Найти в Дзене

Музыка Михаила Горшенева

Автор статьи: Анна Фирстова, журналист, Москва Источник здесь В нашей стране литература и поэзия всегда шли и идут в авангарде других искусств, затмевая собой даже живопись. Практически любой может цитировать километры прозаических текстов великих писателей и стихи всех поэтов - от золотого века до бесконечности, но музыкальные познания этих же людей довольно ограничены: па-де-де, танец феи Драже и вальс цветов из балета «Щелкунчик», первая часть 7-й симфонии Шостаковича, танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта», марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» и танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» (и то благодаря круглосуточной телетрансляции 1991 года).  К сожалению, музыка плетется в арьергарде всего доступного нам искусства. Этот факт был всегда досадным для меня, потому что страна, подарившая мировой музыкальнрй культуре величайшие имена, входящие в топ-10, по логике вещей, должна быть чуть более музыкальной.  Интересное наблюдение: практически во всех вузах, где пре

Автор статьи: Анна Фирстова, журналист, Москва

Источник здесь

В нашей стране литература и поэзия всегда шли и идут в авангарде других искусств, затмевая собой даже живопись. Практически любой может цитировать километры прозаических текстов великих писателей и стихи всех поэтов - от золотого века до бесконечности, но музыкальные познания этих же людей довольно ограничены: па-де-де, танец феи Драже и вальс цветов из балета «Щелкунчик», первая часть 7-й симфонии Шостаковича, танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта», марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» и танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» (и то благодаря круглосуточной телетрансляции 1991 года). 

К сожалению, музыка плетется в арьергарде всего доступного нам искусства. Этот факт был всегда досадным для меня, потому что страна, подарившая мировой музыкальнрй культуре величайшие имена, входящие в топ-10, по логике вещей, должна быть чуть более музыкальной. 

Интересное наблюдение: практически во всех вузах, где преподается история искусств, не преподается история музыки - только литература, кино, живопись. Музыка сослана в гетто и преподается в профильных музыкальных университетах. В школах на уроках музыки часто изучают биографии композиторов, что тоже совсем не музыка. 

Тем более удивительно мне было узнать, что в недрах панк-рока - совсем не академической музыки - жил и творил человек, который так же был возмущен всеми этими фактами и как мог менял такое положение вещей. 

Спартак, 1999 г.
Спартак, 1999 г.

По опросам, «Король и шут» - самая слушаемая российская группа в РФ. Например, на праздновании школьного выпускного-2024 в Санкт-Петербурге симфонический оркестр исполнял хиты именно КиШ, и все выпускники подпевали песням Горшенева. Это тем более кажется удивительным, если учесть тот факт, что Михаил Горшенев умер более десяти лет назад. Но это казус лишь на первый взгляд, на самом деле все логично и объяснимо - качество музыкального материала настолько высоко, что песня живет и после смерти композитора.

Вообще, песенный жанр очень недолговечный. Есть расхожая фраза, что песня живет сто лет. И так оно и есть - вспомните хиты 1920-х годов - их больше нет для широкой публики. Это удел каких-то музыкальных эстетов, историков музыки, музыкальных критиков. Хиты панк-рока, казалось бы, вообще материал для однодневного выступления на рок-фестивале, но проходят десятилетия, а песни «Короля и шута» поют все новые и новые поколения, песни берут академические хоры и симфонические оркестры, они звучат на филармонических площадках и даже на государственных мероприятиях. 

Просто Михаил Горшенев был большим музыкантом, настоящим композитором. Его музыкальный путь, полный ошибок, показывает, что музыкант этот шел, пускай и спотыкаясь, но по пути симфонизма - от простого к сложному. 

Михаил на Нашем радио
Михаил на Нашем радио

Во-первых, песни КиШ не примитив. Именно с музыкальной точки зрения. Кто-то скажет, что песни эти держались на гениальных стихах, но все же когда мы говорим о музыкальном искусстве, музыка всегда первична. Простой пример - напомню, что либретто опер «Борис Годунов», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» вообще Пушкину принадлежат, но никто ж не говорит, что это оперы Пушкина. Это оперы Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского, соответственно. Поэтому, повторюсь, когда мы говорим о музыкальном искусстве, музыка первична. 

Во-вторых, музыкальный путь Михаила очень закономерный: панк-рок, что дальше? Если следовать по пути усложнения, то metal - в песнях КиШ есть его элементы. Дальше? Ну, наверное, оперетта и/или рок-опера. И Горшенев ее написал. 

Нашествие 2010, на котором Король и шут выступали с симфоническим оркестром
Нашествие 2010, на котором Король и шут выступали с симфоническим оркестром

В своем творчестве он прибегал к использованию симфонических инструментов - и они, надо сказать, очень органично звучали в песнях КиШ. Дальше, к сожалению, была черта, где музыка оборвалась. Но можно предположить, что, по логике музыкального усложнения, дальше была бы опера, а еще дальше и выше - симфоническая музыка без слов. Ну и соединение жанров, о которых говорил сам Михаил: панк и театр, цирк и музыка и т.д. (тут поклонники больше знают о проектах, могут дополнить).

В-третьих, мало кто это отмечает, но, вообще-то, несмотря на свой образ жизни и неоднозначный музыкальный стиль, он этот стиль из контркультуры перевел в плоскость музыкальной культуры и вписал в музыкальную историю страны. Для такого разворота нужен не только талант и трудолюбие, но и что-то типа пиар-стратегии, когда понятно, чего ты хочешь своим творчеством добиться. Можно играть для души и заработка, можно усложняться до бесконечности, теряя поклонников, можно не усложняться и играть старые хиты, собирающие клубы стареющих фанатов. Михаил Горшенев выбрал самый сложный путь - путь музыкального просвещения в немузыкальной стране. И за свою короткую жизнь добился просто невероятных результатов. Он сам не дошел, не дожил до залов филармоний и музыкальных театров, но в них пойдут его слушатели, которые сейчас на своих школьных выпускных и во дворах поют его песни. Они будут искать и найдут великую музыку там, куда Михаил просто не успел дойти, но обязательно дошел бы…

Тур Театр демона
Тур Театр демона

Среди нас жил и творил настоящий большой музыкант, композитор, музыкальный педагог, но люди обращали внимание на его внешность и образ жизни. И когда все занимающее людей ушло, музыка неожиданно для всех осталась. Значит, она была не просто набором нот и типичных для рока перебором гитарных терций, она внезапно оказалась настоящей большой музыкой и продолжает благородное дело своего творца.