Предыдущая серия истории здесь.
Ну что, первая в жизни сессия позади. Было трудно, но мои страхи не оправдались, и я почувствовала себя по-настоящему студенткой! Ну, раз не вылетела с первой же сессии и даже очень достойно ее сдала.
Каникулы я проболела, и во второй семестр вползла совсем не отдохнувшей. А там – древнегреческий. После него латынь показалась так, лёгкой закуской. Конечно же, первый шок был связан с написанием. Вот таким:
Но к этому можно привыкнуть, а вот к другим падежам, к сложной системе времен можно только притерпеться.
Студенты классического отделения отличались от нас. Они были другие: погруженные в себя, отрешенные бледные юноши, неприметные девушки со странным взглядом. Нам казалось, что они одновременно где-то там, во временах Пелопоннесской войны. Все четко различали: они («классики») и мы (остальные нормальные люди 😄). А, еще «отипляне» были другие, но по-своему. Это студены с ОТИПЛа – отделения теоретической и прикладной лингвистики. Они там даже математику изучали 😄
А давайте, я вам сегодня расскажу про бабу Лену? Это легендарный персонаж. Сейчас поищу ее фото. Елена Борисовна Гуревич. Маленькая, щуплая, с рыжими крашеными волосами и очень энергичная. Кандидат наук! Ходила легенда, что когда ей на кафедре намекнули, что пора «дать дорогу молодым педагогам», она села на шпагат, и все вопросы отпали. Семьи у нее не было, и все свои силы она отдавала нам, неблагодарным филологическим девочкам.
Она вела у «задохликов» – у группы ЛФК, или «Здоровье». Я попала туда из-за близорукости. Гоняла нас баба Лена знатно, и доставалось нам больше, чем здоровым. Напишу свои впечатления сразу за несколько курсов, потому что не помню, когда чем она нас развлекала. Ну, во-первых, большой теннис. Ракетки были раздолбанные вдрабадан, мячики тоже видали виды, но зато обязательно салатовые! Ведь у нас проблемы со зрением, нам другие нельзя! Ставили нам удары по науке, и мы их отрабатывали – до изнеможения, до невозможности поднять руку. По сотне ударов подряд на один прием!
Вот какое фото нашла, замечательное, мне кажется!
А еще были коньки! Кажется, только для тех, кто не умел на них кататься, но уже не помню. Сначала мы занимались в зале подготовкой мышц ног к нагрузке. Это было долго, больно и очень скучно. Мы ходили на карачках гусиным шагом вперед и назад, а она нами руководила, как настоящий прапорщик. Зато потом началась такая веселуха! Нас отвели в какой-то длинный коридор, где мы учились кататься на коньках! Льда там не наблюдалось, правда. Мы чувствовали себя какими-то психами просто. Когда я слышу «Стою на асфальте я в лыжи обутый», невольно вспоминаются этот коридор и мои ноги в коньках, старательно куда-то скользящие: рубка-рубка-рубка, стоп. Да, еще помню: наружное ребро, внутреннее ребро... Зато, когда нас наконец выпустили на лёд, я упала всего один раз! И даже каталась! И даже спиной! Это такая радость, до сих пор помню. Знаете, вот что-то я уже начала сомневаться, ну, не может такого быть, чтобы в коридоре льда не было. Но я так запомнила. Может, покрытие какое специальное?
А еще благодаря бабе Лене у меня есть смешной диплом. Когда я его показала мужу, он так ржал! Короче, мы разрабатывали комплексы производственной гимнастики. Ей мой даже понравился, вот. А диплом давал право прийти на любое предприятие и вести эту самую гимнастику. Знаете, что там написано? «Тренер по спорту», во как! Правда, найти его не смогла, а жаль.
Как я выяснила, баба Лена 1921 года рождения, значит, в 1993 году ей было 72 года. А умерла она в 2006 году, в 85 лет. У меня остались о ней самые светлые воспоминания. Ей было на нас не наплевать, а это всегда чувствуешь.
Какие еще предметы запомнились? Кроме древнегреческого, у нас был и старославянский язык. Мы изучали грамматику, учились читать всякие уставы, полууставы и даже скоропись. После этих занятий мы использовали звательное «Людие» вместо привычного «Народ»: «Людие, пара отменяется!» Да, у филологов свои шутки и развлечения. Нас даже водили в архив, куда надо было заранее выписывать пропуск. «Девочки, вы только замуж пока не выходите и фамилии не меняйте, а то не пустят», – предупреждала нас преподавательница, милейшая Мария Наумовна Шевелева. Сдала я его на «отлично», наверное, потому, что вообще люблю разбирать тексты.
А вот с польским языком у меня не заладилось. Да что у меня – у многих. Девочка Катя ругалась и плевалась, что ее имя звучит как «Касща», ей это напоминало какую-то кашу в Кащенко. Вообще, обилие свистящих и шипящих звуков было поразительное. Жизнь меня к такому не готовила: у меня чесался язык, страдальчески выворачивались губы, ныли кончики зубов, что-то свербило и вибрировало в ушах. Мне было физически плохо слушать польскую речь и смотреть, как губы преподавательницы при разговоре складываются в какую-то презрительно-надменную гримасу. Шапкина Ольга Николаевна – хороший преподаватель, но я не выдержала и попросилась вместо этого на историю славянских языков, куда меня со скрипом и шипением перевели. Это была эвакуация, а не дезертирство.
Ладно, пора закругляться, наверное. Про то, как я ночевала в общежитии и что из этого получилось, расскажу в следующий раз.
Всем хорошего настроения! ❤️