Много можно говорить про различного рода переделки и усовершенствования 3D-принтеров, но, наверное, одной из первых и наиболее важных в уже народном Flying Bear Ghost 6 должна стать смазка и вариативная замена подшипников кинематики принтера.
Это не означает, что Ваш принтер не будет печатать без данного апгрейда, но в данном случае кашу маслом точно не испортишь, так как родные ленивцы и линейные подшипники (LM8LUU) работают практически насухую, что не очень хорошо сказывается на состоянии трущихся поверхностей, да и на плавности хода в целом.
Сам процесс переделки крайне увлекателен. Вы вспомните много неизвестных Вам ранее слов, возможно, изучите азы оказания первой медицинской помощи, испытаете радость и апатию, гордость и самокритику - все зависит от Вашей прямоты рук и аккуратности исполнения инструкций. В моей борьбе с разборкой ленивцев весь процесс занял аккурат часов 7 (тут), но сейчас речь не о том.
Перед подготовкой процесса я точно знал - буду менять, а вот сам выбор был долог и мучителен. В данном случае можно купить хорошие LM8LUU, а можно пойти путем Джедая и поставить втулки скольжения (тоже LM8LUU), ну Вы поняли.
Втулки эти бывают разные, но выбор мой пал на дешевенькие и достаточно интересные экземпляры из латуни с вкраплениями графитовых вставок.
Удивительно, но мой штангенциркуль показал размеры с допуском в какие-то сотые доли миллиметра. Вал тоже оказался не очень кривой, что в совокупности привело практически к идеальной состыковке одного с другим без ощутимых люфтов и биений.
Интересное началось потом, когда я начал ставить оси в каретки крепления, так по Х из-за перекоса механики при надетой голове началось затрудненное движение в одну из сторон. Пришлось крутить вал и калибровать межосевые размеры, чтобы все зашло на ура.
Первые 3-4 дня все было прекрасно, а потом я обнаружил, что где-то в середине оси Y каретки просто переклинивает и получается заметный удар. Проблема решилась просто - протер валы спиртом и убрал излишний графит, который остался на направляющих после притирки.
Тут вот можно посмотреть шейперы до протирки спиртом:
Как видно (там два фото, щелкаем). По Y у нас все достаточно облико морале, а вот Х городит печальные данные. При этом второй пик появляется от резонанса незакрепленного чего-то (на тот момент я не знал чего). Вот казалось бы, клинит Y, а фигня на X. Но имел, что имел.
А вот Вам графики уже после очистки и смазки:
Видите разницу? А она есть - тут другой масштаб и пики как бы больше, а дефекты меньше, но шейперы уже в значительно лучшем диапазоне по частоте, виду и ускорениям. И помогла скорее всего не смазка, а простой перенатяг ремней, который я на свой страх и риск делал опять же по макросу klipper:
Вставлю ремарку. В данном тесте нужно сделать так, чтобы резонанс пиков был един, сошелся своими вершинами, что и удалось по головной вершине. Вторая - это что-то паразитное, чем лучше сходство, тем хуже там. Может кто расскажет подробнее, я этот момент не очень понял. Скорее всего иедт резонанс по другой частоте из-за корпуса или мотора, но возможно я не прав.
А еще, тот же klipper умеет делать так:
Данный график отображает зависимость пика резонанса от скорости. У меня это где-то 96 мм/с, а вот до 170 можно работать. Но! У меня стоковые ремни и моторы, поэтому все может измениться.
Вернемся к смазке. Смазывать эти втулки не рекомендуется, так как они "самосмазывающиеся", но так как все это китай, то и самосмазывание тоже такое же. В идеале, как я понял, это должна быть пористая графито-латунная, спеченная структура, а мы имеем втулки с дырками набитыми графитом. Работает, но как-то так (я не инженер, если кто опишет правильные втулки скажу "спасибо").
Если что-то запрещено, но хочется, то можно. Кроме того, компании-производители некоторых принтеров сами рекомендуют пренебречь советами по эксплуатации втулок и намазать все смазкой солидолом.
Так как форумчане на этом сломали не одну пику, то в контексте данной статьи я размусоливать смазкофайтинг не буду, но об этом мы еще поговорим. На своем аппарате я использовал обыкновенную "синюю" высокотемпературную смазку для подшипников. Наносил тонким слоем через "каплю" на ватке, которой водил по валам. Слой образовался (тоненький, нежненький, не как майонез на пельмени) и все стало гуд, заклинивание ушли совсем, а вместе с этим и большая часть дефектов на печатной модели. В данном состоянии мой ЧПУ печатает не хуже дорогих станочков.
Резюмируя, хочу отметить, что в данном вопросе все индивидуально и можно надеяться лишь на китайского производителя и нашу удачу.
Плюсы:
1. Очень тихая работа, ну прям очень тихая. Слышен легкий свист при движении, но это несравнимо с шумом подшипников. Выдают себя крайне плохие шаговые моторы по осям, но их мы тоже сменим со временем (вот стану блогером-миллионником, брошу работу и буду золотые валы ставить).
2. Отсутствие люфта (это в моем случае). Лишние подергивания ушли, а вместе с этим возросла плавность хода.
3. Низкая вероятность износа данного узла (там просто нечему ломаться)
4. Соотношение цена-качество.
Минусы:
1. Вариабельность исполнения. Кому как повезет.
2. Долгий период притирки, специфичный уход за узлом (хотя я бы поспорил сам с собой)
2. Дефицит комплектующих. Вот не найдете Вы эти втулки в каждом первом магазине, очень специфическая тема.
В целом, мне данная затея понравилась. Как я уже говорил ранее - для меня это возможность выпустить пар после напряженного рабочего дня, поэтому мне подобные переделки в радость. Однако, если у Вас нет на это времени и все работает - успокойтесь и не ломайте работающую вещь. Возможно все станет лучше, а возможно и наоборот. Работает не тронь, тронул не плачь!
Удачных Вам переделок и крепкого здоровья!