Ивановская кондитерская фабрика «Красная заря» основана более 120 лет назад. Производство в начале прошлого века начал крестьянин Иван Головин, арендовав участок земли на улице Садовой. Звучное название у предприятия появилось уже в советское время. Правда, как отмечает краевед Александр Тихомиров, еще до революции Головин выпускал конфеты «Заря», на обертке которых была изображена мельница, стоящая на берегу реки на фоне красного зарева.
Особый кондитерский аромат чувствовался на Садовой аллее в Иванове вплоть до 2000-х. Потом предприятие решили перевести на окраину города, построили новое здание. После этого началась чехарда банкротств, смена собственников. Сейчас производство на выкупленных мощностях восстановлено, но уже под другим брендом. А от старой ивановской «Красной зари» остались разве что конфетные фантики – в интернете на сайте коллекционеров (их называют сакулумистами) можно найти десятки образцов за разные периоды.
Фантазия художника
Конечно, конфетная обертка многое не расскажет – на ней редко когда указан год выпуска, раньше не раскрывался состав. Но все-таки интересные наблюдения возможны. Например, в ассортименте ивановской фабрики были сезонные конфеты: «Золотая осень», «Снежинка», «Весна», «Лето». Интересна здесь работа художника-оформителя. Так, на зимнем фантике – утонченная снежинка, а на летнем – дородная девушка в красной косынке. Осенью был натюрморт из багровых листьев и спелых колосьев, а вот весной – абстрактное оформление, напоминающее то ли узбекскую традиционную ткань адрас, то ли березовую кору. Конечно, имя художника на фантике не указывалось. Но известно, что на «Красной заре» работала талантливый график Нина Гаврилова.
Специалисты наверняка обратят внимание на полиграфические нюансы. Так, дешевые конфеты «Красная заря» упаковывала в папиросную бумагу, в оформлении использовался один цвет. А на фантики дорогих шоколадных конфет наносилась золотая краска.
Люди, львы, орлы и куропатки…
Казалось бы, спорт и сладости не совместимы, однако «Красная заря» не видела здесь противоречий. С ивановского конвейера выходили конфеты «Волейбол», «Старт», «Спорт». На фантике последней печатали подтянутых и грациозных гимнасток – видимо, в назидание.
Кстати, человек на обертке присутствовал не так часто. В советский период можно вспомнить разве что утонченную кавказскую девушку под пальмой на вафлях «Лимонные» и девочку в школьном фартуке на конфетах «Первоклассница». Уже в 1990-е появились «Молодежные конфеты» с изображением томной обнимающейся пары.
Чаще на фантиках изображали представителей флоры и фауны: василек и ромашку на одноименных конфетах, желуди на «Марципане», букеты роз на «Надежде» и «Любимых», кошку на ирисе «Кис-Кис», голубей на конфетах «Мир», а слона и жирафа на «Зоологических». Были еще конфеты «Буревестник» с гордой птицей – но это, вероятно, уже с революционным приветом.
Варианты и ивановский мост
Интересно, что встречается по несколько вариантов фантика для одного и того же наименования. Видимо, если конфеты были востребованы и выпускались долгое время – периодически проводился ребрендинг. Так, встречается пять разных оберток «Премьеры». На двух из них можно угадать очертания светильников, которые до сих пор украшают ивановский театральный мост.
Также есть пять разных упаковок для конфеты «Школьная» – они отсылают к ученической тетради в клетку. Два разных варианта были у «Загадки» – сластенам предлагалось разгадать ребусы. Оформление «Радия» в советское время напоминало про радиоволны, а в 1990-е про звезды и космические планеты. Также преобразились после распада СССР конфеты «Чио-Чио-сан».
Цена фантиков «Красной зари» на интернет-аукционах составляет сегодня от 10 до 500 рублей.
Николай Голубев