В 19-м и 20 веках происходило активное исследование Арктики. На это выделяли средства даже не в лучшие времена для некоторых стран. Выделить корабль, собрать команду и запасы на многие месяцы – дорогое удовольствие для того, чтобы исследователи открыли какой-нибудь скалистый остров и сделали пару страниц с записями с наблюдениями. Бывало, что корабли оставались на севере навсегда и не все члены экипажа возвращались с таких походов.
Есть мнение, что исследователи искали там остатки прежней жизни. А на это намекали многие находки и наблюдения. В этой статье коснемся находок ископаемых деревьев на островах Северного Ледовитого океана.
На острове Новая Сибирь в Северном Ледовитом океане есть один мыс, с достаточно необычным для Арктики названием – «Утес деревянных гор». В 1810 году исследователь Матвей Геденштром в ходе одной из своих арктических экспедиций обнаружил на этом острове следы странные насыпные слои, названные им «деревянные горы». В своих путевых заметках он писал так:
«Деревянные горы на Новой Сибири представляют столь же неизъяснимую загадку, как и льдистоземельные слои. На южном берегу сего острова стоит утесом гора, составленная из горизонтальных толстых пластов песчаника и бревен лоснящегося смолистого дерева один другого покрывающих до самого верха. Всходя на гору, повсюду попадаются в камень отвердевшие угли по виду сосновые, покрытые местами как будто тонкой пепельною пленкою. На вершине новая странность. На самой гриве горы выходят из камня в один ряд концы бревен смолистого дерева, расщепленные, вышиною в четверть и более, и плотно друг к другу примкнутые. Здесь бревна в отвесном положении, а в утесе той же горы – в горизонтальном! Сии явления столь непостижимы, что никакие умозаключения, кажется, не могут иметь места. В 1809 году открыл я сей остров и проехал по его южному берегу с лишком 200 верст».
Эта информация была опубликована в издании «Путешествие Геденштрома по Ледовитому морю и островам оного, лежащим от устья Лены к востоку. «Сибирский Вестник», 1822 г., ч. 17-19»
Другой исследователь Арктического региона, Эдуард Толль, после изучения разреза мыса Деревянных гор, пришел к выводу, что стволы деревьев не были принесены извне, а находились в слоях породы до того, как оказалась на поверхности склонов. Он обнаружил, что останки деревьев относятся к третичному периоду, что свидетельствует о том, что климат на территории современных Новосибирских островов был настолько теплым в эту эпоху, что здесь могли расти не только сосны, но и секвойи. Э.Толль также сообщал про размеры Деревянных гор: «Их высота от 15 до 30 саженей (32 – 64 м), а протяженность вдоль береговой линии острова составляет 25 верст (26,7 км)».
Позже эта информация попала даже в энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в раздел "Новая Сибирь": Цитата оттуда:
«Деревянные горы лежат между устьями pp. Решетниковой и Обуховой, высотой от 15 до 30 саж., тянутся по берегу острова на протяжении 25 верст. Они состоят из горизонтальных слоев рыхлого песчаника третичной системы, заключающих в себе прослойки бурого угля и стволы обуглившихся деревьев различной толщины, полутвердых, черного цвета, издающих смолистый запах. Горы изрыты ручьями и со стороны моря во многих местах представляют крутые обнажения. В обнажениях стволы деревьев расположены горизонтально, на вершинах же гор они стоят вертикально друг возле друга, выставляясь концами с поверхности земли на 1/4 аршина».
Западные исследователи обнаружили тоже самое со стороны Северной Америки. В середине 19 века «деревянные горы» были обнаружены экспедицией судна "Исследователь" с капитаном Робертом Макклюром на западном берегу Земли Бенкса и Льютом Мехамом в глубине острова принца Патрика. Вот, что они писали в своих заметках.
Судно «Иследователь» достигло северо-западного участка Земли Бэнкса. На этом месте были замечены следы овцебыков и оленей, а также сами эти животные. Но самым удивительным открытием стало значительное скопление ископаемых деревьев, а также неокаменелых фрагментов, разбросанных по всему острову на высоте до 300 футов над уровнем моря.
В записи от 27 августа капитан Макклур делится своими наблюдениями о деревьях: «Сегодня я углубился в остров на небольшое расстояние: От самых верхушек невероятно крутых холмов до их основания простирается ископаемый лес: в многих местах видны слои деревьев, некоторые из которых выступают на двенадцать или четырнадцать футов, и такие прочные, что люди могут спокойно прыгать на них без опасений, что они сломаются. Самое толстое бревно, которое я встретил, имело диаметр 1 фут 7 дюймов (48 см)».
5 сентября капитан Макклур записывает новое наблюдение, находясь в нескольких милях от упомянутых холмов: "Мы вошли в ущелье, которое находилось в нескольких милях от берега и заметили, что его северная сторона, на высоте сорока футов над уровнем воды, была полностью заполнена древесными остатками, похожими на те, которые я встречал ранее. Глубина этого оврага достигает около 200 футов. Подстилающий слой вокруг древесных стволов состоит из смеси песка и гальки. Часть древесины находится в плохом состоянии, полностью сгнила и уже не может быть использована даже для топки."
Немного позже, почти в 120 милях к северу, был обнаружен аналогичный ископаемый лес. Весной 1853 года одна из санных экспедиций под руководством капитана Льюта Мехама с корабля "Решительный", пересекла открытый ими остров, названный в честь принца Патрика II (координаты: 76°15'с.ш. и 121°40'в.д.).
Эти острова на карте:
Мехам писал с записках:
Вторник, 31 мая. Я наткнулся на большое дерево, глубоко зарытое в заброшенный склон оврага, которое выступало примерно на восемь футов. Во второй половине дня мне удалось обнаружить несколько подобных деревьев: обхват видимых частей первого и второго составил три фута, а у других - два фута десять дюймов. Учитывая отличное состояние коры и удалённость деревьев от моря, я немного сомневаюсь, что они когда-либо росли в этом регионе. Я распилил один из стволов: древесина оказалась мелкозернистой и невероятно тяжёлой, настолько, что нам было трудно унести её.
Эти выдержки из дневников были опубликованы в книге Чарльза Хэпгуда «Путь полюса», с главами из которой можно ознакомиться здесь:
Часть находок на побережье островов в Северном Ледовитом океане можно отнести к прибитой древесине во время штормов. Реки с материка выносят стволы деревьев и они скапливаются на островах. Вечная мерзлота подтаивает и накрывает их грунтом. Часто в бухтах в Арктике можно увидеть такую картину, скопления так называемого плавника:
Но я бы не исключил и следующий механизм. Вечная мерзлота тает и освобождает древние стволы реликтовых деревьев, которые прибивает в бухты к берегу. Вынос деревьев реками, возможно, не такой масштабный. Но для этого нужно хотя бы изучить, что это за стволы, к каким породам они относятся. Возможно, многое из этой древесины – реликтовые породы, как в примере ниже.
В Арктике, на острове Аксель-Хейберг со стороны Северной Америки учеными были обнаружены остатки метасеквой.
Про эту находку была статья здесь:
А на острове Новая Сибирь нашими учеными были найдены эти отпечатки древней флоры:
Ископаемые печеночники, папоротники и гинкговые новосибирской флоры, о. Новая Сибирь, Утес Деревянных Гор; деревянногорская свита, турон–коньяк.
Если в арктических широтах ранее был теплый климат, то как данный факт можно объяснить? Почему сейчас здесь холодно и не растут деревья, а ранее был теплый климат? Это можно объяснить следующими гипотезами:
1. Теплые течения в Арктике
Предположительно вдоль всего арктического побережья Евразии и Северной Америки протекали теплые течения, которые брали свое начало на экваторе, как сейчас Гольфстрим. Сейчас остатки этого теплого течения доходят только до островов архипелага Новая Земля, все остальные – холодные. Хотя, циркуляция воды в Северном Ледовитом океана значительная.
Про исследования этих течений дрейфующими полярными станциями была статья здесь:
Не исключено, что на части островов Арктики была вулканическая активность и земли прогревались, был свой микроклимат. Это описано в произведении «Земля Санникова».
2. Сдвиг географических полюсов
Теплый климат на Новосибирских островах может объяснить гипотеза сдвига полюсов. Например, ранее, он располагался ближе к Северной Америке, а на севере Евразии был умеренный климат.
Но как объяснить остатки секвой на острове Аксель-Хейберг и стволы на островах Земли Бэнкса и принца Патрика? Только периодическим сдвигом полюсов или, например, если прошлый полюс был где-то по центру Северной Америки. Тогда и Гренландия была без льда и соответствовала своему названию «Зеленая земля».
А на севере Евразии вообще были тропики или субтропики.
Эта модель не поясняет механизм такого сдвига и ее вообще не рассматривают в научных кругах. Если допустить такое, то стало причиной? Падение космического тела или внутренние процессы в Земле?
3. Освещение Земли вторым солнцем
Космическая версия говорит, что когда-то Солнечная система проходила мимо какой-то звезды и на Землю поступало дополнительное освещение и тепло. Может быть, эта звезда подогревала и освещала как раз район северного полушария.
Ученые утверждают, что примерно 70000 лет назад мимо нас пролетала звезда Шольца. Сейчас она удалена на 20 световых лет, а когда-то была примерно в районе облака Оорта.
В wikipedia утверждается, что звезда Шольца прошла на расстоянии всего 52 000 а. е. (0,25 пк; 0,8 св. лет) от нашего Солнца. И судя по датировке события (даже по официальной науке), это событие застал и древний человек.
Примерно на это время геология относит начало очередной эпохи оледенения. Тогда логично: когда звезда удалилась, стало холоднее и Арктика замерзла вместе с мамонтами, шерстистыми носорогами и реликтовыми лесами.
Почему-то развитие этих или других гипотез на основании фактов, подтверждающих теплый климат в Арктике никто не делает. Почему, как считаете?