Здравствуйте, дорогие подписчики и гости страницы!
Спасибо большое за тёплый отклик на мой предыдущий пост про Германию.
Раз уж вам хочется со мной дальше читать Эммануэля Тодда, давайте!
Следующая, 6я глава про Великобританию. Тех, кто там живёт, прошу пристегнуть ремни, текст будет не для слабонервных.
Я лично не хочу обидеть эту страну, хотя и не могу сказать, что испытываю к ней тёплые чувства.
Я многократно бывала в Лондоне (раз 10, а то и больше, не помню уже) и даже в английской провинции. Так что не могу сказать, конечно, что я знаю эту страну (я все же в ней не жила, хоть и умудрилась там один раз попасть в больницу, мне даже операцию делали), но базовые представления, особенно о Лондоне имею хорошие и твёрдые.
Что же касается Тодда, он вообще частично англичанин по крови, так что доверять его пониманию можно.
Мне всегда было непонятно в англичанах, так скажем, "распределение эмоций". Они почему-то изображают целую драму там, где, с моей точки зрения, это "выеденного яйца не стоит", но при этом, как говорят французы, "смеются, когда защемляют себе палец ящиком стола". Интуитивно я их совсем не считываю.
Оно и понятно, это максимально удалённый от моего этноса тип, ничего из подразумеваемого не работает (кстати, по той же причине англичанам никогда не удаётся сделать правильный прогноз про русских).
От Тодда, который, к тому же, является на четверть англичанином, можно было ждать и чего-то иного. Но нет, почему-то он думает, как я, "скиф". Удивительно, конечно, как в наше время люди объединяются по духовному родству...
Открывается 6я глава рассуждением о британской воинственности, которая одновременно печальна и комична. У них нет какой-то впечатляющей армии, нет и самостоятельного ядерного оружия (его обслуживание полностью в руках США, они даже и воспользоваться им не могут без американского разрешения). Посмотришь на эту манию величия со стороны британского Министерства обороны, - говорит Тодд, - и возникает ощущение, что смотришь кино про Джеймса Бонда. С той разницей, конечно, что Бонд стремился скорее наладить отношения с Россией.
Британские вопли озадачивают даже американцев. Но с завидным упорством британцы толкают мир всё дальше и дальше в горнило войны. Не мне вам рассказывать страшилку про Джонсона, без которого миллионы мертвецов сейчас были бы живы. Он же навсегда замуровал украинское руководство в роль вечных поборников войны, а ведь могло бы быть и иначе.
Британцы были первыми, кто послал на Украину танки Челленджер и ракеты Сторм. Количество этих ракет и танков было абсолютно смешным и никак не могло влиять на ход военных действий, но они подали пример и раскачали Францию и Германию (и всех тех, кому Германия поставляла свои старые танки, которые позже тоже включились в процесс). Танки, конечно, уже почти все сгорели, но ситуация усугубилась ("ложечки нашли, но послевкусие осталось"...).
Тодд задаёт вопрос о том, чем вызвана такая необыкновенная воинственность британцев.
Большинство современных исследователей полагает, что это последствие Брэксита, который прошёл не слишком хорошо и вызвал у британцев страх оказаться в изоляции. А эта бурная псевдо-военная активность приближала их снова к европейским партнёрам.
Тодд кается, что сначала он увидел в Брэксите движение в сторону восстановления национальной идентичности, но ошибся и теперь это признает.
Восстановить эту идентичность больше невозможно. Нация в Великобритании пришла к уровню зеро вместе с моралью и религией. Её больше нет.
Давайте разберёмся, что составляло силу этой страны.
Это, безусловно, определённая национальная идея, объединённая вокруг религии - протестантизма в его национальной форме- англиканстве.
В течение всего позднего Средневековья Англия была, в основном, занята доказыванием того, что она "не Франция, а лучше". В том числе в ходе Столетней (!!) войны с Францией, своим "архетипическим" врагом, на языке которого она при этом говорила...
Кончилось это прискорбно. Англия потеряла все до единого владения на континенте (которых изначально было довольно много, ещё от викингов и от Альенор Аквитанской). Более того, она пережила после этого страшную гражданскую войну "двух Роз" (читайте Шекспира:). В конце этой войны ей удалось объединиться внутри сохранившейся территории под началом Тюдоров, особенно при Елизавете I, королеве "золотого века".
Незыблемой основой этого объединения стал особый менталитет, вытекающий из англиканства.
А что вообще такое протестантизм? Вы об этом задумывались? (Не факт, что католики и уж тем более православные понимают эту разновидность религии). Перечислим его основные базовые черты:
- Оринтированность как бы на интроспекцию и "внутреннее общение с Богом", но в реальности ещё более жёсткие контроль и подчинение, чем в расхлябанном католицизме;
- Необходимость всеобщей грамотности (чтобы верующие могли читать Библию). Образование. Это основной фактор дальнейшего экономического развития. Это как бы и основа демократии;
- С другой стороны, предопределение. "Судьба", как мы говорим. Есть избранные и проклятые (по Лютеру и Кальвину). В последующие века у протестантов предпринималось много попыток вернуться к христианскому равенству католицизма, но это так и не удалось несмотря на некоторое размывание концепта избранных. Это наоборот, анти-демократия;
- Верховная этика труда. Мы здесь не для того, чтобы развлекаться, а для того, чтобы работать и копить;
- Общехристианское "плодитесь и размножайтесь", поощрение деторождения;
- Пуританское целомудрие ("викторианские нравы").
Все протестантские страны с этим "кодом" получили быстрое и успешное развитие и с некоторыми отклонениями удачно функционировали до конца 19го века.
Между 1870 и 1930 произошло превращение протестантизма в "зомби-религию", как называет её Тодд. То есть религия так таковая стала умирать, но её внешняя видимость сохранялась: люди по-прежнему считали, что им нужны крестины, свадьбы и отпевания в церкви, а основные постулаты протестантизма перешли в список основных национальных ценностей, и народ считал необходимым им следовать. После 2й мировой войны было даже небольшое возрождение - как контр-реакция на "фашистские свободы": получился бэби-бум!
Даже в виде зомби протестантизм держал социум, давал ему определённый надличностный идеал и систему ценностей.
Разложение "зомби" пошло в 1960х годах. В эпоху Тэтчер, уже после Битлз и Роллинг Стоунз, наступила стадия зеро.
Тэтчер, кстати, произнесла культовую неолиберально-индивидуалистическую фразу, которая резюмирует всё:"Социума не существует " ("there is no such thing as society").
Ценности рухнули. Пуританство, следом за ним деторождение. Потом наступила очередь производительности труда: производство как таковое было отвергнуто и передано на аутсорсинг, основная прибыль стала извлекаться из пузыря финансовой индустрии, которая сама по себе не производит ничего (она особенно сильно развилась в Лондоне, даже больше, чем в Нью Йорке).
Нация как таковая тоже изменилась. Если раньше основу нации составляли белые протестанты, то сейчас даже высший класс представлен совершенно другими этносами, выходцами из бывших колоний. Они не чувствуют никакой связи с англиканством, которое было "скрепой" этой нации: например, Сунак произносил клятву с рукой на Бхавагат- Гите, а не на Библии. Тодд, кстати, посвящает этому анализу страниц 20, почитайте, кому это интересно.
Очень любопытен и анализ прогноза по высшему образованию в Великобритании. Имеют шанс его получить только 33% белого населения, 52% чёрного и 78% азиатского. То есть тенденция только развивается.
Да и знаменитые английские школы изменились. В эпоху "зомби" они продолжали культивировать этику сдержанности и подавления эмоций с определённым налётом мазохизма (спартанские условия жизни, отсутствие отопления, телесные наказания...), которые должны были породить " британское приличие" , "stiff upper lip" - стоицизм того, кто никогда не жалуется и кто призван управлять Империей.
Но чем дальше, тем дороже и комфортнее они становились под напором тех, кто, собственно, их и содержал - богатых китайских, русских и африканских клиентов. От этики остались рожки да ножки, протестантизм уровня ноль.
Приходится констатировать, что с исчзновением англиканской религии, которая держала нацию, разрушилась и сама нация.
Это касается и её классовой структуры, и представления этой структуры в органах власти.
Поскольку пролетариат как класс в результате аутсорсинга производства за границу практически исчез, репрезентация во власти тоже изменилась. Традиционное разделение на консерваторов - либералов(лейбористов) не так уж важно. Самое правое правительство принимает законы в духе ультра-левых wokes: это связано с тем, что они больше не представляют никакой народный класс,а только самих себя- элиту, которая вся была воспитана на противоестественных идеях вокизма, будь они левыми или правыми. Поэтому раздел правых-левых - только обманка для малограмотных, они все одинаковые и все только за себя (кстати, скажу от себя: это правда не только в Великобритании, но и в других странах. Во Франции 100% так же. Все они хороши! Наполеонов на горизонте что-то не видать!).
С точки зрения национального единства Великобритания тоже трещит по швам. Объединение с Шотландией, своим бывшим врагом, изначально тяготевшим к Франции, произошло именно на почве протестантизма. Когда исчезла религия, исчезла и сама почва для объединения. На данный момент шотландцы недоуменно оглядываются, не понимая, куда им податься.
За подробностями дисфункционирования современной Великобритании отсылаю желающих к тексту Тодда, где различные аспекты отмирания социума (этнические, классовые и даже биологические) представлены в беспощадных цифрах на 30 страницах. Она всё больше входит в "американосферу" (США и её традиционная периферия: Австралия, Новая Зеландия и Канада) и становится одним из сателлитов (примечание: книга вышла в 2023г, сейчас многое меняется!).
По отношению к началу этой главы, то есть воинственности и Брэкситу Тодд заключается, что Англия взялась защищать независимость Украины в тот момент, когда потеряла свою в пользу Америки.
Особенность Великобритании по сравнению с США заключается, по мнению Тодда, в том, что там никогда не было расизма американского типа (по цвету кожи), но был расизм классовый. Белая британская элита так ненавидит белый британский народ, что всячески старается его извести при помощи массивной иммиграции "чужих", которых элита открыто предпочитает. Внедрение ценностей, которые народ ненавидит ("разнообразие", инклюзивность, меньшинство и тд) представляется Тодду своего рода местью элит непокорному народу.
Ненависть элита испытывала и к русским, которые скупали, не глядя, всю западную часть Лондона, получившую даже в народе имя Лондонград. Плюс Челси Абрамовича. Русофобии было не миновать.
В конце главы - печальный вывод о том, что Великобритания находится в худшей ситуации, чем проанализированная ранее Германия.
Германия хоть и застыла в пассивной инерции, но некий потенциал перерождения в новую форму у неё остался.
Скандинавские страны, тоже в высшей степени подверженные инерционному процессу (мы поговорим об этом в следующий раз), тоже имеют шанс выжить благодаря своей провинциальности. Они не в центре событий.
У Великобритании шансов больше нет. Нация на уровне ноль.
Ну что?
Какие впечатления?
Птичку жалко? Или хрен с ней?
#lola_elistratova #frencheyes #lagushkatv