Причём эпическое во многих отношениях. Это и самое дорогое авторское кино, сбросившее с этого пьедестала обожаемый мною “Облачный атлас” (2012). И самый громкий кассовый провал года. И один из самых “затяжных” долгостроев. И один из самых скандальных фильмов года. Самое странное кино года по мнению многих рецензентов и при этом самое заметное возвращение в кино классика кинематографа.
Это всё про “Мегалополис” (Megalopolis) оскароносного постановщика Фрэнсиса Форда Копполы.
Сюжет
Синопсис у картины довольно интересный, будто даже обещающий драму с Шекспировскими нотками:
В американском городе Новый Рим архитектор Цезарь Катилина (Адам Драйвер) – умеющий останавливать время лауреат Нобелевской премии и глава дизайнерского бюро – проектирует идеальный мегаполис будущего, где все будут счастливы. Построить его он планирует с помощью им самим же изобретённого волшебного материала мегалона. Против такого подхода и самого Цезаря активно выступает мэр Цицерон (Джанкарло Эспозито), зато мэрская дочь Джулия (Натали Эммануэль) сначала увлекается проектами Катилины, а потом и им самим.
Только вот до полноценной драмы фильм так и не успевает дорасти, погрузившись в аллюзии, отсылки, размышления и прочее. Но перед моим субъективным мнением расскажу немного об упомянутой в начале обзора “эпичности”, чтобы Вы имели представление, что это за фильм.
Эпичный путь к эпичному провалу
Самые известные и самые значимые факты о картине распространились в сети задолго до выхода её в прокат.
Например то, что Коппола задумал “Мегалополис” ещё в восьмидесятых – первый сценарий был написан им после завершения работ над “Апокалипсисом сегодня” (1979). Режиссёр пытался несколько раз запускать производство, но из-за недостатка финансирования работы прекращались.
- Последняя большая попытка запуска была в 2001 году. Было снято некоторое количество материала и начались читки сценария с Полом Ньюманом, Умой Турман, Робертом Де Ниро, Джеймсом Гандольфини, Николасом Кейджем, Леонардо ДиКаприо, Расселом Кроу, Иди Фалько и Кевином Спейси. После терактов 11 сентября 2001 года проект снова поставили на паузу из-за сцены, в которой были подобные теракты.
В новом тысячелетии режиссёр мало работал в этом качестве, выпустив всего три картины – все три малобюджетные и провальные. Тогда Коппола сосредоточился на своей винодельне, чтобы скопить денег на свой “проект мечты”.
Накопить удалось внушительные 120 млн. $ и снова запустить производство картины в 2019 году полностью за свой счёт. А в 2024-ом, спустя 13 лет после своей предыдущей картины, 85-летний режиссёр, наконец, готов был представить миру “Мегалополис”, который вынашивал последние 40 лет.
Я полный волнительных надежд писал о нём в апреле 2024 года.
Однако прагматичная киноиндустрия не спешила откликнуться на зов классика – студийные боссы побоялись прокатывать “Мегалополис”. Тогда Коппола повёз свой шедевр в Канны.
Премьера состоялась 16 мая 2024 года в рамках 77-го Международного Каннского кинофестиваля, где “Мегалополис” боролся за главную награду (она ушла “Аноре”). Но публика картину приняла холодно. И за прокат снова никто не согласился браться.
Тогда предприимчивый постановщик снова решил сам профинансировать маркетинг, на что по разным данным пришлось потратить ещё порядка 16 млн. $, после чего Lionsgate выпустила картину в Американский прокат 27 сентября.
Но ещё до кинотеатральной премьеры вокруг фильма начались сгущаться скандальные тучи.
То рекламный трейлер зачем-то наполнили несуществующими цитатами из рецензий. Как оказалось, частично к другим фильмам Копполы. То 85-летнего постановщика обвинили в сексуальных домогательствах на съёмках фильма, из-за чего ему пришлось подавать иск в суд на клевету. То кто-нибудь из актёров расскажет что-нибудь “этакое” о процессе съёмок (Коппола, мол, по 6 часов сидел в своём трейлере и курил марихуану, или бросался снимать совсем не то, что запланировано, в совсем другое место).
Даже немного поутихший Шайа ЛаБаф, чьим фото ещё не так давно можно было иллюстрировать слово “скандал”, был во всём этом не особо заметен.
Однако фильм всё-таки добрался до кинотеатров и ошеломил зрителей. Они, если верить немногочисленным отзывам, выходили из кинотеатров либо разочарованные, либо в недоумении, либо не досмотрев до конца. Это обеспечило “Мегалополису” катастрофические сборы в 7,6 млн. $ на родине (мировые принесли ещё меньше).
Эпическая история создания закончилась эпическим кассовым провалом. Но Коппола вроде не отчаивается, ему не впервой, заявляя в интервью, что “Апокалипсис сегодня” тоже приняли не сразу.
Субъективно о субъективном
Теперь, когда Вы знакомы с “задним фоном” картины (по-современному – бэкграунд), я могу порассуждать о фильме со всей моей субъективностью.
И сразу хочется сказать, что кто бы что от фильма не ожидал, он скорее всего окажется совершенно не таким, каким Вы ожидаете. Только если Вы не Фрэнсис Форд Коппола, конечно (да и за него я бы особо не ручался). Я уверен, что проистекает это из самой сути авторского кино – оно чрезвычайно субъективно.
Я хочу сказать, что “Мегалополис” – это авторское высказывание лично Копполы. И понимание картины, как и её восприятие, зависит от слишком многих субъективных факторов. Например, того, что автор хотел сказать и как именно он это сделал. Или готов ли зритель разгадывать этот ребус.
Но не подумайте, что я призываю посмотреть и призадуматься над “Мегалополисом”, нет. Я даже не уверен, что и сам его вполне понял, если уж на то пошло.
Это я к тому, что шанс не понять авторское кино всегда больше, чем у игрового кино, рассчитанного на массового зрителя. А Коппола нам с Вами объяснять ничего не будет. Поэтому к таким фильмам лучше быть готовым заранее, чтобы не разочаровываться.
Сперва “Мегалополис” может показаться немножко вычурным. Часто желтоватая (золотистая) картинка с чуть мыльными задниками будет изредка сменять то стерильные апартаменты на грязные улицы, то большие помпезные декорации на минималистичные с теми же чуть мыльными задниками. Герои часто будут говорить речи и одеваться в пышные костюмы, а повествование показывать то, что им грезится. Закадровый голос периодически будет зачитывать появляющиеся на экране субтитры, а внушительный актёрский состав мелькать на втором и третьем плане.
- Кроме вышеупомянутых в касте фильма есть Обри Плаза, Джон Войт, Талия Шайр, Лоуренс Фишберн, Дастин Хоффман, Джейсон Шварцман, Джеймс Римар и другие.
При этом почти всем досталось “по серьгам”. Драйвер излишне серьёзен, Плаза переигрывает, ЛаБаф просто кривляется, Эспозито нечего играть. А остальные вообще непонятно для чего появились в фильме и почему согласились сыграть своих персонажей (хотя последнее, пожалуй, не столь сложная загадка).
Со временем начнёт казаться, что сцены будто хаотично сменяются, перескакивая с одних персонажей на других, никого особо не раскрывая, но стараясь показать их максимально эстетски. А жанры понемногу сменяют или даже подменяют друг друга: сатира утопию, утопия антиутопию, антиутопия фантастику, фантастика притчу, притча комедию, комедия драму.
И, как я уже говорил, едва наметившаяся в основе сюжета драма теряется в двухчасовом хронометраже из отсылок, аллюзий и размышлений (часто устами самих героев).
Под всем этим сложно уловить один общий посыл фильма. Это о политике или об экологии? О важности науки или классовой борьбе? О любви или противостоянии? О власти или оппозициях? О физическом или о духовном? Может, обо всём этом сразу?
В конце концов, можно начать думать о том, сложное это кино или усложнённое, поверхностное или глубокое, со смыслом или бессмысленное.
Но ответов никто не даст. Если захочется, то можно почитать уйму отрицательных рецензий, что всё это зря и бессмысленная трата времени (и денег). Или чуть постараться и найти пояснения того, в чём на самом деле великий смысл этого кино по мнению конкретного рецензента.
Однако авторское кино, как мне думается, не про ответы, а про вопросы и поиск ответов. Поэтому ответов о смысле “Мегалополиса” я не дам. И не дал бы, даже если бы они у меня были.
И всё же есть у меня один вопрос. Как мне кажется, хороший и, вероятно, в какой-то степени важный. Почему к названию картины кроме обязательного имени постановщика добавлено “a fable”?
Онлайн-переводчики чаще всего выдают перевод этого слова как “басня” (или реже “притча”, “сказка”). Может просто не стоит воспринимать картину слишком серьёзно и посмотреть на неё как на философское размышление, забыв о его дороговизне? Но я просто предполагаю, не предлагаю. Решать должны Вы сами.
Итог
Точно неясно пока, что фильм ожидает в будущем. Обычно провальные картины попросту забывают. Но “Мегалополис” не обычная провальная картина, это самый высокобюджетный авторский провал. А к таким фильмам со временем возвращаются, присматриваются тщательнее.
Как знать, может со временем “Мегалополис” тоже обрастёт культом, как многие другие провалившиеся в прокате фильмы? Вон “Побег из Шоушенка” (1994) тоже в своё время провалился в прокате, хоть и с меньшим треском. А сегодня его смотрят и пересматривают не только из академического интереса.
Как бы там ни было, фильм Копполы всё равно останется в истории кино, потому что другого такого фильма просто нет и едва ли появится. Поэтому сейчас, кроме уже сказанного, мне подытожить, увы, нечего. Остаётся только ждать – время всё расставит по своим местам.
Из Нового Рима Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
Зрители
Кинопоиск: 5.5 (11,4 тыс. оценок)
IMDb: 4.8 (32 тыс. оценок)
Роттен Томатос, зрители: 35 % (500+ оценок)
Профессиональные обозреватели
Роттен Томатос, критики: 45 % (299 рецензий)
Метакритик: 55 из 100 (60 рецензий)
Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 36 % (11 рецензий)
Соотношение бюджета / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:
“Мегалополис” (2024): 120 / 14,3 (7,6 + 6,7)