Найти в Дзене
Мастерская в Гараже

Мотоциклы и их разновидности

Четыре колеса — слишком много? Хочется больше драйва, свободы, романтики? Задумались о собственном мотоцикле? Подготовили гайд — что популярного и интересного сейчас есть на рынке и как правильно выбрать «железного коня»

Колесо — одно из главных изобретений человечества! Но двухколесная техника, как ни странно, появилась относительно недавно — уже в начале XIX века. Сначала — в виде самокатов, первый из которых был запатентован в Германии в 1818 году. Только спустя еще десятилетие — в виде велосипеда с классическим, мало изменившимся с тех пор цепным приводом.

Учитывая, что в это же время получили развитие и паровые силовые установки, инженеры тут же принялись приспосабливать их на те самые велосипеды. Зачем крутить педали самому или толкаться ногами, когда можно ехать на энергии пара? Правда, слишком сложная и долгая растопка котла, плюс сверхнизкий КПД у компактных агрегатов сделали конкретно данный вариант нежизнеспособным. Было выпущено несколько экспериментальных моделей, но до серийного производства процесс не дошел.

Пока в 1885 году Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах в качестве теста не прилепили к двухколесной раме полноценный ДВС. Бензиновый, карбюраторный, пусть и мощностью всего 1,5 л.с. И дело пошло! Точнее — поехало. Занятно, но факт: первый в истории мотоцикл появился на целый год раньше, чем первый в истории автомобиль. Который тот же Даймлер и Карл Бенц презентовали в 1886-м.

Даже забавно, что компания «Мерседес», выросшая из их предприятия, от идеи производства мотоциклов отказалась (зато их классно делают в BMW).

Полноценное серийное производство мотоциклов (самоходных двухколесных аппаратов) стартовало в 1894 году на заводах ныне забытой фирмы Hildebrand&Worfmuller. Там же, в Германии. И постепенно разошлось по всему миру. Мотоциклетная промышленность развивалась параллельно с автомобильной. Конечно, конкурировать с четырехколесными «повозками» в практичном смысле было нереально. Но именно тогда, больше столетия назад, начала формироваться особая мотокультура. Появлялись первые мотогонки. Образовывались мелкие компании, которые с течением времени превратились в легендарные бренды (взять, например, Harley-Davidson). И далее, и далее…

Мотоцикл — это особая вещь. Не для каждого. Кто-то их просто боится. Кто-то — видит в них символ личной свободы. Автомобиль — это комфорт, практичность, безопасность. Байк — способ самовыражения. И отличная возможность экономить время в пробках… Лучшие мотоциклы в истории известны не меньше, чем лучшие автомобили. За полтора века они развились в самых разных направлениях.

Некоторые марки стали именами нарицательными (как те же «Харлеи»). Появились целые субкультуры — спортивных байкеров, классических байкеров… И люди поколениями спорят — какой мотоцикл лучше. Чопорный чоппер, как в «Криминальном чтиве». Или гражданский аналог супербайка Yamaha, на котором Валентино Росси выигрывал свои чемпионские титулы?

Непогрешимой истины в таких вопросах нет. Тут каждый волен выбирать душой и сердцем. И все же — что именно выбрать, если настало время задуматься о собственном байке? Возможно — первом в жизни? Мы изучили лучшие мотоциклы 2025 года.

Какие бывают типы мотоциклов.

Для начала — небольшой ликбез. Как автомобили делятся на седаны, хетчбеки, пикапы, кроссоверы, универсалы, спорткары и бог знает что еще, так и среди мотоциклов есть огромное количество вариантов. Неискушенному наблюдателю сходу вникнуть в нюансы, чем отличается нейкед от стритфайтера, круизер — от чоппера, кроссовый снаряд от питбайка, почти невозможно. Да мы и не будем детально изучать каждый тип. Тем более, что зачастую грани между некоторыми вариантами довольно размыты.

И все же краткую справку дадим. А основные типы изучим. Так проще понять, какие есть лучшие мотоциклы, рейтинг которых опубликован ниже.

Условно все мотоциклы можно разделить на два типа.

Дорожные — созданы для движения по обычным дорогам. Это и удобные в городских условиях нейкеды, и спортивные супербайки, и брутальные круизеры, на которых, сидя с ровной спиной (а не наклонившись вперед, к рулю), так любят рассекать суровые бородатые мужики в кожаных куртках.

Внедорожные — собственно, придуманы для бездорожья. Разнообразные эндуро, мотарды, триальные и кроссовые байки.

При этом внутри каждого типа байки делятся по объему двигателя. Самые простые — это малокубатурные мотоциклы (до 125 см³). Как правило, для управления ими либо вообще не требуются права, либо (в случае с Россией) достаточно категории А1. Сюда можно записать и мопеды, и скутеры. И набившие оскомину питбайки, на которых нынче любят ездить подростки. Дальше идут категории 250-300 см³, 400-500 см³, 600-750 см³, 900 см³, 1000 см³ и более 1000 см³. Хотя все это довольно условно — в Парижской Палате мер и весов четкой градации пока не прописано.

Теперь чуть подробнее о некоторых вариантах.

Классический мотоцикл — он же дорожный. Как правило — много хрома, мало пластика и спицованные колеса. Вспомните любой советский мотоцикл из гаража отца или дедушки — вот это эталонный пример того, как он выглядит.

Спортбайк — мощный, очень быстрый мотоцикл, заточенный под гонки на асфальтовом треке. При этом можно использовать и в обычных условиях. Правда, требует серьезных навыков и подготовки. Гипербайк — то же самое, только «лошадок» еще больше, как и масса, и колесная база, а скорость и цена — выше. Для гонок их не используют — это, скорее, средство для крайне быстрой «телепортации» из точки А в точку Б по прямым, ровным шоссе, вроде немецких автобанов.

Нейкед — от английского naked («голый»). Условно — спортбайк, с которого сняли весь спортивный аэродинамический обвес, который не особо нужен, да и попросту мешает в обычных условиях. Отсюда, собственно, и название. Нейкед — яркий пример современного мотоцикла, который в основном используют для поездок по городу.

Круизер — байк для вальяжных поездок по загородным шоссе. В самом городе не слишком удобен — неповоротлив, тяжел… Отличительная особенность — прямая посадка. Как правило, высоко расположены ручки руля. Представьте себе «Харлей Дэвидсон» — и вот он, классический круизер.

Эндуро — байк, заточенный для езды по бездорожью. Отсюда особый рисунок протектора шин, высокая посадка, высокие крылья, длинноходная подвеска, особая эргономика… Подходит не всем, но как правило — относительно дешев и пользуется популярностью у начинающих мотоциклистов. Особенно среди молодежи.

Турэндуро — симбиоз круизера и эндуро. Как правило, недешевый байк, заточенный под дальние поездки, на котором плюс-минус одинаково комфортно и при движении по трассе, и на бездорожье.

Кроссовый — байк для внедорожных гонок на специальных трассах. На них не устанавливают светотехнику, такие мотоциклы нельзя поставить на учет в ГАИ. Они считаются спортинвентарем, который вы не можете использовать для движения по дорогам общего пользования. Все то же самое, но в малокубатурном варианте, можно назвать питбайком.

На этом наша статья подошла к концу, не забывайте подписывать, ставить лайки и оставлять комментарии. Всем удачи на дорогах!