Найти в Дзене
Истории о Чёрмозе.

И.М. Подъячев - архитектор из Чёрмоза.

Подъячев Иван Матвеевич родился в поселке Чермоз Соликамского уезда Пермской губернии в семье крепостного Лазаревых в 1780 г. Окончил Академию художеств, получил вольную после присвоения ему Академией звания свободного художника. (1835). Служил архитектором и экономом в Армянском училище Лазаревых в Москве. В северном Прикамье им была организована архитектурная школа при Чермозском заводе. Один из авторов проекта здания Института восточных языков (Армянское училище). Составил несколько вариантов проекта каменной Рождества Богородицкой церкви в Чермозе (1810-1820 -е гг.), планы строительства церквей в Полазне, с. Юрическом и др. У него учились крепостные архитекторы Баканин, Н. Чернов, Ф. Чирков. Подъячев Иван Матвеевич умер в октябре 1850 года. Церковь Собора Иоанна Предтечи была построена в 1797 г. владельцем села и местной фабрики И.Л.Лазаревым по проекту известных архитекторов Ю.М.Фельтена (автора многих построек Санкт-Петербурга) и И.Подьячева (местного уроженца)(?). Была как усад

Подъячев Иван Матвеевич родился в поселке Чермоз Соликамского уезда Пермской губернии в семье крепостного Лазаревых в 1780 г. Окончил Академию художеств, получил вольную после присвоения ему Академией звания свободного художника. (1835). Служил архитектором и экономом в Армянском училище Лазаревых в Москве. В северном Прикамье им была организована архитектурная школа при Чермозском заводе. Один из авторов проекта здания Института восточных языков (Армянское училище). Составил несколько вариантов проекта каменной Рождества Богородицкой церкви в Чермозе (1810-1820 -е гг.), планы строительства церквей в Полазне, с. Юрическом и др. У него учились крепостные архитекторы Баканин, Н. Чернов, Ф. Чирков. Подъячев Иван Матвеевич умер в октябре 1850 года.

Церковь Собора Иоанна Предтечи была построена в 1797 г. владельцем села и местной фабрики И.Л.Лазаревым по проекту известных архитекторов Ю.М.Фельтена (автора многих построек Санкт-Петербурга) и И.Подьячева (местного уроженца)(?). Была как усадебной, так и приходской для рабочих фабрики, чем объясняются ее большие размеры. Из-за смерти И.Л.Лазарева в 1801 г. храм остался без внутреннего убранства. Сооруженный позднее иконостас, остатки которого сохранялись до начала ХХ в., был примитивен, живопись отсутствовала. В 1842 г. при владельцах Ефимовых поставлен новый иконостас, позолочены главы и кресты. В 1853 г. деревянный пол был заменен чугунным с орнаментальным рисунком, устроено духовое отопление. В 1870 г. на средства купцов Залогиных храм был впервые расписан. Эти же вкладчики в 1888 г. заменили кровлю, а в 1891 г. возвели ограду (сохранялась фрагментарно). В XIX в. колокольню украшали башенные часы. В начале ХХ в. было перестроено завершение, световой барабан заменен глухим, отверстие заложено. Церковь была закрыта в конце 1930-х гг. (1940 г. ?). и использовалась под склад и мастерские. Вновь открыта в 1990 г. и отреставрирована.

-2
-3

Карагайский район.Юрич. Церковь Георгия Победоносца Не действует. Престолы:Георгия Победоносца Год постройки:Между 1813 и 1818. Архитектор:Подъячев Иван Матвеевич

-4

В 1813 году в одном из домов на Мясницкой разместилась "Комиссия для строений", которая руководила восстановлением города; в числе других здесь рассматривались и новые проектные чертежи ансамбля будущего Армянского училища. Закладка первого камня в основание знаменитого здания состоялась 10 мая 1814 года. В летописи института так описывается это событие: «В сие время с полною и блистательною церемониею освящено место и положен камень основания огромному учебному заведению по распоряжению Достопочтеннейшего Основателя и Попечителя Иоакима Лазаревича Лазарева и при многочисленном стечении публики». Рождение собственно учебного заведения состоялось в мае 1815 года, когда началось преподавание разных наук «для поступивших в оное воспитанников как из армянской, так и других наций, и начало оно действовать». В Российском государственном архиве древних актов (Москва) сохранилась "Опись планам, имеющимся у архитектора Подьячева": "1. Фасад училища в перспективе, 2. Фасад корпуса училища с флигелями прожекта Простакова на одном листе, 4. Фасад флигелей с боковой стороны от двери прожекту Подьячева" и т. д. Иван Подьячев и Тимофей Простаков были крепостными Лазаревых, и они, как предполагает исследователь А. И. Базиянц ("Над архивом Лазаревых". М., 1982 г., с. 48-49), проектировали и строили училище.

-5

В Лазаревском институте сохранилась старинная чугунная лестница ,ведущая на второй этаж, изготовленная в Чёрмозском заводе.

-6

Свято-Троицкий храм в Билимбае.

Рассуждая об авторстве проекта Свято-Троицкого храма в Билимбае, надо упомянуть о книге А. М. Раскина «Классицизм в памятниках архитектуры Свердловской области (Екатеринбург, 2007)». Книга издана в серии «Стили в архитектуре Свердловской области», в рамках реализации областной государственной целевой программы «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области». А. М. Раскин выдвигает еще одно предположение об авторстве проекта храма: «В ряде публикаций авторство приписывают Малахову [архитектору ведомства Екатеринбургских заводов, создателю екатеринбургской архитектурной школы — сост.]. Обе эти версии представляются малоубедительными. Закладка церкви произошла за два года до приезда Свиязева в Пермь, а каких- либо сведений о его работе над этим проектом в Петербурге не обна- ено. Версию об авторстве Малахова можно также поставить под сомнение, поскольку в это время он был архитектором Екатеринбургских заводов и контактов со Строгановыми не имел. Стилистический анализ форм основной части билимбаевской церкви позволяет высказать предположение об авторстве И. Подъячева.» Справка: Иван Матвеевич Подъячев (… — …) — крепостной архи тектор заводовладельцев Лазаревых. Учился в Академии художеств, был помощником А. Н. Воронихина при разработке интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, проектировал Лазаревский институт, автор множества проектов храмов в имениях и на заводах Лазаревых, Строгановых, Демидовых, Шуваловых — [сост.]. А. М. Раскин обосновывает свое предположение: «В качестве аналогов её проекта могут фигурировать как одноглавые неболь шие Прикамские церкви, так и крупные пятиглавые — Рождество- Богородицкая при Чермозском заводе и храм в имении Сивинском Шуваловых. Купол, упирающийся на двухступенчатый аттик, присутствует во всех случаях. Завершение купола билимбаевскои церкви полностью повторяет завершение главок чермозской церкви. Цыркульные арки над фронтонами — и в сивинской и в билимбаевской церквях. Экседры с конхами по сторонам портиков также присутствуют в обеих церквях. Пожалуй, единственное, что мешает категорически утверждать авторство И. Подъячева, — это использование в портиках коринфского ордера вместо любимой им дорики.

-7
-8
-9

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Чёрмозе

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Чёрмозе — православный храм в городе Чёрмоз Ильинского района Пермского края, приходской храм Московского Патриархата, Пермской митрополии, Кудымкарской епархии, Успенского благочиния, освящён в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.Каменный храм начал строиться в 1818 году по проекту И.М. Подъячева - крепостного архитектора, который обучался в Петербурге, в Москве и в Риме. В основе проекта классический стиль традиционного для русской архитектуры крестово-купольного храма. Вокруг центрального купола располагались небольшие башенки с колоколами. Тёплый воздух с завода по трубам поступал в храм и обогревал его через специальные полости в стенах здания. Храм имеет много общего с таким архитектурным сооружением как Троицкий собор Данилова монастыря.В феврале 1846 года в башенки были навешены колокола. Летом 1848 года установлены на западный фасад храма часы-куранты и механический лунный календарь. Чёрмозские куранты на 3 года старше нынешних кремлёвских, установленных на Спасской башне Московского Кремля, а механический лунный календарь вообще не имеет аналогов в России. Диаметр обоих циферблатов составляет полтора метра, на одном ведется отсчет часам и минутам (колокола особыми мелодиями отбивают время каждые четверть часа), на другом стрелки показывают дни и месяцы. В лунном секторе диск Луны постепенно выходит из-за одного полукружия, а затем скрывается за другим, показывая растущую фазу Луны, полнолуние, убывающую и новолуние.

-10

Дом Абамелек-Лазарева в Усолье.(руины) Дата постройки: 30-е гг. XIX века.

Двухэтажный каменный дом является фланкирующим элементом южной стороны первого ряда береговой застройки посадской части города. Построен по проекту архитектора Чермозского завода И. Подъячева: внешне напоминает формы чермозского госпиталя Лазаревых. У Усольского дома оба фасада — со стороны Камы и улицы аналогичны. Центры фасадов акцентированы портиками со спаренными колоннами и аттиками с арочным окном. Первый этаж дома рустованный, отделен от второго междуэтажным профилированным карнизом. Окна второго этажа украшены сандриками. Архитектурные детали здания хорошо выверены. С 1976 г. после пожара пустует. Повреждена значительная часть западного фасада. Памятник архитектуры Российской Федерации.

-11
-12

4 апреля 1804 г . — открыт Чёрмозский госпиталь, по данным писателя П.И. Мельникова-Печерского, лучший на Западном Урале.

-13

Церковь Всеволода в Сиве Сивинского района Пермсокого края

На средства Всеволода Всеволожского в 1830 году в Сиве была заложена, а в 1836 году освящена каменная Княже-Всеволодская церковь – уменьшенная копия Московского храма Христа Спасителя.

-14
-15

Дом Главного управляющего в Чёрмозе.

В основу строительства положен оригинальный проект крепостного архитектора Лазаревых Подъячева, послуживший образцом для других зданий в Прикамье, в частности конторы Лазаревых в г. Усолье. В плане представляет Г-образное здание, первоначально одноэтажное. Планировался второй этаж, но построен был только мезонин над главным входом (сгоревший в 1833). Здание деревянное. Цокольный этаж кирпичный с белокаменными деталями. Со стороны главного входа был устроен четырёхколонный портик дорического ордена на кирпичном основании с проёмами. Со стороны прилегающего городского сада был расположен балкон с консолями (консоль – выступ или одним концом заделанная в стену балка, служащие опорой чего-нибудь) высокохудожественного чугунного литья. Поскольку владельцы имения бывали в Чёрмозе крайне редко, то вскоре дом был отведен управляющему имением. Дом состоял из 12 комнат, расположенных анфиладою. При доме имелась оранжерея. Здание использовалось как дом Главноуправляющего до 1918 года. После образования Чермозского района здесь размещался райсовет, райисполком и большинство его отделов. После ликвидации Чёрмозского района в ноябре 1959г. здание было передано Чёрмозской спецшколе слабовидящих детей (учебный корпус). В этот период к зданию было пристроено крыло в северо-западной части и здание приобрело П-образную форму. После ликвидации школы в августе 1990 г. здание было заброшено, пришло в упадок, а в 2002 здание было разрушено.

-16

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва)

Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году. В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского. Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице. Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой. Помощником Е. Д. Тюрина на строительстве работал Иван Матвеевич Подъячев. Подрядчиками были владимирцы братья Михаил и Федор Грязновы. По свидетельству современников, кирпич для церкви приобретался по 18 рублей ассигнациями за тысячу, известь - по 4 рублей за бочку в 20 пудов. Всего постройка обошлась в 200 000 рублей.Этот собор в советские времена (вплоть до 1991 года, когда его сменил Успенский собор в Кремле) был патриаршим собором и одним из самых почитаемых в Москве. Хотя нынешнее здание не очень древнее (1845), собор имеет славную историю Из последних событий - захоронение в нем в 2008г Патриарха московского и всея Руси Алексия II.

-17
-18

Церковь Святой Троицы п. Полазна

Памятник архитектуры 1837 – 1842 годов постройки. Архитекторы И.М. Подъячев, И. Минеев. В феврале 1828 года стал вопрос о необходимости строительства нового каменного храма в п. Полазна, в виду пришедшей в ветхое состояние деревянной (построенной еще в 1664 году). Первоначально предполагалось построить новый полазненский храм в 1832 году, затем сроки передвинулись на 1833 год, но и эта дата не стала окончательной. После личного вмешательства Архиепископа Пермского и Верхотурского Аркадия, Указом от 19.02.1837 года Святейший Правительствующий Синод благословил владельца завода Лазарева заложить новую каменную церковь двупристольную: Во Имя Святой Троицы и Воздвижения Животворящего Креста Господня. В конце мая 1837 года поставленный перед свершившимся фактом Х.Е. Лазарев решил растянуть строительство церкви на 3 года. 30 июня 1837 года подряд на строительство нового храма взял крепостной крестьянин Балахинского уезда Нижегородской губернии Андрей Васильевич Маслов. Он обязался построить его за 4500 рублей, при условии, что 1000 рублей останется «в залог на испытание прочности строений на 2 года». Этот подрядчик был совсем неграмотный. Вместе с ним кладку церковных стен вели еще два крестьянина Кирилл Ерофеев и Герасим Евсеев, построившие до этого каменный госпиталь в Чермозе. 6 сентября 1838 года церковь была уже почти построена. После этого началось оформление храма, продолжавшееся до 1843 года. Тогда же были заказаны колокола, самый большой весом в 100 пудов, а значительная часть церковного инвентаря и утвари поступила из старой церкви. 13 сентября 1843 года священник Градо-Пермской Александровской церкви и член Пермской Духовной Консистории Яков Пономарев освятил новый храм. Старая деревянная посадская церковь была разобрана в 1849 году. В 1844 или 1845 году крыша была покрашена в зеленый малахитовый цвет (вместо предполагавшегося красного). В 1851 году решился вопрос с церковной оградой на каменном фундаменте. В 1869 году, после посещения князя С.Д. Абамелек-Лазарева, владельца Полазненского завода свято-Троицкой церкви, была выделена сумма на внутренний ремонт храма. В 1870 году, перед приездом преосвященного Антония, епископа Пермского и Верхотурского, церковь снаружи была вся выбелена. Только 3 января 1883 года был освящен правый придельный храм во имя св. Иоанна Крестителя, а 2 июля 1884 года освящен левый предельный храм во имя Симеона Верхотурского. В 1883 году в мастерской А.Н. Мамаева был изготовлен новый иконостас для главного придела. В 1886 году староста Полазненской церкви М.М. Киприянов устроил два каменных крыльца: входное и северное. В сентябре 1889 года, на месте снесенной старой деревянной церкви, была построена небольшая каменная квадратная часовня, в память спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года . 24 мая 1890 года вокруг церкви была начата постройка новой церковной ограды с чугунными столбиками и железными решетками. В таком виде, без каких либо видимых архитектурных изменений Полазненская церковь просуществовала до своего закрытия — до1917 года.

-19

Храм-памятник "Церковь во имя Николая Чудотворца

Храм-памятник "Церковь во имя Николая Чудотворца - в с. Кленовском", Нижнесергинского района, Свердловской области принадлежит редкому в России типу, так называемых ротондальных храмов (всего их было построено около 50-ти, из них во всем Урало-Сибирском регионе - 6, в Свердловской области, в своем роде, он единственный и неповторяемый).Все они, как правило, возводились по проектам выдающихся мастеров: В.Баженова, М.Казакова, О.Бове, Н.Львова. К числу таких мастеров относится и Иван Подъячев, в прошлом забытый и по достоинству оцененный лишь в последние годы. Он был правой рукой А.Воронихина при проектировании интерьеров Строгановского дворца и Казанского собора в С.-Петербурге, одним из авторов проекта Лазаревского института в Москве. На Урале он создал архитектурную школу в Чёрмозе - вотчине Лазаревых. Лучшие его постройки: Николаевская церковь в Усолье (по заказу Строгановых, ранее приписывалась авторству Воронихина), пятиглавые храмы в Сивинском (имении Шуваловых), в Чёрмозе, ряд каменных церквей (т.н. "подъячевских"). И ротондальная Николаевская церковь, построенная в с. Кленовском на холме, который огибал старый Московский тракт. Инициатором её возведения был по преданию Александр I, остановившийся в 1824 году в этом селе на пути в Екатеринбург. Ныне церковь хорошо видна из окон поездов, следующих через Кленовское на Москву по широкой дуге Горьковской железной дороги. Николаевская церковь в с. Кленовском, имеющая с декабря 1987 года официальный статус "храма-памятника" областного значения, уникальна не только своим типом, но и архитектурой. Её замечательные качества смогут проявиться лишь по окончании реставрации, которая ведётся на протяжении ряда лет. Ремонтно-реставрационные работы требуют немалых затрат. Современные экономические условия не позволяют проводить финансирование этих работ в нужном объёме, реставрация ведётся периодически и грозит затянуться на многие годы. Лишь при участии общественности положение может измениться в лучшую сторону. В результате нашу землю украсит замечательный памятник отечественной истории и культуры XIX века, чуть было не исчезнувший с её лица. В настоящее время все работы по восстановлению храма-памятника "Церковь Николая Чудотворца в с. Кленовском" проводит местный приход одноименного названия. В 1997 году, при участии немногочисленных спонсоров, восстановлен купол храма. В последние два года на территории церкви возводится двухэтажное административное здание, одновременно предназначенное для использования в качестве воскресной школы, гостиницы для гостей прихода, реставраторов и, временно, молитвенного дома.

-20
-21
-22

Новый Гостиный двор - Москва

16 декабря 1838 года на собрании выборных Купеческого общества ,городской голова ( он же будущий председатель Биржевого комитета) В.А.Куманин предложил участникам собрания доклад московского архитектора Ивана Матвеевича Подъячева по проекту строительства Нового гостиного двора. Так вот в этот день И.М.Подъячев представил проект нового здания, его фасад и смету на 499 275 рублей на месте здания бывшего магистрата ,а позднее,занимаемого рыбными лавками. По данному проекту предполагалось построить двухэтажное здание длиной 70 ,а шириной 8,5 саженей с тремя амбарными воротами , четырьмя лестницами ,подвалом и внутренним двором. Проект предусматривал комнаты и амбары на первом этаже в количестве 20 помещений ,а на втором этаже - 23 помещения. Предложение выступить в качестве строителей получили купцы Иван Борисовский , Василий Поляков , Семён Рудаков и Василий Кудрявцев. 3 марта 1839 года общее собрание выборных рассмотрело последний вариант и поручило архитектору И.М.Подъячеву доработать проект и заново осметить его. представленный уже окончательный проект был рассмотрен 11апреля 1839 года и единогласно утверждён. Здание Нового гостиного двора строители построили в течение 1839 - 1840 гг.

+