Анна Чижова
В витрине Императорских фарфорового и стеклянного заводов наши посетители обращают внимание в первую очередь на фарфоровый кувшин для вина. Он занимает центральную часть витрины, но привлекает прежде всего своей «необычностью».
Визуально можно отметить три основных отличия кувшина от остальных представленных изделий:
- лаконичный колорит кувшина,
- скульптурный декор,
- отсутствие глазури.
Кувшин был создан на Императорском фарфоровом заводе. На дне кувшина марка «А III» под короной и дата — 83, которая соответствует 1883 году и правлению императора Александра III. В собрании музея «Невская застава» он находится с 1998 года.
Почему же он так отличается от привычных нам фарфоровых изделий Императорского завода? Попробуем разобраться.
В музейных собраниях хранится несколько вариантов этого изделия. В коллекции Государственного Эрмитажа кувшин 1879 года, в Государственном историческом музее — 1876 года, опубликованный в монографии Е.С. Хмельницкой кувшин из частной коллекции — с маркой «А II» под короной, соответственно, все относятся к периоду правления Александра II.
Все известные нам кувшины глазурованные, в отличие от работы из собрания нашего музея. Однако он не может быть «бракованным» или «недоделанным», так как с внутренней стороны он покрыт глазурью, а снаружи остается бисквитным. Скорее всего перед нам любопытное художественное решение для предмета декоративно-прикладного искусства.
Бисквитами называют неглазурованный фарфор, изделия из фарфоровой массы с красивой матовой поверхностью, не покрытой блестящим слоем глазури. Из бисквита изготавливают мелкую декоративную пластику. [1, с. 193]
Е.С. Хмельницкая в своей монографии о творчестве Августа Шписа цитирует архивные материалы 1880 года с перечнем фарфоровых изделий, представленных императорской семье к Рождеству, среди которых было представлено «четыре кувшина в форме аска по модели Шписа с барельефными фигурами купидонов и ручки лепной в форме русалки». [4, с. 50] Получается, в 1870-1880-е годы кувшины в форме аска повторялись на Императорском заводе в небольших тиражах.
Исследователь отмечает, что в форме, декоре и палитре произведения «находит отражение интерес Шписа к ретроспективному направлению в искусстве». [4, с. 50] Период историзма задавал «интересы» и моду на разные стили предыдущих эпох от античности до барокко всем архитекторам и мастерам декоративно-прикладного искусства.
Август Шпис (1817—1904) — немецкий скульптор, который приехал в Российскую империю в 1847 году. Через два года был принят вольнонаемным скульптором на фарфоровый завод, а в 1853 году уже был назначен главным модельмейстером завода. На этой должности Шпис трудился до 1897 года. [4, с. 50] Практически вся скульптурная продукция завода второй половины XIX столетия принадлежала авторству Августа Шписа. Работы мастера прежде всего подстраивались под вкусы главного заказчика — императорского двора. Фарфоровая пластика этого периода — многочисленные скульптурные группы с детьми и путти в стилистике неорококо, «свободные» повторения античных скульптур, бисквитные портреты-бюсты императоров.
Предметы интерьера более разнообразны: небольшие и монументальные, с яркими росписями и монохромные, с элементами рококо и ампира, но всегда с обилием скульптурного декора. Продуктивность главного мастера императорского фарфора второй половины XIX столетия отчасти связана с тем, что он не стеснялся заимствований. Основным источником вдохновения для немецкого скульптора были популярные и коммерчески успешные Мейсенская и Севрская мануфактуры.
Тема заимствований и копирования в художественной среде всегда была и остается «скользкой». Однако европейские фарфоровые мануфактуры в XIX веке вовсю пользовались этим приемом. Август Шпис в том числе: «Как свидетельствуют архивные документы, по распоряжению заводской администрации Шпис копировал скульптуры, исполненные на европейских фарфоровых мануфактурах. В этом случае было бы правильным указывать Шписа, даже при наличии его факсимиле, как автора модели, выполненной по оригиналу другого скульптора». [4, с. 16] Это во многом усложняет поиск прототипа и оригинала.
В 1871 Императрица Мария Александровна году осталась недовольна традиционной рождественской выставкой изделий Императорского фарфорового завода. Она предложила обратить внимание на английские керамические заводы и их изделия, «отличающиеся своими разнообразными и изящными формами». [3, с. 248]
В результате скульптор Шпис отправился в двухмесячную командировку и «привез оттуда вещей на 1200 руб. с лишком» [3, с. 250] — они послужили образцами для изделий Императорского фарфорового завода, «рабски, хотя и удачно, скопированных; некоторые вещи были сделаны по рисункам в английских изданиях — и на этом дело стало». [3, с. 250]
Какие производства мог посетить Август Шпис в Англии в 1871 году? В то время главными в фаянсовой промышленности были мануфактуры «Веджвуд» и «Минтон». Первые, возможно, более знакомы современному человеку, однако на тот момент в конкуренции одерживала победу именно фабрика «Минтон». В монографии об Императорском фарфоровом заводе 1906 года упоминается, что часто образцами служили изделия именно этой фирмы. [3, с. 292]
Томас Минтон основал производство в 1793 году в городе Сток-он-Трент. Первое время здесь создавали недорогие фаянсовые предметы домашней утвари. В 1830—40-е годы Минтоны расширяли свой ассортимент, изучали рынок и начали привлекать к работе художников.
Международную популярность фирма «Минтон» обрела в середине XIX века после грандиозного успеха на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. В это время фабрика стала специализироваться на имитации майолик эпохи Возрождения — итальянских, в духе произведений делла Робия, и французских, в духе Бернара Палисси. «Имитации» переросли в настоящее творчество — на мануфактуре «Минтон» разрабатывали всевозможные декоративные и функциональные столовые приборы во множестве дизайнов, размеров и цветовых вариаций. Красочные, сверкающие предметы с обильной блестящей глазурью и скульптурным декором стали настолько популярными и самобытными, что вскоре это превратилось в целое направление, которое получило название «Викторианская майолика». [7, p. 33]
Мастера «Минтона» реализовывали не только идеи Возрождения. Как и везде, здесь активно использовали персонажей из античной мифологии. Путти-купидоны, русалки-наяды, сатиры, тритоны сплетались в разнообразные сюжеты — «каждый из компонентов этих изделий был смоделирован отдельно, и они использовались на протяжении нескольких десятилетий в различных комбинациях для создания самых разных форм». [7, p. 59]
Например, знакомую нам маску сатира можно найти в оформлении монументальной вазы из собрания музея Виктории и Альберта. Похожий декоративный элемент с русалкой — в кувшине 1868 года. Плющом (как и наш кувшин для вина) украшена модная «селадоновая» ваза из собрания музея Метрополитен.
Селадоны — французское наименование изделий китайской керамики эпохи Сун (960-1279) из тонкой фаянсовой массы, близкой фарфору, покрытой светло-зеленой глазурью. Бледно-зеленые тона селадонов соответствовали западноевропейской эстетике стиля Рококо середины XVIII века. Со временем слово «селадон» превратилось в обозначение светло-зеленого цвета европейских изделий «под Китай». [2, с. 667]
На выставке изделий Минтона, проходившей в 1976 году в музее Виктории и Альберта, в двух вариантах (майолике и керамике) был представлен кувшин «яйцевидной формы с рельефными херувимами, маской под носиком и скульптурной ручкой в виде русалки». [8, p. 42]
Причем, здесь же отмечают, что форма сосуда основана на винном кувшине, раскопанном в Помпеях. [8, p. 42] Изображение бронзового сосуда, найденного в ходе археологических изысканий, распространилась в литературе 1860-х годов. Например, такую иллюстрацию можно увидеть в американском издании 1869 года.
Изображений самих кувшинов со «скульптурной ручкой в виде русалки» в каталоге выставки «Минтона» нет, но можно найти их фотографии в других изданиях и в каталогах аукционов. Разноцветные и селадоновые, с золотом и без.
Конечно, пестрые «Викторианские майолики», созданные для интерьеров среднего класса в Англии, вряд ли могли удовлетворить вкусы императорской семьи. Из всего многообразия английской керамики Август Шпис, очевидно, выбрал самые «скромные» и изысканные образцы, среди которых оказались зеленоватые селадоновые кувшины со скульптурным фантазийным декором в духе античности.
Можно ли после этого считать фарфоровый кувшин Императорского фарфорового завода уникальным и самостоятельным? Едва ли. Однако в пользу кувшина Императорского фарфорового завода говорит сама эстетика материала и высочайшее качество исполнения. Минтоновская толстая фаянсовая масса с обильной глазурью, цветастая, порой вычурная роспись некоторых вариантов изделия выдают его «дешевизну» (относительную, конечно). В то время как фарфоровый кувшин, особенно неглазурованный, как в экспозиции музея «Невская застава», предстает изысканным предметом декоративно-прикладного искусства императорского уровня.
Список цитируемой литературы
- Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : [в 10 т.] Т. 2 : Б–В. СПб, 2004.
- Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : [в 10 т.] / Т. 8 : Р–С. СПб, 2008.
- Императорский фарфоровый завод. 1744–1904 / Сост. Н.Б. Вольф, С.А. Розанов, Н.М. Спилиоти, А.Н. Бенуа. СПб., 1906.
- Хмельницкая Е.С. Август Шпис и Императорский фарфоровый завод : жизнь, посвященная фарфору. М., 2012.
- Dawes Nicholas M., Majolica. New York: Crown, 1990.
- Dyer Thomas Henry. Pompeii: its history, buildings, and antiquities. An account of the destruction of the city, with a full description of the remains, and of the recent excavations, and also an itinerary for visitors. New York, 1869.
- Karnason Marilyn G., Stacke Joan B. Majolica: A Complete History and Illustrated Survey. New York: Harry N. Abrams, 1989.
- Minton, 1798-1910 : catalogue of an exhibition. London, 1976.