Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

“Мегалополис”: Коппола сделал эпическое кино

Причём эпическое во многих отношениях. Это и самое дорогое авторское кино, сбросившее с этого пьедестала обожаемый мною “Облачный атлас” (2012). И самый громкий кассовый провал года. И один из самых “затяжных” долгостроев. И один из самых скандальных фильмов года. Самое странное кино года по мнению многих рецензентов и при этом самое заметное возвращение в кино классика кинематографа. Это всё про “Мегалополис” (Megalopolis) оскароносного постановщика Фрэнсиса Форда Копполы. Синопсис у картины довольно интересный, будто даже обещающий драму с Шекспировскими нотками: В американском городе Новый Рим архитектор Цезарь Катилина (Адам Драйвер) – умеющий останавливать время лауреат Нобелевской премии и глава дизайнерского бюро – проектирует идеальный мегаполис будущего, где все будут счастливы. Построить его он планирует с помощью им самим же изобретённого волшебного материала мегалона. Против такого подхода и самого Цезаря активно выступает мэр Цицерон (Джанкарло Эспозито), зато мэрская дочь
Оглавление

Причём эпическое во многих отношениях. Это и самое дорогое авторское кино, сбросившее с этого пьедестала обожаемый мною “Облачный атлас” (2012). И самый громкий кассовый провал года. И один из самых “затяжных” долгостроев. И один из самых скандальных фильмов года. Самое странное кино года по мнению многих рецензентов и при этом самое заметное возвращение в кино классика кинематографа.

Это всё про “Мегалополис” (Megalopolis) оскароносного постановщика Фрэнсиса Форда Копполы.

Афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Сюжет

Синопсис у картины довольно интересный, будто даже обещающий драму с Шекспировскими нотками:

В американском городе Новый Рим архитектор Цезарь Катилина (Адам Драйвер) – умеющий останавливать время лауреат Нобелевской премии и глава дизайнерского бюро – проектирует идеальный мегаполис будущего, где все будут счастливы. Построить его он планирует с помощью им самим же изобретённого волшебного материала мегалона. Против такого подхода и самого Цезаря активно выступает мэр Цицерон (Джанкарло Эспозито), зато мэрская дочь Джулия (Натали Эммануэль) сначала увлекается проектами Катилины, а потом и им самим.

Только вот до полноценной драмы фильм так и не успевает дорасти, погрузившись в аллюзии, отсылки, размышления и прочее. Но перед моим субъективным мнением расскажу немного об упомянутой в начале обзора “эпичности”, чтобы Вы имели представление, что это за фильм.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Эпичный путь к эпичному провалу

Самые известные и самые значимые факты о картине распространились в сети задолго до выхода её в прокат.

Например то, что Коппола задумал “Мегалополис” ещё в восьмидесятых – первый сценарий был написан им после завершения работ над “Апокалипсисом сегодня” (1979). Режиссёр пытался несколько раз запускать производство, но из-за недостатка финансирования работы прекращались.

В новом тысячелетии режиссёр мало работал в этом качестве, выпустив всего три картины – все три малобюджетные и провальные. Тогда Коппола сосредоточился на своей винодельне, чтобы скопить денег на свой “проект мечты”.

Накопить удалось внушительные 120 млн. $ и снова запустить производство картины в 2019 году полностью за свой счёт. А в 2024-ом, спустя 13 лет после своей предыдущей картины, 85-летний режиссёр, наконец, готов был представить миру “Мегалополис”, который вынашивал последние 40 лет.

Я полный волнительных надежд писал о нём в апреле 2024 года.

Афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Однако прагматичная киноиндустрия не спешила откликнуться на зов классика – студийные боссы побоялись прокатывать “Мегалополис”. Тогда Коппола повёз свой шедевр в Канны.

Премьера состоялась 16 мая 2024 года в рамках 77-го Международного Каннского кинофестиваля, где “Мегалополис” боролся за главную награду (она ушла “Аноре”). Но публика картину приняла холодно. И за прокат снова никто не согласился браться.

Тогда предприимчивый постановщик снова решил сам профинансировать маркетинг, на что по разным данным пришлось потратить ещё порядка 16 млн. $, после чего Lionsgate выпустила картину в Американский прокат 27 сентября.

Но ещё до кинотеатральной премьеры вокруг фильма начались сгущаться скандальные тучи.

Фрэнсис Форд Коппола и Адам Драйвер, кадр со съёмочной площадки фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Фрэнсис Форд Коппола и Адам Драйвер, кадр со съёмочной площадки фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

То рекламный трейлер зачем-то наполнили несуществующими цитатами из рецензий. Как оказалось, частично к другим фильмам Копполы. То 85-летнего постановщика обвинили в сексуальных домогательствах на съёмках фильма, из-за чего ему пришлось подавать иск в суд на клевету. То кто-нибудь из актёров расскажет что-нибудь “этакое” о процессе съёмок (Коппола, мол, по 6 часов сидел в своём трейлере и курил марихуану, или бросался снимать совсем не то, что запланировано, в совсем другое место).

Даже немного поутихший Шайа ЛаБаф, чьим фото ещё не так давно можно было иллюстрировать слово “скандал”, был во всём этом не особо заметен.

Однако фильм всё-таки добрался до кинотеатров и ошеломил зрителей. Они, если верить немногочисленным отзывам, выходили из кинотеатров либо разочарованные, либо в недоумении, либо не досмотрев до конца. Это обеспечило “Мегалополису” катастрофические сборы в 7,6 млн. $ на родине (мировые принесли ещё меньше).

Эпическая история создания закончилась эпическим кассовым провалом. Но Коппола вроде не отчаивается, ему не впервой, заявляя в интервью, что “Апокалипсис сегодня” тоже приняли не сразу.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Субъективно о субъективном

Теперь, когда Вы знакомы с “задним фоном” картины (по-современному – бэкграунд), я могу порассуждать о фильме со всей моей субъективностью.

И сразу хочется сказать, что кто бы что от фильма не ожидал, он скорее всего окажется совершенно не таким, каким Вы ожидаете. Только если Вы не Фрэнсис Форд Коппола, конечно (да и за него я бы особо не ручался). Я уверен, что проистекает это из самой сути авторского кино – оно чрезвычайно субъективно.

Я хочу сказать, что “Мегалополис” – это авторское высказывание лично Копполы. И понимание картины, как и её восприятие, зависит от слишком многих субъективных факторов. Например, того, что автор хотел сказать и как именно он это сделал. Или готов ли зритель разгадывать этот ребус.

Но не подумайте, что я призываю посмотреть и призадуматься над “Мегалополисом”, нет. Я даже не уверен, что и сам его вполне понял, если уж на то пошло.

Это я к тому, что шанс не понять авторское кино всегда больше, чем у игрового кино, рассчитанного на массового зрителя. А Коппола нам с Вами объяснять ничего не будет. Поэтому к таким фильмам лучше быть готовым заранее, чтобы не разочаровываться.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Сперва “Мегалополис” может показаться немножко вычурным. Часто желтоватая (золотистая) картинка с чуть мыльными задниками будет изредка сменять то стерильные апартаменты на грязные улицы, то большие помпезные декорации на минималистичные с теми же чуть мыльными задниками. Герои часто будут говорить речи и одеваться в пышные костюмы, а повествование показывать то, что им грезится. Закадровый голос периодически будет зачитывать появляющиеся на экране субтитры, а внушительный актёрский состав мелькать на втором и третьем плане.

При этом почти всем досталось “по серьгам”. Драйвер излишне серьёзен, Плаза переигрывает, ЛаБаф просто кривляется, Эспозито нечего играть. А остальные вообще непонятно для чего появились в фильме и почему согласились сыграть своих персонажей (хотя последнее, пожалуй, не столь сложная загадка).

Со временем начнёт казаться, что сцены будто хаотично сменяются, перескакивая с одних персонажей на других, никого особо не раскрывая, но стараясь показать их максимально эстетски. А жанры понемногу сменяют или даже подменяют друг друга: сатира утопию, утопия антиутопию, антиутопия фантастику, фантастика притчу, притча комедию, комедия драму.

И, как я уже говорил, едва наметившаяся в основе сюжета драма теряется в двухчасовом хронометраже из отсылок, аллюзий и размышлений (часто устами самих героев).

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Под всем этим сложно уловить один общий посыл фильма. Это о политике или об экологии? О важности науки или классовой борьбе? О любви или противостоянии? О власти или оппозициях? О физическом или о духовном? Может, обо всём этом сразу?

В конце концов, можно начать думать о том, сложное это кино или усложнённое, поверхностное или глубокое, со смыслом или бессмысленное.

Но ответов никто не даст. Если захочется, то можно почитать уйму отрицательных рецензий, что всё это зря и бессмысленная трата времени (и денег). Или чуть постараться и найти пояснения того, в чём на самом деле великий смысл этого кино по мнению конкретного рецензента.

Однако авторское кино, как мне думается, не про ответы, а про вопросы и поиск ответов. Поэтому ответов о смысле “Мегалополиса” я не дам. И не дал бы, даже если бы они у меня были.

И всё же есть у меня один вопрос. Как мне кажется, хороший и, вероятно, в какой-то степени важный. Почему к названию картины кроме обязательного имени постановщика добавлено “a fable”?

Онлайн-переводчики чаще всего выдают перевод этого слова как “басня” (или реже “притча”, “сказка”). Может просто не стоит воспринимать картину слишком серьёзно и посмотреть на неё как на философское размышление, забыв о его дороговизне? Но я просто предполагаю, не предлагаю. Решать должны Вы сами.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Итог

Точно неясно пока, что фильм ожидает в будущем. Обычно провальные картины попросту забывают. Но “Мегалополис” не обычная провальная картина, это самый высокобюджетный авторский провал. А к таким фильмам со временем возвращаются, присматриваются тщательнее.

Как знать, может со временем “Мегалополис” тоже обрастёт культом, как многие другие провалившиеся в прокате фильмы? Вон “Побег из Шоушенка” (1994) тоже в своё время провалился в прокате, хоть и с меньшим треском. А сегодня его смотрят и пересматривают не только из академического интереса.

Как бы там ни было, фильм Копполы всё равно останется в истории кино, потому что другого такого фильма просто нет и едва ли появится. Поэтому сейчас, кроме уже сказанного, мне подытожить, увы, нечего. Остаётся только ждать – время всё расставит по своим местам.

Из Нового Рима Кирин59.

Смотрите только Хорошее Кино.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:

Зрители

Кинопоиск: 5.5 (11,4 тыс. оценок)

IMDb: 4.8 (32 тыс. оценок)

Роттен Томатос, зрители: 35 % (500+ оценок)

Профессиональные обозреватели

Роттен Томатос, критики: 45 % (299 рецензий)

Метакритик: 55 из 100 (60 рецензий)

Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 36 % (11 рецензий)

Соотношение бюджета / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:

“Мегалополис” (2024): 120 / 14,3 (7,6 + 6,7)