Найти в Дзене
По ту сторону книги и театра

«Роман» в Театре Армии. Такой постановки «Мастера и Маргариты» вы ещё не видели

Друзья и коллеги знают, что завоевать моё расположение очень легко: стоит только начать разговор о Булгакове. А уж если неосторожно задать мне вопрос о Михаиле Афанасьевиче, то могу говорить часами. И ещё я люблю театр. Но грешна - видела не так уж много постановок по Булгакову, и далеко не все мне по сердцу. Но я стараюсь исправиться. На декабре прошлого года выдалась совершенно уникальная возможность — поприсутствовать на открытой репетиции спектакля «Роман» в Театре Российской Армии, премьера которого состоится в январе. Как вы уже догадались, постановка по знаменитому закатному роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». До этого я бывала только на пресс-показах, читках и творческих встречах. Конечно, открытая репетиция вряд ли выдала нам всю внутреннюю кухню, но я напоминала себе ребёнка, которого по недосмотру пустили за взрослый стол, и он в восторге впитывает атмосферу и «настоящие» разговоры «взрослых». Кстати, был и ещё один подарок для СМИ и блогеров, но об этом немного п

Друзья и коллеги знают, что завоевать моё расположение очень легко: стоит только начать разговор о Булгакове. А уж если неосторожно задать мне вопрос о Михаиле Афанасьевиче, то могу говорить часами. И ещё я люблю театр. Но грешна - видела не так уж много постановок по Булгакову, и далеко не все мне по сердцу. Но я стараюсь исправиться.

На декабре прошлого года выдалась совершенно уникальная возможность — поприсутствовать на открытой репетиции спектакля «Роман» в Театре Российской Армии, премьера которого состоится в январе. Как вы уже догадались, постановка по знаменитому закатному роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». До этого я бывала только на пресс-показах, читках и творческих встречах. Конечно, открытая репетиция вряд ли выдала нам всю внутреннюю кухню, но я напоминала себе ребёнка, которого по недосмотру пустили за взрослый стол, и он в восторге впитывает атмосферу и «настоящие» разговоры «взрослых». Кстати, был и ещё один подарок для СМИ и блогеров, но об этом немного позже.

"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой
"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой

Начну с главного. Когда речь идёт о Булгакове, я давно стараюсь ничего не ждать. Для меня «Мастер и Маргарита» #больше_чем_книга, и я прекрасно понимаю, что осветить все её грани в кино и театре невозможно. Как же я была счастлива, когда поняла, что в Театре Российской Армии полностью разделяют моё мнение. Народный артист России Александр Домогаров, которому досталась роль Воланда, подтвердил, что

«глыбу романа поднять в принципе никому невозможно. Каждое поколение будет искать свои смыслы».

А Александр Лазарев, режиссёр и художественный руководитель Театра Армии, совершенно растопил моё сердце, когда признался в своей любви к Булгакову и сказал, что постановка — его личная история. Александр Александрович поделился с нами, что ездил «куда надо» и просил разрешения. И надеется, что был услышан. Это невероятно трогательно.

"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой
"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой

Когда Александра Александровича спросили, почему именно Булгаков, он спросил в ответ: «А кто из писателей нравится вам? И почему?», он спросил в ответ: «А вам? Вы можете вот так в двух словах объяснить, почему нравится именно он?» И правда, объяснить можно, но не в рамках пресс-подхода. Слова окажутся банальными, фразы заезженными, если попытаться уложить их в две минуты. Сейчас почти во всех московских, да и не только, театрах, идут постановки по Булгакову, и никто не задаётся вопросом, почему. Уместно. Своевременно. Интересно. Прошло сто лет, но вопросы остались теми же. И вместе с Булгаковым мы пытаемся найти на них ответ.

"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой
"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой

Меня бесконечно радует, как бережно Александр Лазарев отнёсся к тексту, а также то, что акцент в спектакле — на истории Пилата (в роли Пилата Максим Аверин и Александр Балуев). Что бы было, если бы одно слово не было произнесено? И было бы произнесено другое? Как пошёл бы ход истории? Было бы Христианство? История о трусости и неминуемой расплате, история о цене слова и ответственности. Имеем ли мы право сказать: «я умываю руки»? Всегда ли можно распознать, как твой поступок отзовётся в истории всего человечества?

Сама я придерживаясь иной точки зрения на роман. История Пилата, рассказанная Воландом, не имеет отношения к Христианству. Это Библия от Воланда, ведь именно он и начинает рассказывать на Патриарших то, о чём «совершенно случайно» поведал мастер в своём романе. В страну, погрязшую в атеизме, неверии, которую заполнил вакуум, на Страстной неделе прибывает сатана со своей свитой, чтобы принести «своё». Но поскольку он сам лишён творческого начала, ему и нужен мастер — человек, который будет проводником его воли и напишет роман.

"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой
"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой

Но да, Булгаков не оставил пояснений к своему роману. Даже если все уважаемые булгаковеды соберутся и непреклонно заявят, что пришли к соглашению (думаю, этого никогда не случится), это не поставит финальной точки в обсуждениях. Каждый читатель будет читать свой роман. Поэтому мне бесконечно интересно посмотреть на спектакль с акцентом на истории Пилата, в любом случае текст — булгаковский. Поэтому и здесь мнения зрителей могут разделиться, что будет ещё интереснее. Задумку режиссёра каждый прочитает по-своему. Ещё одно произведение по Роману. И его так и назвали «Роман».

Интересно, что на пресс-подходе задали вопрос и про версию Дмитрия Быкова (признан иноагентом, кажется, я должна это указать), правда, его имя изменили на «большинство булгаковедов сходятся» (что неправда) в том, что Булгаков написал свой роман только для одного человека — Сталина. Очень рада, что создатели спектакля эту версию не разделяют, также, как и я.

"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой
"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой

Роман создавался долгие 12 лет, работу над ним Булгаков продолжал уже глубоко больным, почти ослепшим, перед смертью писатель благословлял свой роман, крестил его. И последние слова тоже были о романе: «Чтобы знали, чтобы знали». Роман для одного человека? Серьёзно?

Но вернёмся к спектаклю. Итак, на сайте театра нам сообщают, что в спектакле

«мы не встретим привычные Театр Варьете, Нехорошую квартиру, так называемый «дом Грибоедова» и даже не попадем на Патриаршие пруды. Мы встретим гораздо больше…»

Будет рассказана история Пилата, «как и было сказано». На вопрос о том, «будет ли в спектакле любовь?» Александр Александрович ответил, что

«любовь просто нельзя выкинуть, не получится при всём желании».

Мастер (в роли мастера — Константин Днепровский и Максим Чиков) и Маргарита (в роли Маргариты Анфиса Ломакина и Екатерина Шарыкина) умело вплетены в повествование. К примеру, перед сценой в Иршлаиме мы видим любовников, видим, как Булгаков пишет роман, а Маргарита его вдохновляет. Не терпится уже увидеть весь спектакль, посмотреть, как будут обыграны остальные сцены.

"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой
"Роман" Театр Армии, фото Оксаны Есиповой

Что будет ещё?

Грандиозное шоу. 60 танцовщиков (!) задействованы в спектакле (хореограф — действующий балетмейстер Большого Театра Михаил Колегов), не больше, не меньше! Когда Александра Александровича спросили про танцоров, употребив термин «массовка», он отрезал:

«К нас нет массовки. Все задействованные лица — полноценные участники спектакля».

Нас ждёт что-то невероятное (взято с сайта театра):

«По решению художника-постановщика и художника по костюмам Ольги Никитиной – задействована вся Большая сцена и вся машинерия – плунжерные подъемно-опускные площадки, два поворотных круга для создания постоянно меняющегося рельефа и объема, воздуха, для которого эта сцена создана. Впервые за много десятилетий откроется танковый подъезд, откуда появятся вороные кони. Во всём, начиная от костюмов и заканчивая деталями реквизита - изысканность и лаконичность, подстать великому произведению.»

Нам несказанно повезло: в ходе экскурсии мы поднялись под самый купол театра, увидели макетную мастерскую и работу всех механизмов в миниатюре. Очень хочется раскрыть все секреты, рассказать о том, что будет ждать зрителей, но я и так насыпала спойлеров.

22 января состоялась премьера. Увы, мне не удалось на ней побывать, потому что тяжело болею с начала года (буквально было пару дней перерыва, когда я выходила). Но я обязательно исправлюсь, и уже полноценно расскажу вам о спектакле.

Больше фотографий в моём тг канале (Пост 1, Пост 2)

Больше о Булгакове, его книгах, театральных постановках и многом другом можно прочитать в подборке:

Михаил Булгаков | По ту сторону книги и театра | Дзен

Рецензии на спектакли живут тут:

Театральные рецензии | По ту сторону книги и театра | Дзен

❤️ Жду вас в гости ТГ | ВК | ОК ❤️ Книги на Литрес ❤️

Мой дебютный мистический детектив "Парс фортуны" (в девичестве "Опасная связь"), победитель премии "Русский детектив" в номинации Дебют:

Озон | ВБ | ВБ2 | Эксмо | Читай-город | Буквоед | Book24 | Яндекс-маркет

Обратите внимание, что на Озон и ВБ сейчас распродажа - очень выгодная цена!

Театры
6771 интересуется