Найти в Дзене
ПроМашины

Советские «Волги», оставшиеся в тени: проекты, которые не увидели конвейер

Автомобили марки «Волга» в СССР считались скорее роскошью, чем средством передвижения для каждого. Даже при стабильных зарплатах большинство граждан могли лишь мечтать о собственном легковом авто, не говоря уже о престижной модели горьковского автозавода. Легендарная ГАЗ-24 стала символом эпохи, но мало кто знает, что ей на смену могли прийти более совершенные версии. Разработчики предлагали улучшенный дизайн и технические решения, однако эти проекты так и остались экспериментальными. Причина часто была одна — власти опасались усиления социального расслоения. Доступ к таким машинам получали лишь избранные, что противоречило идеалам «равенства». Парадоксально, но многие владельцы «Волги» мечтали не о повышении мощности, а о её снижении. В 1965 году инженеры разработали 3-литровый двигатель на 150 л.с., способный работать на низкооктановом топливе. Это сулило значительную экономию — дешёвый бензин был доступнее, что для советского водителя с ограниченным бюджетом становилось решающим фа
Оглавление

Автомобили марки «Волга» в СССР считались скорее роскошью, чем средством передвижения для каждого. Даже при стабильных зарплатах большинство граждан могли лишь мечтать о собственном легковом авто, не говоря уже о престижной модели горьковского автозавода. Легендарная ГАЗ-24 стала символом эпохи, но мало кто знает, что ей на смену могли прийти более совершенные версии. Разработчики предлагали улучшенный дизайн и технические решения, однако эти проекты так и остались экспериментальными.

Причина часто была одна — власти опасались усиления социального расслоения. Доступ к таким машинам получали лишь избранные, что противоречило идеалам «равенства».

Экономия вместо мощности: скрытые возможности двигателей

Парадоксально, но многие владельцы «Волги» мечтали не о повышении мощности, а о её снижении. В 1965 году инженеры разработали 3-литровый двигатель на 150 л.с., способный работать на низкооктановом топливе. Это сулило значительную экономию — дешёвый бензин был доступнее, что для советского водителя с ограниченным бюджетом становилось решающим фактором.

Концепт "Волга" с 6-цилиндровым мотором
Концепт "Волга" с 6-цилиндровым мотором

Машину даже оснастили двумя вариантами КПП — механической (ГАЗ-24-14) и автоматической (ГАЗ-24-15), а салон оформили в стиле люкс. Однако серийный выпуск запретили. Позже технологию частично внедрили в ГАЗ-21 и ГАЗ-24, добавив гидровакуумный усилитель тормозов.

Секретные модификации для спецслужб

Особый интерес представляют «Волги», созданные для КГБ. Внешне идентичные серийной ГАЗ-24, они скрывали мощный двигатель от «Чайки» (ГАЗ-13) и автоматическую коробку передач. Обозначенная как ГАЗ-24-24, эта модель разгонялась до 190 км/ч — фантастический показатель для советского автопрома! Машины оборудовали экранированием для защиты электроники и спецначинкой для оперативной работы. Выпускались они крошечными партиями и поступали исключительно в гаражи спецслужб.

"Волга" догонялка
"Волга" догонялка

Ещё более редкой стала полноприводная ГАЗ-24-95, созданная для Леонида Брежнева. Из пяти экземпляров один предназначался генсеку — заядлому охотнику, оценившему проходимость седана в лесистой местности.

Универсалы и провал «советского внедорожника»

Универсал ГАЗ-24-02 (1972 г.) также был дефицитом. Его выдавали лишь по особым разрешениям, а одним из немногих частных владельцев стал Юрий Никулин, получивший авто напрямую с завода. Инженеры пробовали даже создать аналог американского внедорожника — ГАЗ-24-78 с

"Волга" универсал. В хорошем сохране я бы и сейчас от такого не отказался
"Волга" универсал. В хорошем сохране я бы и сейчас от такого не отказался

грузоподъёмностью 500 кг. Но проект сочли непрактичным, выпуская лишь штучные экземпляры по госзаказам.

-5

Попытка экспорта в Бельгию провалилась: европейцы отказались от сборки непопулярной модели.

Зарубежные амбиции и уроки сотрудничества

Сотрудничество с иностранными компаниями оказалось неоднозначным. Если итальянский FIAT помог создать ВАЗ, то аналогичные проекты с ГАЗ провалились.

-6

Единственным успехом стал экспортный ГАЗ-24-76, доработанный бельгийцами под европейские стандарты. Низкая цена (вдвое дешевле аналогов) обеспечила спрос, но масштабы производства остались скромными.

Неосуществлённые проекты «Волги» отражают противоречия эпохи: инженерный потенциал сталкивался с идеологическими ограничениями. Сегодня эти модели — напоминание о том, как смелые идеи становились заложниками своего времени, оставаясь лишь в опытных образцах и архивах.