Найти в Дзене
Н. Н. Н.

Страдания по карельским богам

Всем привет. Любой житель России хотя бы раз слышал о "Калевале" - сборнике карело-финских рун, величайшем фольклорном достоянии этих народов. Но знаете ли вы, что стоит за созданием "Калевалы" и какое отношение она на самом деле имеет к фольклору? Откуда вообще учёные узнали о карельских богах и почему с ними, несмотря на сотни записанных рун, ситуация почти точно такая же, что и со славянскими? Об этом я и поведу речь в этой статье. Скажу сразу, ориентируюсь я в основном на книгу "Карельские боги. За 300 лет до "Калевалы". Древний свод" Татьяны Бердашевой. Всем крайне рекомендую её прочитать - очень толковая и информативная книга. С чего всё началось? Жил в шестнадцатом веке один финский епископ - Микаэль Агрикола. Крайне образованный и прогрессивный человек своего времени, создавший первую финскую азбуку. И вот однажды он решил составить список карельских и финских богов с целью осуждения язычников. Собственно, он это и сделал. Вот только по прошествии лет оказалось, что его работ

Всем привет. Любой житель России хотя бы раз слышал о "Калевале" - сборнике карело-финских рун, величайшем фольклорном достоянии этих народов. Но знаете ли вы, что стоит за созданием "Калевалы" и какое отношение она на самом деле имеет к фольклору? Откуда вообще учёные узнали о карельских богах и почему с ними, несмотря на сотни записанных рун, ситуация почти точно такая же, что и со славянскими? Об этом я и поведу речь в этой статье.

Скажу сразу, ориентируюсь я в основном на книгу "Карельские боги. За 300 лет до "Калевалы". Древний свод" Татьяны Бердашевой. Всем крайне рекомендую её прочитать - очень толковая и информативная книга.

С чего всё началось?

Жил в шестнадцатом веке один финский епископ - Микаэль Агрикола. Крайне образованный и прогрессивный человек своего времени, создавший первую финскую азбуку. И вот однажды он решил составить список карельских и финских богов с целью осуждения язычников. Собственно, он это и сделал. Вот только по прошествии лет оказалось, что его работа - это старейший и самый полный перечень карельских и финских богов, которыми располагает современная наука. Многие боги(например, бог охоты на зайцев Хиттаванен), к моменту начала записывания рун полностью исчезли из памяти народа. Так что Агрикола невольно стал тем, благодаря кому учёные вообще могут изучать древние верования.

Микаэль Агрикола
Микаэль Агрикола

Создание "Калевалы"

Многие думают, что "Калевала" - это настоящий карело-финский эпос, однако это не совсем так. "Калевалу" написал в девятнадцатом веке Элиас Лённрот на основе записанных им песен. Безусловно, это великое литературное произведение, но к фольклору карелов и финнов оно имеет такое же отношение, что и Александр Сергеевич Пушкин - к народным русским сказкам. Многое Лённрот изменил, некоторых героев вообще придумал, так что если вы хотите прикоснуться к настоящему эпосу - читайте записанные этнографами руны Архиппа и Мийхкали Перттуненов, Вассилы Киевилляйнена, Онтрея Малинена и других. К сожалению, многие руны до сих пор не переведены на русский язык и доступ к ним есть только у знающих карельский или финский язык.

-3

Финны присвоили себе "Калевалу"?

Почему-то в нашей стране распространено убеждение, что "Калевала" - чисто карельское явление и к финнам никакого отношения не имеет. Мол, Элиас Лённрот объявил "Калевалу" финской, только чтобы не принижать свой бескультурный народ. Мнение это крайне странное и попахивающее нацизмом. Чтобы разрушить этот стереотип, обратимся к списку Агриколы, в котором однозначно разделяются карельские и финские боги. И что же мы увидим? Знаменитые Вяйнямёйнен и Ильмаринен - финские боги! На этом можно и закончить, хотя список ими не ограничивается. Свой эпос, пускай и очень близкий с карельским, у финнов всё-таки был, так что не надо их унижать. В этой статье о нём не будет, потому что у меня просто пока не дошли до этого руки.

Так что там с карельскими богами?

Прежде всего, карельские боги - сельскохозяйственные(в отличие от финских). Из 12 богов списка Агриколы 8 напрямую связаны с растениеводством и охотой. Ронготеус - бог ржи, Пелонпекко - бог ячменя и пива(да, такое тоже было), Виронканнас - бог овса, Эгряс(буквально сросшаяся репа) - бобов и репы, Кёндёс - полей и пожоги, Кекри - бог скота, Нюркес - бог охоты на белок, а Хиттаванен - на зайцев. Да и остальные боги тоже в той или иной степени влияют на хозяйство. Например, Укко - бог молний и погоды, Рауни - его жена, благодаря которой из-под Укко "прыскает" и на земле идёт дождь, Веден Эме - хозяйка вод, а Хийси - кто-то вроде злого лешего. Необходимо упомянуть также о свите Хийси - лосе, кошке, коне, стоглазой змее и псе, а также о многочисленных девах-духах деревьев, среди которых особо нужно выдели дух сосны Хонкатар(зачем объясню позже). Это не боги, но приближенные к ним.

Как видите, многих героев "Калевалы" здесь нет. Почему? Как я уже писала выше, все остальные персонажи либо Финские, либо выдуманы Лённротом.

С какими проблемами сталкиваются исследователи?

Вот вроде бы всё гладко: и боги есть, и песни о них поются - так почему же я написала, что ситуация с карельскими богами почти точно такая же, что и со славянским язычеством?

Во-первых, о многих богах не сохранилось никакой информации, кроме пары слов из списка Агриколы. Уже упоминавшийся Хиттаванен как раз из таких. С женой Укко Рауни ситуация тоже запутанная - исследователи вообще не уверены, что такая богиня существовала, а не была другим именем бога погоды. А все почему? В народных рунах такой богини не встречается.

Во-вторых, возможно, большинство богов появилось только с пришествием христианства или же соединилось с христианскими святыми, как слились Перун и Илья Пророк. Особенно это касается сельскохозяйственных богов. Поэтому понять, какими они были до этого и были ли вообще практически невозможно.

В-третьих, некоторые боги и духи появились, внезапно, после публикации "Калевалы"! Особенно это касается духов-дев деревьев, которые просто не фиксируются до Элиаса Лённрота. Однозначно древней среди них признаётся только дух сосны Хонкатар, свидетельств о которой полным-полно и до Лённрота.

В общем, ситуация с карельскими богами очень сложная и непонятная, и дела с ними обстоят лишь чуть-чуть лучше, чем со славянскими. В отличие от богов финских, о которых народных рун куда больше. Среди всей массы карельских богов очень трудно выделить исконных, о многих информации просто не осталось, да и то, что известно, сильно преобразилось под натиском времени.

У карелов, однозначно, удивительная и уникальная культура, их наследие насчитывает сотни рун и обрядов, совершенно не похожих на обряды других народов. Как вам, например, костёр из гроба покойника и его пальцев, призванный заставить кошку Хийси найти вора? Или почитание сросшейся репы как бога Эгряса? В данной статье у меня не было задачи подробно расписывать об этом, я лишь хотела приоткрыть завесу тайны, которой окутана Карелия, и рассказать, с какими проблемами сталкиваются современные исследователи. Если вы захотели узнать о карельских богах побольше, отправляю вас к книге Татьяны Бердашевой. Или же вы хотите краткую выжимку из неё отдельной статьёй? Если да, то напишите мне. И за сим прощаюсь, надеюсь, вам было интересно.

Кстати, если вы нашли в статье фактически ошибки, пожалуйста, сообщите мне об этом.

Мой телеграмм: https://t.me/nnnstrange