В последние годы одной из главных тем обсуждений среди международных экспертов, ученых и политиков стала трансформация одно-полярного миропорядка, сложившегося после «холодной войны». Мнения о характере этого процесса, его сроках и ключевых элементах нового мирового порядка разнятся. Однако в одном наблюдается консенсус: однополярный мир уходит в прошлое, а ближайшее десятилетие будет отмечено нестабильностью, ростом конфликтов и экономическими потрясениями.
Дополнительными факторами нестабильности выступают изменения климата и стремительное развитие цифровых технологий, включая искусственный интеллект. Эти процессы усложняют прогнозирование и выработку политики, основанной на геополитических тенденциях.
Трансформация глобального порядка напрямую затрагивает систему безопасности Южного Кавказа. С середины 1990-х годов региональная безопасность строилась на двух опорных конструкциях.
С одной стороны, США способствовали формированию стратегического партнерства Азербайджана, Грузии и Турции, ориентированного на экспорт азербайджанских энергоресурсов в обход России и усиление западного влияния в регионе. С другой стороны, этот альянс уравновешивался стратегическим союзом России и Армении, включавшим размещение российских военных баз и пограничных войск в Армении, а также значительное экономическое присутствие России. Иран, не входя ни в один из этих блоков, фактически поддерживал российско-армянский альянс, воспринимая усиление Турции и США как угрозу своим интересам.
С конца 2000-х структура безопасности Южного Кавказа начала меняться. Для Армении важной вехой стало президентство Сержа Саргсяна, пришедшего к власти в 2008 году. Это событие совпало с изменением внешнеполитического курса Турции и трансформацией стратегии коллективного Запада. Турция, ранее действовавшая в интересах США, при Реджепе Тайипе Эрдогане стала позиционировать себя как самостоятельный игрок, готовый при необходимости противостоять даже Вашингтону.
Параллельно этому нарастало противостояние между Россией и Западом, достигшее критической точки в 2014 году после украинского кризиса и воссоединения Крыма с Россией. В новых условиях российско-турецкие отношения приобрели формат конкурентного сотрудничества, что особенно проявилось в Сирии в рамках «Астанинского процесса» (Россия-Турция-Иран).
Перестройка отношений между Турцией, Россией и Западом привела к ослаблению прежней архитектуры безопасности в Южном Кавказе. Традиционный баланс «Турция-Азербайджан-Грузия против России-Армении» постепенно утратил свою эффективность.
Первые практические последствия этих изменений проявились весной 2018 года в результате политических событий в Армении, когда Серж Саргсян уступил власть Николу Пашиняну. Несмотря на позиционирование последнего как про-западного политика, курс на трансформацию внешней политики Армении начался еще в 2008–2009 годах.
Переломным моментом стала Вторая Карабахская война 2020 года, когда Россия, исходя из сложных отношений с Ереваном и, может быть своих стратегических просчетов, не смогла предотвратить военное вмешательство Турции. По результатам этой 44-дневной войны 9-го ноября Россией был подписан документ между Арменией и Азербайджаном и плюс к этому создан российско-турецкий мониторинговый центр в Агдаме. Таким образом часть Нагорного Карабаха осталась за армянами и была обеспечена политическо-прововая возможность для будущих переговоров по нагорно-карабахскому конфликту между Арменией и Азербайджаном.
Следующий этап трансформации региональной безопасности ожидался в 2022 году, но российско-украинский конфликт изменил расклад сил. Россия утратила значительную часть ресурсов для влияния на Южный Кавказ, тогда как значение Азербайджана и Турции из-за санкций Запада для Москвы возросло.Конфронтация между Россией и Западом превратила весь постсоветский регион в поле глобального противостояния, в котором США и ЕС стремятся по максимуму ограничить влияние России.
В новых условиях Армения столкнулась с необходимостью пересмотра внешнеполитического курса. Система альянсов, функционировавшая последние три десятилетия, уже не обеспечивает безопасность страны. Разрушение Нагорно-Карабахской Республики и массовый исход армянского населения из региона лишь усугубили вызовы, требующие оперативных решений.
Одним из возможных ответов на эти вызовы является диверсификация внешней политики. Армения предпринимала попытки расширения международных связей с момента обретения независимости, но в условиях новой реальности этот процесс требует ускорения.
Однако диверсификация внешней политики не должна превращаться в антироссийский курс. Россия по-прежнему остается важным фактором в регионе, и враждебные шаги в ее сторону могут лишь усугубить проблемы безопасности Армении вплоть до потери южных районов, которые связывают страну с Ираном, до полной потери государства, как такового.
Более того, несмотря на временное сотрудничество Москвы и Анкары, усиление Турции на Южном Кавказе идёт вразрез с интересами России, что создает точки соприкосновения между армянской и российской стратегиями.
Армения конечно же должна пытаться развивать свои отношения с Западом, но не делать это в ущерб в существующим связям с Россией. Учитывая нарастающий конфликт между Россией и Западом, эта задача непростая, но выполнимая.
Одновременно с этим в Ереване, в том числе оппозиции, важно понимать, что рано или поздно нужно по определённым вопросам принять решение.
Опыт соседей – Грузии и Азербайджана, а также государств Центральной Азии – может быть полезен, но копировать их шаги для Еревана смертельно опасно. В первую очередь это относится вопросу Украины: это агрессивная война России против Украины или это вынужденная СВО и некоторые, на сегодняшний день международно признанные территории Украины всё таки являются частью Российской Федерации. Этого решения ждут как в Москве, так и на Западе. Оставаться "наблюдателем" у Еревана долго не получится. Более того, от этого зависят и перспективы армяно-иранских отношений.
Наблюдая за действиями официального Еревана становиться ясно, что власти приняли решения по стратегическим вопросам и шаг за шагом реализуют их.
Армянское общество, вернее оппозиция,которая внешне противится этому курсу, как никогда стоит перед серьезным вызовом и должна найти в себе силы принять решение и представить это народу. После одобрения обязана выполнять его, даже есть при этом нужно терять территории или в какой-то мере свободу.
#Армения