Найти в Дзене
Зачем я там была?

"Спрятанная" бесплатная выставка в Москве, о которой никто не знает

В последние месяцы я много писала о громких московских выставках — тех, где раскуплены билеты и не протолкнуться. Сегодня расскажу о другой. Маленькой, камерной, почти незаметной. О той, мимо которой легко пройти, если не знать, что она есть. Пока толпы идут в Третьяковку и Пушкинский, в крошечных пространствах происходят события, тоже достойные внимания. Одно из них — выставка «Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа» в Русском аукционном доме на С. Радонежского. "К сожалению, Эдуарду Зеленину не воздали должного на Родине», — такими словами открывается альбом, выпущенный в Кемеровской области в 2004 году в память о художнике-нонконформисте, родившемуся в 1938 году в Новокузнецке. Зеленин — это история художника, который был в центре советского неформального искусства , но при этом как будто остался в стороне. Его творчество формировалось в среде тех, кто выставлялся в подвалах и на пустырях, чьи работы изымали, а имена стирали. В его картинах — следы русского авангарда,

В последние месяцы я много писала о громких московских выставках — тех, где раскуплены билеты и не протолкнуться. Сегодня расскажу о другой. Маленькой, камерной, почти незаметной. О той, мимо которой легко пройти, если не знать, что она есть.

Пока толпы идут в Третьяковку и Пушкинский, в крошечных пространствах происходят события, тоже достойные внимания. Одно из них — выставка «Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа» в Русском аукционном доме на С. Радонежского.

«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»
«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»

"К сожалению, Эдуарду Зеленину не воздали должного на Родине», — такими словами открывается альбом, выпущенный в Кемеровской области в 2004 году в память о художнике-нонконформисте, родившемуся в 1938 году в Новокузнецке.

«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»
«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»

Зеленин — это история художника, который был в центре советского неформального искусства , но при этом как будто остался в стороне. Его творчество формировалось в среде тех, кто выставлялся в подвалах и на пустырях, чьи работы изымали, а имена стирали. В его картинах — следы русского авангарда, сюрреализма, примитивизма. Но главное — в них всегда читается любовь к России. Даже когда он был изгнан из СССР и оказался в Париже.

«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»
«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»

Выставка условно делится на две части.

Первая — это 1970–1975 годы, ещё Советский Союз. Эти работы словно сотканы из тумана: сквозь него проступают хрупкие силуэты церквей, незримых ликов, теней. Они не изображают, они намекают. Если бы живопись могла шептать, она звучала бы именно так.

«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»
«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»
«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»
«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»

Вторая часть — французский период. Здесь всё по-другому: краски ярче, формы смелее.

Почему же имя Эдуарда Зеленина не стало знаковым? Ведь его картины покупали коллекционеры, его «Мадонна» жила в доме Ростроповича и Вишневской, а фирменный мазок с завитком узнавали художники.

Мир искусства капризен и непредсказуем: одних он возносит, других оставляет в тени. Так случилось и с Зеленином. В отличие от своих друзей - Шемякина, Рабина или Целкова - он не стал "громким именем".

«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»
«Эдуард Зеленин: от Бульдозерной выставки до Парижа»

В российских музеях его работы встречаются редко: Новокузнецкая картинная галерея, AZ-музей — и, пожалуй, всё. Вот почему эта выставка (жаль, что представлено всего около 35 работ) — не просто экспозиция, а шанс познакомиться с творчеством самобытного художника.

Эльдар Рязанов однажды сказал:

Я делю живопись на две категории: на ту, которая нравится, и ту, которая оставляет равнодушным. Картины Эдуарда Зеленина относятся как раз к тем произведениям искусства, которые лично мне очень нравятся. Почему? Прямолинейно и непрофессионально: потому что они радуют глаз.

Я не буду настаивать, что вы обязаны увидеть эту выставку. Но если окажетесь поблизости — зайдите. Вдруг и вам понравится.

📅 Когда: 31 января – 18 февраля
💰 Вход: бесплатный
🕰 Время: будние дни, 12:00 – 20:00
📍 Адрес: ул. Сергия Радонежского, 15-17, стр. 13 (вход со стороны Гжельского переулка)