Карин Ларссон (1859–1928) появилась на свет в шведском городе Эребру в семье торговцев. С ранних лет она проявляла интерес к рисованию, и в 1877 году поступила в Академию изящных искусств в Стокгольме. Там она обучалась до 1882 года, после чего отправилась в творческую колонию в Грез-су-Луан, расположенную недалеко от Парижа.
В Грезе она встретила художника Карла Ларссона. Они полюбили друг друга, и в 1884 году у них родилась дочь Сюзанна. Через год после рождения дочери семья переехала в Стокгольм.
В 1901 году семья Ларссон обосновалась в Сундборне. Карин сделала из обычного деревянного дома уютное жилище, которое стало известно всему миру.
По мере как Карин родила восемь детей, она больше не могла заниматься живописью. Краски на холстах высыхали слишком быстро, и у неё не оставалось времени на завершение работ. Однако она нашла выход своим творческим способностям в текстиле.
Карин создавала ковры, покрывала, скатерти, шторы и постельное бельё, а также настенные панно. Создавала эскизы нарядов как для себя, так и для детей, а также разрабатывала дизайн мебели. Все эти её "рукодельки" стали идеальными объектами для картин Карла Ларссона.
Она создала свой дом — Lilla Hyttnäs, который стал известен на всю Швецию и определил развитие шведского дизайна интерьера.
Посмотрите на картину. Слева ткацкий станок с очередным полотном.
Благодаря работам Карла, стиль оформления интерьера, который они вместе придумали, стал определяющим в формировании скандинавского дизайна в XX веке.
Дом Ларссонов выделялся своим неформальным стилем, непринуждённостью и уютом, в то время как типичный шведский интерьер того времени тяготел к роскошным и помпезным убранствам в стиле ренессанс.
На этой картине справа тот же ткацкий станок, сзади другой, так называемый горизонтальный. На переднем фоне самопрялка. Похоже, это общая мастерская супругов — муж рисует, жена ткет.
Lilla Hyttnäs же был наполнен живыми растениями и красочными тканями; вместо тяжёлых ковров здесь использовали хлопковые циновки, и то только в местах с наибольшей проходимостью.
В семье художников предпочитали яркие мотивы, иногда на грани простоты: стилизованные фольклорные узоры, полоски и клетка.
Хотя Ларссоны создавали интерьер своего дома для личного пользования, а не для демонстрации, их дом Lilla Hyttnäs стал объектом исследования для многих творческих людей. Художники, дизайнеры и социологи увидели в нём отражение жизни людей, для которых семья была важнее всего и источником вдохновения.
Возвращение к простоте, ручному труду и природной красоте объединяло двух великих художников. Их интерьерные решения, выраженные в акварелях и дизайне дома, определили направление развития скандинавского дизайна в XX веке. Это влияние ощущается и сегодня.
— Крепкая ткань на стуле, не износилась со временем...
На этой картине та же мастерская, стоит большой складной стол, как наши столы-книжки. Дочь работает с постельным бельём.
Карин была музой Карла Ларссона. Чуткая, заботливая, скромная и всегда молодая — такой образ создал художник. Она была его идеалом. В действительности же Карин много работала, была невероятно творчески одаренной и самодостаточной женщиной. Карл всегда прислушивался и ценил критические замечания жены. Он говорил: «Карин всегда права. Всё, к чему прикасается её рука, становится красивым». Родив первого ребенка, Карин направила всю творческую энергию на дизайн дома, разработку предметов мебели; сама придумывала одежду для себя и детей. Период с 1900 по 1910 гг стал самым продуктивным для Карин.
Сундборн — это место, расположенное вдали от цивилизации, но, как показывают исследования, Карин не была полностью изолирована от внешнего мира. Она получала газеты и журналы, которые помогали ей быть в курсе событий. Среди них были издания «Искусство и декор» из Франции, «Студио» — журнал об искусстве и ремеслах из Англии, а также «Культура и декор» — немецкий журнал.
То есть Карин была в курсе последних тенденций в мире эстетики и не просто проводила время в деревне, а осознанно следовала модным направлениям.
Возможно, неоконченное полотно Карен. Или как образец тканого полотна с абстрактным рисунком для музея.
До появления «скандинавского стиля» как концепции такого понятия не существовало. Карин была не только дизайнером мебели и одежды для всей семьи, но и искусной вышивальщицей и ткачихой. Её смелые интерьеры, красивый ручной текстиль и деревенская мебель — всё это сейчас, спустя почти столетие, успешно продаётся и продвигается компанией IKEA.
Если бы не работы Карла Ларссона, люди, вероятно, не узнали бы о неповторимом стиле Карин. В 1990-х годах, когда технологии воспроизведения цвета стали более совершенными, популярность художника значительно выросла. В этот период шведское издательство Bonnier опубликовало книгу Ларссона под названием «Дом», в которой были представлены полноцветные репродукции его акварелей.