Boom Supersonic XB-1: 12 минут, которые вернули миру мечту о сверхзвуковых путешествиях
Перелет из Токио в Лос-Анджелес за 5 часов вместо 11, Нью-Йорк–Лондон за 3,5 часа вместо 7. Это не фантастика — это будущее, которое строит компания Boom Supersonic. В конце 2023 года их прототип XB-1, прозванный «Baby Boom», совершил первый исторический полет. Почему это событие сравнивают с запуском «Конкорда» в 1969-м? И как человечество, наконец, решит проблемы, погубившие первые сверхзвуковые лайнеры?
XB-1: испытание технологий, которые изменят авиацию
Первый полет XB-1 состоялся 22 октября 2023 года в пустыне Мохаве (Калифорния) — том самом месте, где когда-то испытывали легендарный SpaceShipOne. Самолет поднялся на высоту 2,1 км, развил скорость 0,8 Маха (около 1000 км/ч) и приземлился через 12 минут. Казалось бы, скромные цифры, но за ними — революция:
XB-1 — самый быстрый гражданский самолет XXI века, созданный с нуля.
Его корпус на 90% состоит из композитных материалов (углепластик и титан), что делает его легче аналогов на 30%.
3 двигателя General Electric J85 (те же, что на истребителе F-5 Tiger) обеспечивают тягу, достаточную для преодоления звукового барьера.
Пока XB-1 — лишь демонстрирует технологии. Его задача — доказать, что Overture, полноценный 80-местный лайнер Boom, сможет летать на скорости 1,7 Маха (2100 км/ч), оставаясь экономичным и тихим.
«Тихий» сверхзвук
Когда самолет преодолевает скорость звука (около 1225 км/ч на высоте), он создает ударную волну — резкий хлопок, известный как «звуковой удар». Именно из-за него сверхзвуковые полеты над сушей были запрещены в большинстве стран (Concorde, например, летал на сверхзвуке только над океаном).
- Overture использует аэродинамику нового поколения: форма крыла с «обратной стреловидностью» и специально спроектированный фюзеляж распределяют ударные волны более равномерно, смягчая их интенсивность. По заявлению Boom, звуковой удар Overture будет на 30% тише, чем у Concorde.
- Для сравнения: Concorde создавал звуковое давление в 105 дБ (как раскат грома), тогда как Overture должен снизить этот показатель до 75–80 дБ (как шум пылесоса).
Тишина в салоне и на земле
Речь не только о сверхзвуке. Даже на дозвуковых скоростях (взлет, посадка) самолет должен соответствовать современным нормам по шуму:
- Двигатели Symphony (разработаны совместно с Rolls-Royce) оснащены усовершенствованными воздухозаборниками и системами шумоподавления. Например, они снижают вибрацию лопаток турбин, которая является основным источником гула.
- В салоне Overture уровень шума обещают снизить до 60 дБ (как в офисном помещении) против 90–100 дБ у Ту-144 (шум сравним с отбойным молотком).
Почему это важно?
- Разрешения на полеты над сушей: если Boom удастся доказать, что Overture соответствует стандартам FAA (Федеральное управление авиации США) по шуму, это откроет маршруты через континенты, а не только над океанами.
- Комфорт пассажиров: в Concorde из-за грохота двигателей пассажиры едва слышали друг друга. В Overture обещают атмосферу, близкую к обычным бизнес-классам.
А что насчет Concorde и Ту-144?
- Concorde: его двигатели Olympus 593 без современных систем шумоподавления оглушали даже экипаж. Пилоты признавались, что в кабине было «как в барабане».
- Ту-144: из-за конструктивных просчетов шум в салоне достигал 100–110 дБ, что вынуждало пассажиров кричать, чтобы переговариваться.
Overture: сверхзвук для всех?
К 2026 году Boom планирует представить Overture, а к 2029-му — начать коммерческие рейсы. Чем он удивит:
- Снижение шума: благодаря особой форме крыла («обратная стреловидность») и двигателям Symphony (разработаны совместно с Rolls-Royce) «звуковой удар» будет на 30% тише, чем у Concorde.
- Дальность полета: 8300 км — это трансатлантические маршруты. В планах — маршруты на 10 000 км (например, Сидней–Лос-Анджелес).
Но главное — экология. Overture будет работать на устойчивом авиатопливе (SAF), сокращая выбросы CO₂ на 80%. Уже 20 авиакомпаний, включая United и Japan Airlines, зарезервировали 130 самолетов.
Ту-144 и Concorde: почему их эра закончилась?
Прежде чем мечтать о будущем, стоит вспомнить прошлое.
1. Ту-144
- Первый полет: 31 декабря 1968 года (на 2 месяца раньше Concorde!).
- Скорость: 2,3 Маха (2500 км/ч) — быстрее Concorde.
- Проблемы: катастрофа на авиасалоне в Ле-Бурже (1973), не доведенные двигатели, чудовищный шум в салоне. Из 16 построенных самолетов 7 разбились. Пассажирские рейсы (Москва–Алма-Ата) прекратили уже в 1978-м.
2. Concorde
- Первый полет: 2 марта 1969 года.
- Скорость: 2,02 Маха (2179 км/ч).
- Проблемы: стоимость билета $20 000 (в современном эквиваленте), запрет на сверхзвуковые полеты над сушей из-за шума, катастрофа в Париже (2000 год). Из 20 самолетов 14 летали до 2003 года.
Подробнее о судьбах Ту-144 и Конкорда можно узнать в нашей статье: Сверхзвуковые частные самолеты: новая эра или тупиковый путь?
Суждено ли Boom повторить их судьбу?
Главное отличие Boom Supersonic — прагматизм. Вместо роскоши — доступность, вместо керосина — SAF, вместо шума — инновационная аэродинамика. Если Overture выйдет на рынок, это будет первый случай, когда сверхзвук станет массовым.
Но риски остаются:
- Сертификация: FAA до сих пор запрещает сверхзвуковые полеты над сушей.
- Конкуренция: над аналогичными проектами работают Lockheed Martin и NASA (проект X-59 QueSST).
Как бы то ни было, первый полет XB-1 — это сигнал: сверхзвуковая авиация возвращается. Возможно, к 2030 году мы будем завтракать в Париже, а ужинать — в Нью-Йорке, как когда-то это делали пассажиры Concorde.
Подписывайтесь на канал GetJet в Дзен и Telegram, чтобы узнавать больше о мире частной авиации.
Мы на связи 24/7:
getjet.com
+7 (495) 120-04-47
Следите за нами там, где комфортно именно вам: