше, потому и не сожалела о расставании. Конечно, Настя была богатой, как сыр в масле каталась с таким папой-то. А я нищета-лимита. Потом, я не была мышкой серенькой. У меня было высокое мнение о себе. Я училась в театральном, я нравилась, мне говорили комплименты. Может, Серёжка со мной тоже мучился, я была с нестабильной нервной системой, меня тяжело удержать».
Сергей переехал к Анастасии в хорошее жилье, они поженились летом 1983 года, потом родилась дочь Лиза. В комнате осталась жить его сестра. А Лариса скиталась по съёмным. Иногда её выгоняли на ночь, но никто не знал об этом.
«Я всегда врала. Всегда одевалась хорошо, всегда французские духи. А поесть было нечего. И снималась много потому, что когда снимаешься – дают номер в гостинице».
Вскоре в её жизни появился фильм «Жестокий романс». Лариса встретила Сергея Шакурова, уже знаменитого актёра. Эльдар Рязанов пригласил его на роль Паратова в «Жестокий романс», а Шакуров уговорил взять Гузееву на главную роль Огудаловой:
"Шакуров заявил: «Только с Гузеевой!», с которой встречался в то время. Рязанов на это пошёл, утвердил Шакурова и Гузееву. И вдруг Шакуров получил долгожданную роль Сирано де Бержерака в театре Станиславского. И ушёл. А «мохнатым шмелём» стал Никита Михалков» – вспоминает актер Панкратов-Черный.
1996 год. Сергей Курёхин сгорает за два месяца от редкой саркомы сердца. Лариса долго молчала о прошлом, в том числе об этом романе. Но теперь делится:
«Жизнь у меня гульная была. В такие клоаки залезала! О многом жалею. Грешила, ох, как грешила! Потому и надеюсь, что за последней чертой ничего нет. Не хочу в аду гореть! Вспоминаю молодость свою буйную и самой себе не нравлюсь. Страха не знала! И сейчас о многом жалею, что была не с теми людьми, время тратила не на тех. Грешила много, ох, как много!»
Вот такой в молодости была Лариса Гузеева, та, которую сейчас знают по передаче «Давай, поженимся!», совершенно не ассоциируя эту яркую и саркастичную женщину с красивой и скромной бесприданницей Ларисой Огудаловой из «Жестокого романса»...