Найти в Дзене
GetJet

Boom Supersonic XB-1: сверхзвуковые перелеты. Технологии, меняющие мир

Перелет из Токио в Лос-Анджелес за 5 часов вместо 11, Нью-Йорк–Лондон за 3,5 часа вместо 7. Это не фантастика — это будущее, которое строит компания Boom Supersonic. В конце 2023 года их прототип XB-1, прозванный «Baby Boom», совершил первый исторический полет. Почему это событие сравнивают с запуском «Конкорда» в 1969-м? И как человечество, наконец, решит проблемы, погубившие первые сверхзвуковые лайнеры? Первый полет XB-1 состоялся 22 октября 2023 года в пустыне Мохаве (Калифорния) — том самом месте, где когда-то испытывали легендарный SpaceShipOne. Самолет поднялся на высоту 2,1 км, развил скорость 0,8 Маха (около 1000 км/ч) и приземлился через 12 минут. Казалось бы, скромные цифры, но за ними — революция: XB-1 — самый быстрый гражданский самолет XXI века, созданный с нуля. Его корпус на 90% состоит из композитных материалов (углепластик и титан), что делает его легче аналогов на 30%. 3 двигателя General Electric J85 (те же, что на истребителе F-5 Tiger) обеспечивают тягу, достаточн
Оглавление

Boom Supersonic XB-1: 12 минут, которые вернули миру мечту о сверхзвуковых путешествиях

Перелет из Токио в Лос-Анджелес за 5 часов вместо 11, Нью-Йорк–Лондон за 3,5 часа вместо 7. Это не фантастика — это будущее, которое строит компания Boom Supersonic. В конце 2023 года их прототип XB-1, прозванный «Baby Boom», совершил первый исторический полет. Почему это событие сравнивают с запуском «Конкорда» в 1969-м? И как человечество, наконец, решит проблемы, погубившие первые сверхзвуковые лайнеры?

XB-1: испытание технологий, которые изменят авиацию

Первый полет XB-1 состоялся 22 октября 2023 года в пустыне Мохаве (Калифорния) — том самом месте, где когда-то испытывали легендарный SpaceShipOne. Самолет поднялся на высоту 2,1 км, развил скорость 0,8 Маха (около 1000 км/ч) и приземлился через 12 минут. Казалось бы, скромные цифры, но за ними — революция:

XB-1 — самый быстрый гражданский самолет XXI века, созданный с нуля.

Его корпус на 90% состоит из композитных материалов (углепластик и титан), что делает его легче аналогов на 30%.

3 двигателя General Electric J85 (те же, что на истребителе F-5 Tiger) обеспечивают тягу, достаточную для преодоления звукового барьера.

Пока XB-1 — лишь демонстрирует технологии. Его задача — доказать, что Overture, полноценный 80-местный лайнер Boom, сможет летать на скорости 1,7 Маха (2100 км/ч), оставаясь экономичным и тихим.

-2

«Тихий» сверхзвук

Когда самолет преодолевает скорость звука (около 1225 км/ч на высоте), он создает ударную волну — резкий хлопок, известный как «звуковой удар». Именно из-за него сверхзвуковые полеты над сушей были запрещены в большинстве стран (Concorde, например, летал на сверхзвуке только над океаном).

  • Overture использует аэродинамику нового поколения: форма крыла с «обратной стреловидностью» и специально спроектированный фюзеляж распределяют ударные волны более равномерно, смягчая их интенсивность. По заявлению Boom, звуковой удар Overture будет на 30% тише, чем у Concorde.
  • Для сравнения: Concorde создавал звуковое давление в 105 дБ (как раскат грома), тогда как Overture должен снизить этот показатель до 75–80 дБ (как шум пылесоса).
-3

Тишина в салоне и на земле

Речь не только о сверхзвуке. Даже на дозвуковых скоростях (взлет, посадка) самолет должен соответствовать современным нормам по шуму:

  • Двигатели Symphony (разработаны совместно с Rolls-Royce) оснащены усовершенствованными воздухозаборниками и системами шумоподавления. Например, они снижают вибрацию лопаток турбин, которая является основным источником гула.
  • В салоне Overture уровень шума обещают снизить до 60 дБ (как в офисном помещении) против 90–100 дБ у Ту-144 (шум сравним с отбойным молотком).

Почему это важно?

  • Разрешения на полеты над сушей: если Boom удастся доказать, что Overture соответствует стандартам FAA (Федеральное управление авиации США) по шуму, это откроет маршруты через континенты, а не только над океанами.
  • Комфорт пассажиров: в Concorde из-за грохота двигателей пассажиры едва слышали друг друга. В Overture обещают атмосферу, близкую к обычным бизнес-классам.

А что насчет Concorde и Ту-144?

  • Concorde: его двигатели Olympus 593 без современных систем шумоподавления оглушали даже экипаж. Пилоты признавались, что в кабине было «как в барабане».
  • Ту-144: из-за конструктивных просчетов шум в салоне достигал 100–110 дБ, что вынуждало пассажиров кричать, чтобы переговариваться.

Overture: сверхзвук для всех?

К 2026 году Boom планирует представить Overture, а к 2029-му — начать коммерческие рейсы. Чем он удивит:

  • Снижение шума: благодаря особой форме крыла («обратная стреловидность») и двигателям Symphony (разработаны совместно с Rolls-Royce) «звуковой удар» будет на 30% тише, чем у Concorde.
  • Дальность полета: 8300 км — это трансатлантические маршруты. В планах — маршруты на 10 000 км (например, Сидней–Лос-Анджелес).

Но главное — экология. Overture будет работать на устойчивом авиатопливе (SAF), сокращая выбросы CO₂ на 80%. Уже 20 авиакомпаний, включая United и Japan Airlines, зарезервировали 130 самолетов.

-4

Ту-144 и Concorde: почему их эра закончилась?

Прежде чем мечтать о будущем, стоит вспомнить прошлое.

1. Ту-144

  • Первый полет: 31 декабря 1968 года (на 2 месяца раньше Concorde!).
  • Скорость: 2,3 Маха (2500 км/ч) — быстрее Concorde.
  • Проблемы: катастрофа на авиасалоне в Ле-Бурже (1973), не доведенные двигатели, чудовищный шум в салоне. Из 16 построенных самолетов 7 разбились. Пассажирские рейсы (Москва–Алма-Ата) прекратили уже в 1978-м.

2. Concorde

  • Первый полет: 2 марта 1969 года.
  • Скорость: 2,02 Маха (2179 км/ч).
  • Проблемы: стоимость билета $20 000 (в современном эквиваленте), запрет на сверхзвуковые полеты над сушей из-за шума, катастрофа в Париже (2000 год). Из 20 самолетов 14 летали до 2003 года.

Подробнее о судьбах Ту-144 и Конкорда можно узнать в нашей статье: Сверхзвуковые частные самолеты: новая эра или тупиковый путь?

Суждено ли Boom повторить их судьбу?

Главное отличие Boom Supersonic — прагматизм. Вместо роскоши — доступность, вместо керосина — SAF, вместо шума — инновационная аэродинамика. Если Overture выйдет на рынок, это будет первый случай, когда сверхзвук станет массовым.

Но риски остаются:

  • Сертификация: FAA до сих пор запрещает сверхзвуковые полеты над сушей.
  • Конкуренция: над аналогичными проектами работают Lockheed Martin и NASA (проект X-59 QueSST).

Как бы то ни было, первый полет XB-1 — это сигнал: сверхзвуковая авиация возвращается. Возможно, к 2030 году мы будем завтракать в Париже, а ужинать — в Нью-Йорке, как когда-то это делали пассажиры Concorde.

-5

Подписывайтесь на канал GetJet в Дзен и Telegram, чтобы узнавать больше о мире частной авиации.

Мы на связи 24/7:
getjet.com

Wapp

Telegram

+7 (495) 120-04-47

Следите за нами там, где комфортно именно вам:

Telegram-канал

VK

Youtube

Всегда остаемся на связи, ваш GetJet!