Удивительно, но у Новосибирска, который был основан в 1893 году и у Парижской коммуны 1871 года есть связующее звено. Точнее связующее имя – Адриен Лежен, последний участник тех революционных событий. Если будете гулять по Скверу героев революции летом, наверняка увидите кенотаф с памятной надписью рядом с братской могилой. Когда-то Адриен Лежен был похоронен именно здесь, хотя вряд ли мог представить, что скончается в 6000 километрах от городка Баньоле, где он родился. Сегодня расскажу, как он оказался в Сибири, и как его прах в конце концов вернулся на родину.
Жил в гостинице «Центральная» и поддерживал раненых красноармейцев
У Лежена – героическое прошлое. 8 марта 1871 года он сражался в рядах защитников последней баррикады парижских коммунаров. 5 лет отбыл в заключении, а в 1922 году вступил в Коммунистическую партию Франции. В довольно преклонном возрасте 83-х лет, в 1930-м году он эмигрировал в СССР, попросив политическое убежище. Жил в санаториях в Подмосковье на полном гособеспечении. Видимо, именно этот спокойный и благостный период отражает портрет Климента Редько, написанный в 1940-м году.
Позже он был передан в Новосибирский государственный художественный музей. После начала войны Лежена – «живую реликвию мировой революции» – эвакуировали в Новосибирск. Здесь он прожил всего три месяца – с 25 октября 1941 года по 9 января 1942 года. Жил он в гостинице «Центральная» на площади Ленина, и как писала впоследствии газета «Советская Сибирь» в некрологе, – поддерживал раненых красноармейцев в новосибирских госпиталях.
Вы, дорогие бойцы, командиры и политработники Красной Армии, которых мы любим и уважаем, самоотверженно боретесь на всех фронтах во имя освобождения человечества от кровавого фашизма. Я последний, который боролся на баррикадах Парижской Коммуны во имя свободы человечества 72 года тому назад и был тогда так же молод и смел, как и вы, и с ненавистью смотрел на тиранию. Я уже очень стар, мои дорогие, чтобы лично посетить вас. Но я хочу, чтобы это письмо попало в ваши руки к новому году, хочу еще раз пожелать вам скорейшего выздоровления.
Два перезахоронения и Пер-Лашез как последнее пристанище
Скончался он в возрасте 95 лет и вначале был похоронен на Заельцовском кладбище. После окончания войны его останки перезахоронили в Сквере героев революции в центре Новосибирска. В 1958 году скульптор Михаил Меньшиков, тот самый, что делал бюсты погибших борцов за революцию, соорудил здесь надгробие. Очень лаконичный обелиск с профилем Лежена, который, судя по старым фотографиям, был довольно посещаемым местом. Красивое надгробие, к сожалению, не сохранилось, я не смогла найти информацию, куда оно исчезло.
В 1971 году, в годовщину столетия Парижской Коммуны, Коммунистическая партия Франции попросила переправить останки Лежена в Париж, чтобы похоронить его у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез. Отправка останков проходила очень торжественно, с митингом, почетным караулом и воинским салютом. Вот такую интересную заметку нашла об этом событии.
А в Новосибирске на месте захоронения решили поставить кенотаф – надгробный памятник на месте могилы, где нет останков. Так часто делают в знак памяти о человеке. Правда, в перестроечные времена память не особенно сохранялась – были и случаи вандализма.
В наши дни кенотаф (мраморная плита) хорошо заметен летом, а вот зимой его не всегда можно разглядеть под снегом.
А еще в честь Адриена Лежена названа одна из улиц в Новосибирске – это название ей присвоили 24 февраля 1971 года, незадолго до отправки останков на Родину. Вот такой непростой и извилистый жизненный путь оказался у последнего парижского коммунара.