Это уникальный жанр видеоблогов, который сосредоточен на потреблении больших порций пищи перед камерой, где важно не только есть, но и делать это с искренним удовольствием. Также я узнал, что согласно традиции, мукбанг-блогеры должны быть худыми, но некоторые из них опровергают это правило, показывая, что такой стереотип уже устарел. В дополнение, тех, кто ведет стримы, часто называют "биджеями".
История происхождения мукбанга:
Мукбанг представляет собой одно из выдающихся явлений современного корейского поп-культуры, которое начало набирать популярность в Корее в начале десятилетия 2010-х. Этот формат возник вместе с развитием стриминговых платформ, таких как AfreecaTV, позволяя пользователям в реальном времени делиться моментами из своей жизни.
К 2015 году этот тренд стал международным. Первые корейские видеоролики начали привлекать внимание на глобальных платформах, таких как YouTube и TikTok. С ростом интереса к этому жанру стали появляться не только корейские, но и зарубежные блогеры, увлеченные мукбангом.
Почему это популярно?
Популярность мукбанга заключается в возможности наслаждаться тем, как кто-то другой получает удовольствие от вкусных блюд, что, в свою очередь, делает зрителя более счастливым. Особенно приятно зрителю участвовать в этом процессе, поддерживая стримера через донаты или советы в чате.
Мукбанг также привлек внимание тех, кто живет и питается в одиночку, что противоречит традиционным корейским обычаям. В Корее обычно принято принимать пищу в кругу семьи, с друзьями или коллегами (если вы смотрите дорамы, возможно, это вам знакомо), но в современном обществе такая возможность становится все более редкой.
Трудовая миграция заставила миллионы корейцев покидать свои родные места и переселяться в крупные города. Согласно данным портала Statista, наиболее значительную часть среди одиноких людей составляют молодые люди в возрасте 20 лет — 19,8%, за ними идут 30-летние с показателем 17,1%, а оставшиеся проценты принадлежат пожилым гражданам в возрасте 60-70 лет.
В одном из своих интервью популярный мукбанг-блогер Yasigi Muk-Bang, имеющий более 100 000 подписчиков, отметил, что увеличение интереса к мукбангу связано с изменениями в корейском обществе.
"Культура совместного приема пищи в Корее всегда была важной, но в последние годы она постепенно исчезает из-за растущего числа односемейных домохозяйств. В результате у людей возникает стремление есть в компании, и стримеры помогают удовлетворить эту потребность".
Действительно, когда зрители наблюдают за мукбанг-трансляциями, они ощущают себя частью процесса и, грубо говоря, едят не в одиночку. В конце концов, кто из нас во время одиночного приема пищи предпочитает тишину? Некоторые включают сериал, другие телевизор, а кто-то мое видео на YouTube. 😂 И действительно, наблюдать, как блогер аккуратно и с удовольствием ест, рассказывая что-то или создавая приятные звуки, может быть довольно затягивающе.
Кстати, под моими видео, где я что-то пробую, иногда пишут, что мой процесс еды выглядит аппетитно, и это пробуждает желание попробовать. Я всегда за то, чтобы вы питались вкусно и здорово!
Какой мукбанг бывает?
Современный мукбанг имеет несколько распространенных направлений.
Eatbang (традиционный мукбанг) – это трансляция или запись обычного приема пищи, который обычно включает еду, купленную в магазине или заказанную из ресторана.
Cook-bang – это другая форма мукбанга, где блогеры демонстрируют процесс приготовления разных блюд, а затем наслаждаются результатом на камеру. Одной из популярных фигур в этом поджанре является кореянка по имени Hamzy. В её видео часто можно увидеть, как она уплетает кимчи, рамён и запивает их соджу.
ASMR стал одним из самых популярных направлений в мире мукбанг-блогинга. В видео этого поджанра акцентируют внимание на ярко выраженных звуках, возникающих во время еды: хруст, жевание, всасывание. Эти звуки делают переживание более осязаемым и дарят особое наслаждение. Однако стоит отметить, что для некоторых людей это может быть весьма раздражающим. Среди самых известных личностей в этой области — мукбанг-блогер Eat with Boki, у которой почти 10 миллионов подписчиков на YouTube.
Storytime — это подкатегория мукбанга, которая акцентирует внимание не только на поедании пищи. Во время стрима ведущий делится интересными рассказами из своей жизни или историями близких ему людей.
Mukbang Challenge (челлендж) — это формат, в котором участники употребляют определённые блюда за ограниченное время. Обычно это связано с острыми или горячими блюдами.
Oogui eater (oogui — 대식가, что в переводе с корейского обозначает «большой едок») — это экстремальная форма мукбанга. Людей, занимающихся этим, называют «пожиратели огуи». Объём еды, который они способны съесть за одну сессию, порой способен накормить целую семью из пяти, а иногда и десяти человек. Одной из самых известных представительниц этого направления стала японская блогерша Юка Киносита.
Негативная сторона мукбанга:
Существует множество критических замечаний в адрес мукбанга, который во многом способствует пропаганде нездорового образа жизни и переедания.
В мукбанг-видео авторы часто поглощают большие порции вкусной еды с явным удовольствием. Это может исказить у зрителей представление о нормальных размерах порций, что в конечном итоге приводит к безосознательному увеличению объёма потребляемой пищи. Некоторые исследовательские источники даже отмечают беспокойство правительства Южной Кореи по этому поводу. Несмотря на то что в стране один из самых низких уровней ожирения в мире, за последние два десятилетия этот показатель steadily растёт. Например, количество людей с ожирением в Южной Корее удвоилось с 2017 по 2021 год, особенно ухудшилось во время пандемии. По данным медицинской статистики, число пациентов с лишним весом возросло с 14 966 до 31 170.
Также существует мнение, что некоторые блогеры подвергаются критике за жестокое обращение с животными, например, когда в прямом эфире разделывают живого осьминога.
Некоторые исследователи также отмечают сексуальный подтекст в просмотре мукбанг-видео. Австралийский учёный Гелен Доннар проанализировал аудиторию, смотрящую на стройных девушек-блогеров, и пришёл к выводу, что большинство зрителей — мужчины с избыточным весом, которым нравится видеть красивых девушек в уязвимой обстановке.
Мукбанг стал бизнесом:
В Корее можно встретить множество звезд мукбанга, которые привлекают огромные толпы зрителей и имеют миллионы подписчиков на таких платформах, как YouTube и AfreecaTV. Успешные стримеры мукбанга в этой стране смогли превратить своё увлечение в доходный бизнес. Известно, что они получают доход от рекламы, спонсорских соглашений и пожертвований от своих поклонников.
МУКБАНГ В СТРАНАХ СНГ И В РОССИИ
Вопреки распространённому мнению, мукбанг также пользуется большим спросом в нашей стране, и множество российских мукбангеров зарабатывают миллионы рублей на своих видео, поскольку многие соотечественники тоже наслаждаются просмотром блогеров, которые активно едят.
В 2020 году количество запросов в «Яндексе» на тему мукбанга увеличилось почти вдвое, а в 2021 году рост составил уже три с половиной раза.
Первые русскоязычные поисковые запросы начали появляться в 2016 году, когда блогеры начали адаптировать этот формат, включая съемку своих обедов с традиционными блюдами, такими как борщ и картошка. В Рунете мукбанги стали снимать целыми семьями, где они наслаждались пельменями, роллами, пили пиво с пиццей и, что немаловажно, общались.
«Изначально мы создавали ASMR-мукбанги, но наш зритель не оценил такой подход. Подписчикам было интересно смотреть, как мы едим и общаемся», — рассказывает Ольга Ким (1,09 млн подписчиков на основном канале YouTube), которая ведёт мукбанги вместе с семьёй и также делится рецептами на другом канале.
Анализ просмотров свидетельствует о высоком интересе аудитории к японской кухне. Одно из самых популярных видео на канале Ольги Ким — это момент, когда она наслаждается роллами вместе с детьми. Мукбанги с роллами значительно чаще привлекают внимание русскоязычной аудитории в сравнении с другими видео.
Среди молодежи широко известна Кристина Ким (Kika Kim), девушка казахско-корейского происхождения, которая имеет 36,4 миллиона подписчиков на TikTok и 8,77 миллионов на YouTube. О себе Кика говорит следующее: «Я страстная поклонница еды, поэтому создаю ASMR-мукбанги».
Среди наших соотечественников можно встретить и мужчин, занимающихся мукбанг-блогингом.
В своих роликах Сергей сначала готовит, а затем наслаждается едой. На протяжении всего процесса блогер сохраняет тишину, и единственные звуки, которые слышны, — это шорох нарезаемого лука, потрескивание масла и звук глотания пищи. В настоящее время у Сергея более 100 000 подписчиков на YouTube и почти 1 миллион на китайском видеосервисе Bilibili.
Лишь 25% его зрителей приходятся на Россию: «Российская аудитория составляет четверть от моих подписчиков. Я сосредоточен на визуальном восприятии и качественном звуке, а не на разговорах».
Также среди российских мукбанг-блогеров выделяются женщины, такие как Ирина Костылева. Она добавляет в свои трапезы увлекательные истории из своей жизни и имеет 4.5 миллиона подписчиков в TikTok и 448 тысяч на YouTube.
Светлана Тарлавина, имеющая 4.8 миллиона подписчиков в TikTok и 228 тысяч на YouTube, обсуждает в своих видео важность правильного питания, а потом запивает бургер колой. Она также часто записывает мукбанг-видео вместе с мужем.
Инна Судакова имеет 132,5 миллиона подписчиков на TikTok и 239 тысяч на YouTube. В своих мукбанг-видео она часто шутит и делится поучительными историями. В конце большинства роликов можно услышать, как она говорит: «Зачем я так наелась? Чувствую, что сейчас лопну». Ее поклонники на YouTube прозвали ее королевой русского мукбанга.