Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

Не бросайтесь в объятия к мошенникам

Электронный школьный журнал может огорчить родителей не только оценками их детей. Другие опасности и пострашнее будут.

«Сферум» - безопасное пространство для учёбы и общения. Так утверждают создатели этой платформы. А на самом деле?

Вот свежая история. Школьный учитель звонит родителям, попадает на маму, обращается к ней по имени-отчеству, сам представляется, напоминая, что он классный руководитель класса, в котором учится её сын. Мама встревожена, и потому первый её вопрос к собеседнику: что случилось? натворил её ребёнок в школе что-то? Прежде ей из школы не звонили, потому она сразу о худшем думает. Учитель, точнее учительница, её успокаивает, говоря, что телефонный звонок никак не связан ни с оценками, ни с поведением её сына, а дело в том, что в школе обновляется база данных электронного журнала и классный руководитель обзванивает родителей, внося коррективы в их персональные данные, если в том есть потребность (может быть у кого-то из родителей адрес электронной почты поменялся, или какие-то иные изменения в контактах произошли).

Мама успокаивается и вступает в диалог с учителем. Они вместе перепроверяют персональные данные на её сына на платформе «Сферум», сверяя актуальность сведений (проверяют профиль учащегося) и самих родителей тоже. После того как проверка завершена, учительница говорит маме, что ей для того, чтобы завершить процедуру обновления электронного журнала, требуется небольшая мамина помощь. Нужно сообщить код из SMS-сообщения, пришедший на телефон к маме. Та, естественно, просьбу выполняет, не понимая ещё, что таким образом попала в ловушку к мошенникам.

-2

Это выяснится позже, когда она с ужасом для себя поймёт, что звонил ей вовсе не классный руководитель, а мошенник, предварительно заполучивший о ней и её сыне информацию (имена-отчества), который после разговора с ней, а главное после полученного от неё кода доступа на её персональную страницу на портале «Госуслуг» уже вошёл на эту страницу, получив доступ к персональным данным, здесь находившимся. О ужас!

А дальше уже дело техники, как финансовые жулики воспользуются сведениями, украденными у женщины (именно украденными по наивности последней). Всё дальнейшее зависит от того, как быстро мама решит перепроверить с кем она общалась по телефону (в самом ли деле это была классная руководительница, голос которой она не помнит, конечно) и додумается ли она зайти на свою страницу на «Госуслугах», чтобы проверить, что на ней происходит. Хуже будет, если о мошенничестве, совершённом с помощью её персональных данных, она узнает, когда ей сообщат из банка о необходимости возвращать взятый ею кредит (мошенники, конечно же, его взяли от её имени).

Подобных историй финансового мошенничества за последние полгода заметно прибавилось. Мошенники, используя привычку родителей получать информацию о школьной жизни их детей на платформе «Сферум», с доверием относятся к телефонным звонкам от лица педагогов и легко вступают в разговоры с неизвестными, прикидывающимися учителями. Тем более что мошенники для правдоподобности используют данные настоящих школьных преподавателей. И страшно подумать даже, что будет когда в массовую практику войдёт применение дипфейков (видео, созданные с помощью искусственного интеллекта). Когда родители будут общаться, как им кажется, с учителем, а на поверку окажется, что человека обманули.

Ирина Маслова
Ирина Маслова

Как в таких ситуациях поступать? Доктор экономических наук, заместитель генерального директора Ассоциации развития финансовой грамотности Ирина Маслова рекомендует во всех случаях, когда речь заходит о передаче персональных данных кому-либо, а тем более когда просят подтвердить такие сведения с помощью кодов (SMS-сообщений), включать критическое мышление и не поддаваться на уловки мошенников. К этому надо добавить и то, что обновления коммуникационной платформы «Сферум» происходит автоматически и исключительно на устройстве пользователя без участия третьих лиц. А коды из СМС, в том числе коды от «Госуслуг», не используются при работе с платформой «Сферум». Информация об обновлениях сервиса может приходить исключительно от платформы в виде системного сообщения и носит только информационный характер. Если знать об этом, то и не пострадаете от финансовых мошенников.

Предлагают оплатить штраф. Не торопитесь, проверьте источник запроса.

Не редкость когда о своих задолженностях по денежным платежам мы узнаем на портале «Госуслуг». Приходит сообщение, что мы то ли штраф не оплатили, нарушив правила дорожного движения, то ли налоговый долг у нас образовался, и как законопослушные граждане, мы свои ошибки исправляем. Этим обстоятельством стали пользоваться финансовые мошенники, рассылая «официальные письма» о якобы существующих у нас задолженностях, предлагая оплатить их, используя для этого систему быстрых платежей, что, действительно, удобно.

В документе, внешне не вызывающем сомнения, сообщается какой платёж у вас просрочен, указана конкретная сумма долга и пени к нему (для правдоподобия) и прилагается QR-код или ссылка для перехода к оплате. А для пущей убедительности приводятся выдержки из законодательства, которое мы нарушили. Невозможно не поверить. А если сумма небольшая, то нам и в голову не придёт проверять обоснованность финансового требования «контролирующего органа». Не все задаются простым вопросом: а действительно ли я что-то кому-то задолжал? Проходим по ссылке и отправляем энную сумму адресату. Особенно оперативно так поступаем, если обещается скидка за наше быстродействие.

А потом выясняется, что никакого долга на вас не было и совершенно не ясен адресат, которому вы отправили свои деньги. Одно может радовать, сумму небольшую потерли. А к жуликам из таких финансовых ручейков в итоге полноводный денежный поток переводов поступает. И никакого насилия над вами, вы сами деньги мошенникам перечислили. Почему? Потому что невнимательны, говорят эксперты Ассоциации развития финансовой грамотности. Как говорится, проверяйте, да не обмануты будете.

-4

Текстовое разоблачение мошенников

Поскольку страдаем мы не только от своей невнимательности (что есть, то есть), но и от хитрости телефонных мошенников, названивающих нам то от лица классных руководителей (вспомните первый фрагмент этой публикации), то прикидываясь сотрудниками банков или работниками надзорных органов, и мы часто оказываемся беспомощными в таком противоборстве с финансовыми мошенниками, то очень хорошее правило внедряется сейчас государством, согласно которому операторов связи обяжут определять вам звонящего.

В России введут автоматический определитель входящих номеров, это означает, что абонент, отвечая на звонок, будет видеть текстовую пометку «банк», «полезные услуги» и так далее. В таком разе мошеннику уже не спрятаться будет за самопредставлением в качестве сотрудника банка или правоохранительного органа. Мы точно будем знать статус звонящего нам. Понятно, на экране телефона не высветится «мошенник», но мы сразу поймём, что это не из банка нам звонят и не из ФСБ, пусть даже мошенник так представится. Мы уже будем бдительнее в разговоре и осторожнее в действиях. А это, как минимум, половина успеха в деле борьбы с финансовым жульём.

Анатолий Цыганков