А четырнадцатая серия начинается с того, что маруха ещё жива! Правда, это ненадолго, пока молчаливый маньяк производит у неё в квартире обыск в поисках неведомо чего. Маруха плачет, вся порезанная, маньяк же не обращает на неё никакого внимания. Мне кажется, правильным для неё было бы покричать: рот не завязан, а намерения маньяка уже вполне понятны: живой из этого переплёта она уже не выйдет.
Хм-м. Федя хотел раскрутить маньяка на долю от какого-то золота, маньяку же от Феди не было нужно ничего, он даже ничего не спросил у бедняги перед смертью. Что же мог искать маньячила? Да и как он смог выйти на маруху, к которой изредка забегал Федя, если сам приехал с оркестром из Москвы и ничего о Феде и объекте его воздыхания он не знает? Тем более, что он мог искать у марухи, которая Федю и на порог-то не пускала? Неужели это Вахтанг, и он ищет портрет от Нюши в память об Анапе?
В общем, прирезал маньяк маруху, и ушёл ни с чем.
Как выяснилось чуть позже, маруха была вполне себе замужем, муж её был лётчиком, но, едва он уходил на работу, к марухе сползались местные кобели – любила она это дело. Муж возвращался, расстраивался и частенько её поколачивал, но инстинкт размножения у марухи был сильнее боязни получить пендюлей, и всё продолжалось.
В этот раз муж, по его словам, пришёл домой, но на входе его кто-то вырубил ударом по голове. Когда сосед заглянул в приоткрытую дверь квартиры, он увидел лежащего на полу без сознания лётчика Марухина, одежда которого вся была в крови, а в правой руке Марухин сжимал рукоятку ножа, которым и была убита его гулящая, но законная супруга.
Печкинду всё было ясно – маруху убил ревнивый муж. Ценности из квартиры не пропали, орудие убийства найдено в руке у мужа, повод имеется, да и в рассказ с оглушением верится слабовато: Печкинд дотошно осмотрел лысеющую макушку Марухина, и не обнаружил на ней даже малейшего синячка. Ну, ясно же – убил, Отелло, а теперь ездит всем по ушам!
Геринга же что-то смущало во всей этой истории, хотя, честно признаться, аргументы у Печкинда были железные. Даже и не знаю, что могло заставить думать, что это не муж.
Чуть позже выяснилось, что у Марухина на момент убийства было алиби: он находился на аэродроме и пришёл сильно позже, а в квартире были обнаружены отпечатки Феди. Ну, не всего целиком, а только его пропавших подушечек. Кстати, Федину личность установили, это был уголовник по кличке «Сухой», который сбежал из лагеря в далёком 1941 году. Зачем сценаристу понадобилось срезать Федины подушечки, я не вполне понял.
Насчёт алиби тоже странный момент. То есть, маньяк зарезал маруху, ничего у неё в квартире не нашёл, и, вместо того, чтобы просто уйти, он просидел ещё пару часов, поджидая, когда вернётся с работы её муж, чтобы его подставить? А где была гарантия, что муж придёт? Маньяк настолько хорошо изучил образ жизни семьи Марухиных? А за что он так поступил с несчастным мужем?
Очень много вопросов, на которые, я уверен, мы никогда не получим ответов. Сняли и сняли, чего докопался?
Коля Нелепов отправился опросить бабушку, хозяйку комнаты, которую снимал Федя. Бабушка угостила Колю чаем, ничего нового не рассказала, а потом… стала клевать носом и уснула прямо за столом.
Коле нет бы сказать: «Эй, старая, ты куда это собралась, мы с тобой ещё не закончили!», - но он был ещё молодой, неопытный, поэтому просто уложил старушку на кровать и пошёл в отделение.
Вскоре в квартире возник всё тот же молчаливый маньяк. Как раз перед его приходом пришёл бухенький мужичок, один из жильцов этой коммуналки, и принёс большой бутыль керосина. Маньяк щедро залил коридор керосином, поджёг его, вышел из квартиры и подпёр дверь доской. В огне погибли все, спящая старушка в том числе.
Странная сцена. Если маньяк перед этим чем-то опоил старушку – тогда ещё ладно. Но если она просто уснула, утомлённая Колей, то это лажа космического масштаба. К тому же маньяк не мог знать, что мужичок так кстати принесёт керосин: стало быть, решение о поджоге было экспромтом? А зачем он вообще приходил к этой старушке и почему не уморил её раньше?
Вопросы, вопросы…
А ехидный партеец обманом уговорил Гармулю сесть в его машину, и там дал волю рукам, приговаривая о своём повышении и скором переезде в Москву.
Гармуля отхлестала его сумочкой по партийной физиономии и выскочила из машины, а он кричал: «Я всё равно возьму тебя!»
Вскоре наступили последствия Гармулиной несговорчивости: к ней в квартиру нагрянула тётка из жилкомиссии и сообщила, что ей с самого верха поступило распоряжение уплотнить Гармулю. Мол, она со своей дочкой и плюшевым медведиком живёт одна в четырёхкомнатной квартире, тогда как многие ленинградцы ютятся чёрт знает где. И что придётся теперь ей потесниться и жить в трёх комнатах, а в четвёртую подселят какой-нибудь яркий персонаж, отчего сериал лишь выиграет.
Это уплотнение представлено в фильме, как великая трагедия. На самом же деле, всё по существу. Квартира-то не в частной собственности, это служебная квартира товарища Мулярова, на минуточку, покойного. Куда до этого смотрела жилконтора, мне не понятно.
Была в фильме сцена, которая имеет какое-то отношение к сюжету, но пока не ясно, какое именно. Трое урок остановили скромного прохожего, которого назвали «товарищ Войцович», и потребовали вернуть какие-то деньги какого-то покойного Бори. Товарищ Войцович робко отнекивался, и тогда урки потащили его к нему домой.
Там они принялись бить товарища Войцовича, попутно обыскивая квартиру. В итоге им посчастливилось найти под полом солидный «кирпич» денег, завёрнутый в тряпочку. Урки возликовали, и хотели уже порешить Войцовича, как вдруг внезапно робкий товарищ Войцович превратился в решительного и дерзкого товарища Бойцовича, который ловко отнял у одного из своих обидчиков пистолет, и тремя выстрелами прикончил всех на месте. Потом прошёлся и сделал по контрольному выстрелу в каждого.
Кто это был, что это было – надеюсь, увидим в завтрашней серии. Возможно, этот Бойцович - будущий корешок Гармаша, а вся история про Борины деньги – просто для красоты.
Перейдём к Гармашу, которого на свою голову приютил Ядрён Батон. Оказалось, я вам соврал: сестра Ядрёна Батона не работала в институте, она была той самой судьёй, которая сказала, что Гармашу не светит вернуть питерскую прописку, так как по документам он погиб. Я ещё сказал тогда, что кисловатый из неё юрист.
И вот Гармаш принялся рассказывать судье, мол, голодал, бомжевал, встретил на рынке ребят, которые его обогрели, накормили. Вместе с ними он кое-что украл, но так, немного, чисто символически, потом проснулся утром и устыдился: мол, как так, я же фронтовик, воровать нехорошо! Вот он и встал ранёхонько, пока ребята спали, и ушёл в туман.
А тут подвернулся Ядрён, который согласился взять его в школу без документов. Зарплату Батон платил Гармашу из своего кармана, но, в основном, просто подкармливал.
Судья велела Гармашу расслабить булки и ложиться спать.
На следующий день они улыбались, пили водку, играли в лото, а вечером судья и Гармаш вышли на крыльцо покурить, и всё заверте…
Окучил судью Гармаш, а она возьми и разоткровенничайся. Мол, знаю я, что ты мне по ушам ездишь, Учитель. И про истребление милицейского участка знаю, и про Казанову. Просто верю я в тебя, фронтовик. Не повезло тебе в жизни, но человек ты хороший – сразу видно.
Далее судья предложила план, надёжный, как швейцарские часы. Завтра она поедет в город, Гармаш поедет с ней. Есть у неё знакомый один, которого она судила за поддельные карточки, так вот, этот знакомый нарисует новые документы: хоть на имя Гринёва, хоть на Швабрина, хоть на самого Емельяна Пугачёва. Затем Гармаш должен уехать далеко-далеко, а через какое-то время и судья к нему подтянется.
Не нравился Гармашу этот план, слушком всё гладко выходило, но, кроме этой тётки, верить ему в этой жизни было некому. Поэтому поутру они собрались и поехали в город.
Но на въезде в город – вот ведь неожиданность! – оказался милицейский блокпост. Милиционер подошёл и попросил предъявить документы.
Ядрён Батон с широкой улыбкой предъявил свои документы, судья предъявила свои, а Гармаш сидел с таким видом, как будто он случайно сел на Чебурашку, да и придавил его насмерть.
Милиционер сначала потребовал от убийцы Чебурашки, чтобы он тоже предъявил документы, но потом, приглядевшись, сказал: «Да это же Гармаш! Ну-ка, выходим из машины!»
Судья пыталась истерить, мол, не имеете права, это моя машина, куда хочу, туда и еду, а это никакой не Гармаш, а Пётр Андреевич Гринёв, напряжение росло, и тут вдруг Гармаш выхватил из-за пазухи пистолет и начал стрелять.
Дотошного милиционера он сразу положил наглухо, но коллеги убитого стража порядка принялись стрелять по машине, в том числе и из автоматического оружия.
Первым ткнулся в стекло простреленной головой позитивный Ядрён Батон, который даже не успел сообразить, что произошло. Я с самого начала подозревал, что знакомство с Гармашом не принесёт ему ничего хорошего, но надеялся, что он протянет хотя бы до шестнадцатой серии. Не протянул.
Шофёр выскочил из машины и попытался убежать, но получил автоматную очередь в спину. На заднем сиденье хрипела раненая судья.
Гармаш, укрывшись за автомобилем, вступил в перестрелку и поубивал всех милиционеров.
Затем он подошёл и посмотрел в глаза умирающей судье. «Помоги мне!» - еле слышно попросила она. Я уж думал, сейчас пристрелит её из жалости, но этого не понадобилось: женщина испустила дух.
Тут как бы и конец серии, но я хотел бы заметить: такой совестливый человек, как киношный Гармаш, да ещё и с суицидальными наклонностями тут же пустил бы себе пулю в висок, когда бы увидел, что он натворил с теми людьми, которые сделали ему столько добра. Но у нас абсолютно вымышленные персонажи, не имеющие никакого отношения к реальности, поэтому вести они себя будут так, как прикажет шальная фантазия сценариста.
Продолжение следует.
P.S. Начались титры. В главных ролях – четыре человека. Кто такой Молчанов, которого играет Вячеслав Резник? Нет в сериале такого персонажа!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Ленинград-46» (2015).