Найти в Дзене

Домик отшельника. Убежище раскольников в Кунгурской пещере

В Кунгурской пещере есть убежище раскольников. Домик отшельника возведён в стороне от экскурсионной тропы, в одном из первых гротов – Крестовом. Уже первый составитель плана кунгурской пещеры Семён Ремезов в своих схемах возле этого грота рисует крест и икону Николая Чудотворца. «Пещеры издавна воспринимались как сакральное место, как вход в мир темноты, который нужно освящать. К тому же крест ещё и служил ориентиром», – объясняет экскурсовод Надежда Козлова. С появлением монашества пещеры почитались как особые места, где можно уединиться, скрыться от мирской суеты, найти тишину и покой. «Глубокий философский смысл содержится в словах одного из основоположников монашества Антония Великого, – продолжает Надежда. – Он сказал: «Кто живёт в пустыни и безмолвствует, тот избавляется от трёх браней. От брани через слух, через язык и от брани через видение того, что может уязвлять сердце его». Так и в данном случае: пещера служила убежищем для религиозных людей. Однако Семён Ремезов ни слова
Фото: Марина Сизова
Фото: Марина Сизова

В Кунгурской пещере есть убежище раскольников. Домик отшельника возведён в стороне от экскурсионной тропы, в одном из первых гротов – Крестовом.

Уже первый составитель плана кунгурской пещеры Семён Ремезов в своих схемах возле этого грота рисует крест и икону Николая Чудотворца.

«Пещеры издавна воспринимались как сакральное место, как вход в мир темноты, который нужно освящать. К тому же крест ещё и служил ориентиром», – объясняет экскурсовод Надежда Козлова.

С появлением монашества пещеры почитались как особые места, где можно уединиться, скрыться от мирской суеты, найти тишину и покой.

«Глубокий философский смысл содержится в словах одного из основоположников монашества Антония Великого, – продолжает Надежда. – Он сказал: «Кто живёт в пустыни и безмолвствует, тот избавляется от трёх браней. От брани через слух, через язык и от брани через видение того, что может уязвлять сердце его». Так и в данном случае: пещера служила убежищем для религиозных людей.

Однако Семён Ремезов ни слова не говорит о домике отшельников.

Возможно, он появился позже или же Ремезов не доходил до этого места: освоение пещеры шло поэтапно.

В первый раз об убежище старообрядцев упоминает в своих записях профессор Казанского университета Модест Киттара. Он обследовал пещеру в первой половине XIX века, в 1847 году. Киттара в свой приезд кержаков уже не застал.

Как рассказали учёному его проводники, где-то лет двадцать назад тут скрывались два отшельника. От них и остался маленький домик.

Он его описывает так: «...возле левой стены весьма искусно выложен из каменьев маленький домик, длина которого не превышала полутора, а ширина, равно как и высота, – одной сажени.

Вход в это миниатюрное здание помещался в задней, северо-восточной стене, кровли не было, внутри находилась каменная печь, которая так же, как стены, была покрыта толстым слоем сажи».

В дальнейшем упоминания о домике встречаются часто.

«Сохранились воспоминания местных краеведов, как его посещали паломники – рисовали кресты, приносили иконы», – рассказывает Козлова. Так родилась легенда, что место это сакральное.

Сохранилась фотография туристов, стоящих на его фоне, датированная 1928 годом. По этой фотографии и по описаниям Киттары и произвели историческую реконструкцию этого домика. Выложили его из гипсовых глыб, поставили очаг и алтарный камень.


Текст: Марина Сизова, "Пермские новости", 2009 год.
Еще про Кунгурскую ледяную пещеру можно прочитать здесь.

Пещеры
7009 интересуются