Найти в Дзене
Мир ужасов

“The Substance” (Субстанция) (2024)

“The Substance” (Субстанция) (2024). Элизабет Спаркл живет в доме с панорамным видом на Голливудские холмы, и у нее есть собственная звезда на аллее славы. Это хорошо. В прошлом популярная актриса, она ведет телешоу, посвященное аэробике, и ей 50 – это плохо. Однажды после встречи со своим продюсером, скользким типом по имени Харви, которому Лиз уже давно неинтересна ни как женщина, ни как боевая единица, Спаркл случайно узнает, что ей прочат отставку.

И в тот же день попадает в аварию, а когда оказывается на осмотре у молодого хирурга, то получает от него флешку и записку со словами «это перевернуло мою жизнь». Да что, черт возьми, за субстанция? Новейший препарат из области генной инженерии и экспериментов в области ДНК, как можно сделать вывод из презентации, которую Лиз запускает тем же вечером, препарат, позволяющий создать новую, лучшую и более молодую версию самого себя, делясь на «Матрицу» и «Другую форму», причем, что характерно, эти две личности являются частью одного целого и ни при каких обстоятельствах не могут быть разделены. Суть дальнейшего проста: мисс Спаркл получает набор с инъекциями и рядом простых, но строгих правил.

-2

Достаточно использовать жидкость в колбе под названием «Активатор», как следует обморок, и на свет появляется Сью, красавица-альтер эго Лиз. Каждой из них отводится по неделе, дальше необходимо совершить обратный обмен телами, и если этого не сделать, последствия могут быть – и будут – самыми печальными.

Конечно, Спаркл не упустит своего шанса вернуться в индустрию и вновь стать звездой. И, конечно, в один прекрасный момент, находясь в молодом прекрасном теле, сознательно забудет о том, что там, в стене за ванной лежит старая покалеченная требуха, требующая очередной инъекции и смены ролей.

«Шокирующий боди-хоррор с Деми Мур в главной роли» и «драма о жестокости мужского мира, где женщины – не более чем мясо»; именно такие отзывы попадаются чаще всего, когда речь заходит об одном из самых громких фильмов ужасов 2024 года. Впрочем, это и не ужасы. Безусловно, трансформации, через которые проходит главная героиня, невероятны. И выполнены они настолько блестяще, с такой ядовитой фантазией, что запросто «убирают» всю классику того самого боди-хоррора, становясь в этом поджанре недостижимым «номером один». Но это совсем не означает, что фильм, чей сюжет определенно перекликается с 22-минутной короткометражкой «Реальность+» снятой всё той же Корали Фаржа за 10 лет до этого, можно загнать в какие-то определенные жанровые рамки.

«Субстанция», в первую очередь, сатира, и сатира блестящая. Местами злая, но при этом заставляющая хохотать, часто – ронять челюсть от дикости происходящего, и, к сожалению, вечно актуальная.

-3

Где-то фильм уходит в сторону полнейшего беспредела, но беспредела хорошо, до мелочей продуманного, не имеющего ничего общего с трэшем или творениями Нобору Игучи, куда уместнее вспомнить «Общество» Брайана Юзны. Драма ли это? Вряд ли, для этого фильм слишком поверхностный, вряд ли целью его авторов был глубокий психологический анализ. На первом месте здесь всё-таки стоит не он, а едкий соцкомментарий, к счастью, обошедшийся без массы ненужных ядовитых плевков и ту или иную сторону.

«Субстанцию» сняла женщина, однако эта лента не только о женщинах и для женщин, ведь ненависть к себе безразлична к гендерам. Если и не «фильм года», то очень-очень близко. Блестяще снятый, умный, невероятно юморной, красивый несмотря ни на что, а уродства… Считайте, что они здесь тоже для красоты, а не шока ради.

8/10

Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/1168912.html