Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Поскольку предыдущая статья набрала 200+ лайков, размещаю продолжение.
В 1991 году на экраны вышел фильм “Терминатор 2: Судный день”. По итогу проката он получил всеобщее признание – его нарекли “одним из величайших сиквелов, когда-либо снятых”.
Несмотря на грандиозный успех второго “Терминатора” в мировом прокате, созданию фильма препятствовали многочисленные трудности.
В этой статье я расскажу, как создавался сиквел “Терминатора. Заодно объясню, какие интересные детали и отсылки таит в себе шедевр, снятый Джеймсом Кэмероном и его командой. Приятного чтения!
“Начало уже впечатляет!”
В начале фильма мы видим Лос-Анджелес, который фактически стёрт с лица земли. События развиваются в 2029 году. Бойцы Сопротивления во главе с Джоном Коннором пытаются дать отпор Машинам, однако у тех явное преимущество.
Примечательно, что создание первых трёх минут “Судного дня” стоили киношникам больше, чем съёмки оригинального “Терминатора”.
Во время вступительных титров нам показали четырёх механических “скакунов”, пылающих огнём. Это отсылка к Четырём всадникам Апокалипсиса.
Во сне Сары Коннор малыши и их родители (включая главную героиню с Джоном) играли на детской площадке. Беззаботное веселье прервал ядерный взрыв – вскоре всё живое и неживое превратилось в пепел.
Джеймс Кэмерон в этой сцене изобразил рай, чистилище и ад.
- Рай – эпизод, где дети и взрослые веселятся.
- Чистилище – эпизод, где тела людей превращаются в пепельные “статуи”.
- Ад – финал сцены, когда тела взрываются.
“Заходите на стриптиз”
Как и в оригинальном фильме, Т-800 в сиквеле переместился в Лос-Анджелес “под треск молний и порыв ветра”.
Когда снимали сцену в баре, в заведение заглянула случайная посетительница. К своему огромному удивлению, она вдруг увидела полуголого Арнольда Шварценеггера.
Ей сразу бросились в глаза цветастые шорты актёра.
Заметив незнакомку, Шварценеггер обратился к ней со словами: “Сегодня ночь мужского стриптиза”.
Дама поспешно ретировалась.
“Джима даже Терминатор ни в чём не убедит”
Когда стало ясно, что киношники не вписываются в бюджет, студийные боссы попытались добиться того, чтобы сцену в баре исключили из сценария. Дескать, она лишняя – можно снять что-нибудь попроще и с куда меньшими затратами.
Поскольку Джеймс Кэмерон славился своим непростым характером, боссы попросили Арнольда Шварценеггера поговорить с ним “по-дружески”.
Арнольд ответил отказом, сославшись на то, что даже он не в силах повлиять на “увлечённого процессом Джима”.
“Долой крышу!”
Одна из самых напряжённых сцен – когда Т-1000 на грузовике преследует Джона Коннора, ускользающего от него на мотоцикле.
Съёмки проходили в долине Сан-Фернандо. Правда, в преддверии съёмок возникла кое-какая проблема.
Высота грузовика не позволяла ему свободно проехать под мостом. Чтобы не терять времени даром, Джеймс Кэмерон поручил коллегам “снять с кабины чёртову крышу”.
Так родилась сцена, когда Т-1000, игнорируя препятствие, на полном ходу “цепляет” кабиной мост и остаётся “без крыши над головой”.
“Мы пока не готовы снимать продолжение”
После успеха фильма “Терминатор” в 1984 году студийные боссы были заинтересованы в том, чтобы работа над сиквелом началась как можно скорее. Тем не менее, съёмки пришлось отложить на целых семь лет.
Почему так получилось? Джеймс Кэмерон хотел, чтобы в продолжении фигурировал “жидкометаллический робот”.
Он планировал ввести в сюжет такого робота ещё в оригинальном “Терминаторе”, однако тогдашние технологии не позволили ему реализовать задумку. После выхода “Киборга-убийцы” на экраны Джеймс твёрдо решил наверстать упущенное в сиквеле. По техническим причинам Кэмерон не спешил со съёмками – качество спецэффектов для него было в приоритете.
Стоит также отметить, что первым фильмом Джеймса Кэмерона, где была задействована технология CGI, является “Бездна” (1989).
Интересно, что не только визуальная составляющая “Терминатора 2” тормозила Джеймса на пути к цели. Британской киностудии Hemdale Film Corporation принадлежали 50% прав на франшизу. Её руководители ни в какую не хотели, чтобы производством фильма занималась кинокомпания Carolco Pictures.
А ещё они были против участия Джеймса Кэмерона в проекте.
В качестве режиссёра второго “Терминатора” боссов вполне устраивал Джон Мактирнан, снявший к тому времени “Хищника” и “Крепкого орешка”.
По иронии судьбы, в конце восьмидесятых киностудия Hemdale столкнулась с финансовыми трудностями, и Carolco предложила 5 миллионов долларов за права на серию “Терминатор”.
Боссы Hemdale были вынуждены принять предложение.
“Мы не укладываемся в график!”
Сделка между Hemdale Film Corporation и Carolco Pictures состоялась в 1990 году. Несмотря на то, что у Джеймса Кэмерона не было даже концепции фильма, не говоря уже о сценарии, Carolco объявила, что “Терминатор 2” выйдет летом 1991 года.
Объявление было подтверждено трейлером, в котором зрителям показали процесс сборки Терминаторов.
Вы наверняка видели этот трейлер. За его съёмку, кстати, отвечал маэстро Стэн Уинстон.
Итак, перед Джеймсом Кэмероном встала ребром очередная проблема. В течение года нужно было успеть написать сценарий, снять фильм и смонтировать его.
Кэмерон позвонил своему другу Уильяму Вишеру и сказал следующее: “Хорошая новость – мы снимаем сиквел. Плохая – мы уже отстаём от графика на несколько месяцев”.
Вскоре киноделы приступили к работе.
“Терпи, Австрийский дуб”
В сцене погони, когда Т-1000 гнался за Джоном Коннором на грузовике, Т-800 тоже принимал активное участие.
Терминатор в исполнении Арнольда Шварценеггера управлял мотоциклом марки Harley-Davidson. В качестве оружия он использовал дробовик.
Т-800 одной рукой раскручивал дробовик, чтобы взвести курок. Арнольду потребовалось несколько недель практики, чтобы научиться этому трюку. Во время занятий он задействовал как левую руку, так и правую.
Не обошлось без последствий – Шварценеггер содрал кожу на ладонях. Несмотря на требование врача приостановить съёмки, Джеймс Кэмерон настоял на их продолжении.
Сроки поджимали, поэтому приходилось работать на износ.
“Терминатор 3”
Все, кто когда-либо работал с Джеймсом Кэмероном, знают, насколько “спартанский” у него подход к делу. Ради качественного результата он не щадит никого.
Неспроста Кэмерон получил прозвище “Железный Джим”.
Во время съёмок “Терминатора 2” многим из членов съёмочной группы довелось испытать на себе “праведный гнев” режиссёра. В какой-то момент они так разозлились, что даже заказали футболки с надписью: “Терминатор 3? Только не со мной!”.
“Я могу ещё пошутить, раз уж вы оплачиваете мои перлы”
В сиквеле Т-800 выступил в роли положительного персонажа. В качестве злодея на экране предстал Т-1000.
За режиссуру и работу над сценарием Джеймс Кэмерон получил 6 миллионов долларов. В свою очередь, Арнольд Шварценеггер за участие в съёмках заработал 15 миллионов.
Если прикинуть, Арнольду заплатили 21 429 долларов за каждое слово, сказанное его персонажем. Кроме того, Марио Кассар, глава Carolco Pictures, подарил Шварценеггеру реактивный самолёт Gulfstream II, который стоил тогда порядка 14 миллионов долларов.
Примечательно, что сценарий к “Судному дню” поначалу не произвёл впечатления на Арнольда. Актёру не нравилось, что Т-800 по ходу сюжета отпускает шутки и не убивает никого из людей.
Дескать, какой же я Терминатор, если не соответствую образу, заложенному оригинальным фильмом?
Тем не менее, актёр в итоге пересмотрел своё мнение относительно сценария и полностью погрузился в съёмочный процесс.
“Где Джон Коннор?”
Сюжет сиквела вращается вокруг Джона Коннора – десятилетнего мальчика, который по прошествии времени должен стать спасителем человечества.
Джона в фильме сыграл Эдвард Фёрлонг. Правда, Джеймс Кэмерон изначально видел в этой роли Чарли Корсмо.
Чарли отказался от съёмок во втором “Терминаторе”, поскольку участвовал в работе над фильмом “А как же Боб?”. Главные роли в нём исполнили Билл Мюррей и Ричард Дрейфус.
Поиском подходящего кандидата на роль Джона занималась Мали Финн, кастинг-директор. Никто из ребят, явившихся на прослушивание, её не впечатлил. На Эдварда Фёрлонга она вышла через знакомых.
Из воспоминаний Мали Финн:
С отцом Эдвард не общался, с матерью не жил. Чем не потенциальный Джон Коннор? Джеймс Кэмерон и Арнольд Шварценеггер одобрили мой выбор без нареканий.
“Мальчик вырос”
Когда киношники приступили к съёмкам, Эдварду Фёрлонгу было тринадцать лет.
По завершении съёмок, которые длились восемь месяцев, Эдвард несколько преобразился – он стал выше ростом, а его голос огрубел. Что поделать, переходный возраст.
Чтобы зритель не услышал изменений в голосе актёра, некоторые сцены были переозвучены Фёрлонгом на этапе постпродакшна.
В финале фильма герои, преследуемые Т-1000, оказались на металлургическом комбинате. Во время съёмок сцены, где по сюжету Т-800 опускается в чан, Эдвард стоял в специальном углублении, чтобы казаться ниже своей “экранной мамы” – Линды Хэмилтон.
“Они нашли друг друга”
Как вспоминала Линда Хэмилтон, Эдвард Фёрлонг на съёмочной площадке очень привязался к Арнольду Шварценеггеру. Он видел в нём отца, как и юный Джон Коннор.
Шварценеггер рассказывал Эду, как нужно правильно общаться с представительницами прекрасного пола.
Со слов Линды:
Я думаю, Арнольд и Эдвард так хорошо ладили друг с другом, поскольку эмоционально были одного возраста.
“Робот-убийца в деле”
Т-1000 в исполнении Роберта Патрика преследовал одну цель: убить Джона Коннора.
Чтобы его персонаж на экране смотрелся максимально реалистично, Роберт немало времени уделил подготовке к роли.
Во время занятий бегом Патрик дышал только через нос. Прокачка выносливости принесла ощутимый результат – в образе Т-1000 Роберт не подавал признаков усталости.
Особого внимания заслуживает сцена, когда злодей пытается догнать Джона Коннора на своих двоих. Джон при этом удирает на мотоцикле.
- Роберт научился стрелять, не моргая.
- Движения головы Т-1000 он позаимствовал у белоголового орлана.
- Также он вдохновлялся движениями больших белых акул.
“Билли, как же так?”
Роберт Патрик был не первым кандидатом на роль Т-1000. Изначально Джеймс Кэмерон видел в этом образе рок-музыканта Билли Айдола.
Айдол хотел принять участие в съёмках, однако авария, в которую он попал на мотоцикле, помешала его планам.
Помимо Билли, на роль злодея рассматривались кандидатуры Майкла Бина, сыгравшего Кайла Риза в “Терминаторе”, Стивена Сигала, Блэки Лолесса (группа W.A.S.P.) и даже Арнольда Шварценеггера.
Да, была задумка устроить в фильме “батл” двух Терминаторов с внешностью Шварценеггера, но позже от этой идеи отказались. Что касается Блэки Лолесса, то он был “слишком высоким” для роли Т-1000. Кэмерон хотел, чтобы робота-убийцу сыграл “молодой мужчина среднего роста”.
Режиссёр обратил внимание на Роберта Патрика во время просмотра фильма “Крепкий орешек 2”. Он не прогадал с выбором – Роберт справился с ролью на отлично.
“Маэстро Стэн Уинстон”
Бюджет первого “Терминатора” составил 6,4 млн долларов. По итогу проката в США фильм собрал 38,4 млн долларов. Показы картины в других странах принесли ещё 40 миллионов.
Оригинальный фильм удостоился высокой оценки, прежде всего, за качество спецэффектов. Во многом это была заслуга Стэна Уинстона и его команды.
Творческий коллектив во главе с маэстро также принял участие в работе над фильмом “Терминатор 2: Судный день”.
Примечательно, что для имитации “ран” Т-1000 использовались накладки. Когда возникала необходимость, они раскрывались, подобно цветочным бутонам.
В резиновую рубашку, которую носил Роберт Патрик, были заранее вмонтированы “заготовки” повреждений. Когда в робота-злодея стреляли, муляжи активировались дистанционно. Затягивались “раны” потом уже с помощью CGI.
Терминатор-эндоскелет, которого нам показали в начальной сцене, представлял собой аниматронную куклу. Управляли роботом двенадцать человек, причём каждый из них отвечал за что-то конкретное (за движения глаз, повороты головы, корпуса и т. д.).
Когда Т-1000 принял облик охранника, после чего расправился с ним, в кадре фигурировали близнецы Стэнтон – Дэн и Дон. В финале, когда злодей пытался выдать себя за Сару Коннор, в одном кадре с Линдой Хэмилтон находилась её сестра Лесли.
Во время съёмок сцены в гараже Лесли была отражением Сары Коннор в зеркале. В сцене ядерного взрыва сестра Линды сыграла молодую Сару, которая вместе с маленьким Джоном веселилась на детской площадке.
“Теперь я не скромная официантка!”
После событий оригинального фильма Сара Коннор была арестована и заключена в психиатрическую больницу Пескадеро.
Когда снимали сцену в лифте, где по сюжету Т-1000, спрыгнув на крышу кабины, пытается достать героев лезвиями, Линда Хэмилтон навсегда оглохла на одно ухо.
Как вы помните, в лифте герои отстреливались от неугомонного злодея. Линда вынула беруши, недооценив уровень шума, и это стоило ей частичной потери слуха.
Хэмилтон активно тренировалась, чтобы привести себя в боевую форму. Она уделяла занятиям по три часа практически каждодневно. Курс длился тринадцать недель.
Линда занималась дзюдо, стрельбой, училась разбирать/собирать оружие и взламывать замки.
Из воспоминаний Линды Хэмилтон:
Мне очень понравился сценарий. Единственное, чего мне не хватало – некоторой “безбашенности” Сары. Я попросила Джима (Джеймса Кэмерона) о том, чтобы он сделал Сару “сумасшедшей и непутёвой”. Кэмерон согласился.
“Этот сон похож на реальность”
Во сне Сары дети и их родители весело проводили время на детской площадке. Неожиданно вспыхнувший яркий свет обозначил начало ядерной войны. Затем Лос-Анджелес превратился в пепел.
По словам экспертов, сцена ядерного взрыва получилась реальнее некуда. Джеймс Кэмерон удостоился отдельной благодарности за проделанную работу.
Как снимали эту сцену, я в подробностях рассказал здесь.
“Не хочу играть невротика”
Роль Майлза Дайсона, инженера “Кибердайн Системс”, который работал над революционно новым микропроцессором, в фильме исполнил Джо Мортон.
Прежде чем Мортон присоединился к проекту, Кэмерон хотел, чтобы Дайсона сыграл Дензел Вашингтон.
Вашингтон отказался от участия в съёмках, поскольку ему не понравился персонаж.
Дескать, какой-то невротик этот Майлз. Постоянно потеет и всегда выглядит испуганным.
“Три с половиной минуты феерии”
Как уже упоминалось выше, до “Судного дня” Джеймс Кэмерон задействовал CGI-эффекты, когда работал над фильмом “Бездна” (1989).
Незадолго до начала съёмок второго “Терминатора” Кэмерон ознакомил со сценарием Денниса Мьюрена – постановщика спецэффектов и руководителя студии Industrial Light & Magic (ILM).
Студия ILM была основана в мае 1975 года Джорджем Лукасом.
После того как Джеймс объяснил, в каких сценах будущего фильма он видит CGI, Мьюрен и его коллеги взялись за дело.
Во втором “Терминаторе” общая продолжительность сцен с использованием CGI составила всего лишь три с половиной минуты. Тем не менее, была проделана огромная работа.
Над созданием эффектов трудились тридцать шесть человек.
По словам Кэмерона, если бы в то время вместо коллектива работу выполнял один человек, пусть даже маститый профессионал, он бы и за двадцать пять лет не управился.
“Сара – это Кайл Риз 2.0?”
Сара Коннор в сиквеле во многом отражала образ Кайла Риза из первого фильма. Она пыталась предупредить людей о грядущей опасности, однако ей практически никто не верил.
Интересно, что в сцене проникновения героев в здание “Кибердайн Системс” на Саре был серый плащ – очень похожий на тот, что носил Риз в оригинальном “Терминаторе”.
“Отсылки к фильму 1984 года”
Какие ещё сцены в “Судном дне” отсылают к первому фильму?
- Второй “Терминатор”, как и его предшественник, начинается с битвы в антиутопической пустоши. Люди сражаются против Машин.
- В “Терминаторе” 1984 года есть сцена, где Риза допрашивают полицейские. Видя, что копы не верят его рассказу, Кайл теряет самообладание. В “Судном дне” сцена в больнице с участием Сары отчасти повторяет сцену в участке из “Терминатора”.
- В оригинальном фильме, когда Сара сталкивается с Ризом в ночном клубе Tech Noir, Кайл говорит девушке: “Идём со мной, если хочешь жить”. Во втором “Терминаторе”, когда Т-800 настигает Сару в больнице, он произносит аналогичную фразу.
“Какой Брюс Уиллис? У тебя огонёк потух, забыл?”
Во время схватки с Т-800 на металлургическом комбинате Т-1000 пронзил противника насквозь стальным шестом. Терминатор в исполнении Арнольда Шварценеггера полностью вышел из строя. К счастью, ненадолго.
Вскоре огонёк зрачка нашего героя снова замерцал – заработал альтернативный источник питания.
Интересно, что в оригинальном сценарии сцена реактивации Т-800 отсутствовала. Соответственно, киношники завершили съёмки, упустив эту сцену из виду.
Изучая отснятый материал, Кэмерон пришёл к выводу, что внезапному появлению Т-800 в финале после его “отключки” должна способствовать промежуточная сцена.
Загоревшись идеей, он связался с членами съёмочной группы и попросил их отложить все свои дела.
Дескать, давайте уже доснимем второго “Терминатора”.
Дело было под Рождество. Арнольд Шварценеггер как раз планировал провести праздничный уик-энд в компании Брюса Уиллиса. Неожиданный звонок Джеймса Кэмерона перечеркнул его планы.
“Один из Терминаторов обрёл человечность”
Джеймс Кэмерон визуально обозначил различия между двумя Терминаторами, чтобы подчеркнуть наличие человеческих качеств в одном и их отсутствие в другом.
В чём это выражалось? В финале фильма (на металлургическом комбинате) Т-800 блестел от пота, в отличие от Т-1000.
“Финал должен быть открытым”
В оригинальной концовке постаревшая Сара Коннор наблюдает за тем, как Джон на детской площадке играет со своей дочерью. Мы слышим её голос за кадром: “Я смотрю в будущее с надеждой, потому что даже робот осознал цену человеческой жизни”.
Эта концовка не впечатлила зрителей во время тестового показа. Они сочли её “слишком позитивной для мрачного фильма”.
Финальную сцену было принято решение переснять. Так мы получили другую концовку – ночное шоссе с закадровым голосом Сары.
“Кассовые сборы”
Если бюджет первого “Терминатора” составил 6,4 млн долларов, бюджет второго достиг отметки в 100 миллионов.
Кассовые сборы также превзошли все ожидания: картина заработала порядка 520 млн долларов в мировом прокате, из которых 32 миллиона – за первую неделю.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, расскажу, почему Роберт Патрик больше не вернулся к роли Т-1000 во франшизу "Терминатор".
Со статьями и видео схожей тематики вы можете ознакомиться в этой подборке.