Вопрос о том, стоит ли открывать багажник автомобиля по требованию инспектора ДПС без составления протокола досмотра, вызывает множество споров среди водителей.
Подавляющее большинство автоэкспертов, в том числе и я рекомендуем настаивать на оформлении протокола и привлечении понятых. Однако некоторые водители с большим стажем советуют поступать иначе.
В этой статье мы рассмотрим три веские причины, почему открытие багажника без протокола может быть выгодным для водителя, а также обратимся к нормам ПДД и КоАП, регулирующим эту процедуру.
1. Экономия времени
Если инспектор ДПС настаивает на досмотре по всем правилам, ему потребуется составить протокол и привлечь двух понятых. Этот процесс может занять около 10 минут, а сам досмотр — ещё больше времени. В итоге водитель рискует потратить на эту процедуру до получаса или даже больше.
Однако если водитель соглашается открыть багажник без оформления протокола, весь процесс занимает менее минуты. Для многих водителей, особенно тех, кто спешит по делам, это весомый аргумент. Ведь каждый хочет, чтобы его отпустили как можно быстрее, без лишних проволочек.
Согласно статье 27.9 КоАП РФ, досмотр транспортного средства проводится в присутствии двух понятых. Однако на практике инспекторы часто предлагают водителям упрощённый вариант, чтобы ускорить процесс. И некоторые соглашаются.
2. Незаконный досмотр связывает инспектору руки
Многие водители боятся, что инспектор ДПС может подкинуть что-то запрещённое в багажник во время досмотра. Однако такие опасения беспочвенны, если протокол не составлен.
Дело в том, что досмотр без протокола и понятых является нарушением законодательства. Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть использованы в суде.
Это означает, что даже если инспектор найдёт что-то подозрительное, по закону он ничего с этим сделать не сможет. Инспекторы ДПС прекрасно осознают этот нюанс.
Поэтому у них нет смысла подкидывать запрещённые предметы или пытаться обвинить водителя в чём-то незаконном. Но это не означает, что у служивых нет других проверенных способов.
3. Избежание конфликтов и штрафов
Отказ водителя открыть багажник и другие препирательства могут вызвать негативную реакцию со стороны инспектора ДПС. В ответ они могут начать искать повод "докопаться" до шибко грамотного водителя.
Например, инспектор может найти незначительное нарушение, такое как просроченная аптечка или неработающая лампочка, и выписать штраф.
Согласно статье 12.5 КоАП РФ, управление транспортным средством с неисправностями, при которых эксплуатация автомобиля запрещена, влечёт предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Кроме того, если водитель настаивает на составлении протокола, инспектор может специально затянуть процесс, что приведёт к потере времени.
В практике бывали случаи, когда досмотр растягивался на час, а содержимое багажника выкладывалось на землю без помощи в его уборке.
Осмотр и досмотр: на всякий случай напомню разницу
Согласно статье 27.9 КоАП РФ, досмотр транспортного средства — это обследование автомобиля и перевозимого груза без нарушения его конструктивной целостности.
При досмотре инспектор имеет право перемещать предметы в багажнике или салоне, но не может разбирать автомобиль (например, снимать обшивку дверей). Для проведения досмотра обязательно составление протокола и присутствие понятых.
Осмотр, в отличие от досмотра, является визуальным исследованием. Согласно пункту 2.6.1 ПДД РФ, инспектор может попросить водителя открыть багажник для осмотра, но не имеет права трогать предметы руками. Осмотр не требует составления протокола, но инспектор обязан оформить акт осмотра.
Заключение
Напирать на знание законов или быть в глазах ГАИшников "белым и пушистым" — дело, как говорится, ваше. Но в любом случае, знание своих прав и норм законодательства поможет вам чувствовать себя уверенно в любой ситуации на дороге.