Несмотря на то, что Приказ Минтранса от 28 октября 2020 года N 440 увидел свет более четырех лет назад, всё еще остаются владельцы машин и грузоперевозчики, которые плохо ориентируются в терминологии и требованиях.
В статье ниже попытаемся максимально просто раскрыть содержание этого нормативно-правового документа. Совсем коротко не получилось, потому что разъяснения некоторых моментов предполагают детализацию, нужны конкретные примеры из практики.
Важное уточнение – речь идет про Приказ Минтранса 440 о тахографах с изменениями (в ред. Приказов Минтранса РФ от 03.02.2022 N 27, от 01.09.2022 N 343).
Приказ №440 от 28 октября 2020 года: содержание простыми словами
Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2021 года, а действовать будет до 1 сентября 2026 года, если крайнюю дату не изменят другим нормативно-правовым актом.
О чем этот документ? Он утверждает:
- требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства;
- категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами;
- правила использования тахографов;
- правила обслуживания;
- правила контроля работы.
Данные темы последовательно раскрыты в пяти приложениях, которые являются неотъемлемой частью основного документа.
Для справки! Желающие могут изучить полную версию документа, где на 56 страницах подробно расписаны все актуальные правила, требования, рекомендации.
Приложение №1. Требования к тахографам
В данном разделе технические требования к тахографам, блокам СКЗИ и картам водителя, предприятия, контролера, мастерской.
Изучать весь текст грузоперевозчикам не нужно, важно выделить основное:
Допускается использовать только те устройства тахографического контроля и карты, которые отвечают Приказу Минтранса №440.
В настоящий момент можно использовать:
- модели блока СКЗИ: «НКМ-2.11» НДПА.467756.001-01 ТУ, «НКМ-2.11 исполнение ИН» НДПА.467756.001-01.02 ТУ, «НКМ-2.11 исполнение АВ» НДПА.467756.001-01.01 ТУ (проверить)
Заказывая в лицензированной мастерской замену блока СКЗИ или новую карту водителя для тахографа, переживать за соответствие модели не нужно – они также обязаны следить за соблюдением требований законодательства. Поэтому сложно представить ситуацию, когда продадут неподходящий блок криптозащиты или оформят нерабочую карточку.
Что касается моделей тахографов, то на сайте «Росавтотранса» их достаточно много, как говорится, на любой вкус и цвет кошелек.
На практике, наиболее популярные тахографы под требования Приказа №440:
- Меркурий ТА-001;
- Atol Drive;
- Штрих TAXO-Rus;
- DTCO 3283;
- КАСБИ SMART.
Существует немало инструкций и обучающих материалов о том, как пользоваться этим оборудованием. Производители гарантируют своевременное обслуживание и ремонт, могут похвастаться разветвленной структурой сервисных центров.
Для справки! В конце Приложения №1 Приказа Минтранса № 440 от 28.10.2020 показаны «Рекомендуемые образцы внешнего вида карт тахографа». Разработчики особо придумывать ничего не стали и используют эти рекомендации практически без изменений.
Приложение №2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.
По общему правилу, на все машины категорий M2, M3, N2, N3 нужно ставить тахограф. Но есть исключения, которые перечислены во втором пункте.
В 2025 году не нужно ставить тахограф на:
- Военную технику, машины ВС РФ, МВД, ФСБ, Росгвардии и других специальных служб.
- Самоходную технику (трактор, комбайн и пр.), которая прошла регистрацию в Гостехнадзоре.
- Транспортные средства, которые перемещаются исключительно в границах одной организации, не выезжают на дороги общего пользования.
- Некоторые служебные автомобили, а также машины зарегистрированные Гостехнадзором.
- Транспортные средства с тахографами ЕСТР, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок.
- Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, обслуживания нефтяных и газовых скважин, перевозки денежной выручки и ценных грузов.
- Передвижные лаборатории, библиотеки, автосцены, телестудии, мастерские, дезинфекционные и бурильные установки.
- Учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений.
- Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы.
Также в разряд исключений попали транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок.
Не уверены, нужно ли ставить на машину тахограф? Читайте нашу статью с примерами и разъяснениями.
Приложение №3. Правила использования тахографов.
В данном разделе законодатели разъяснили, зачем вообще нужны тахографы в России:
тахографческое устройство используется владельцами транспортных средств — «в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха»
Под термином «владелец транспортного средства» понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, и физические лица, эксплуатирующие грузовые автомобили массой более 3,5 тонн и автобусы.
А водители с помощью тахографических устройств регистрируют и ведут учет времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха.
Далее расписаны обязанности водителей и владельцев ТС. О них речь ниже.
Приложение №4. Правила обслуживания тахографов.
В данном разделе собраны требования, которые в основном относятся к мастерским по установке приборов тахографического контроля.
Владельцам автомобилей важно обращаться в лицензированные мастерские. Кроме того, в их обязанности входит хранение отработанных блоков СКЗИ и их правильная утилизация, информацию о которой нужно отправить в ФБУ «Росавтотранс».
Приложение №5. Правила контроля работы тахографов.
Контролирующие функции в зоне своей ответственности осуществляют:
- владельцы транспорта и тахографа в нем;
- мастерские по обслуживанию;
- государственные органы контроля.
При предрейсовом контроле ТС должностное лицо обязано проверить работоспособность прибора. Когда автомобиль уже в дороге, контроль работоспособности оборудования лежит на водителе. Поэтому каждому шоферу желательно знать, что делать, если тахограф сломался в дороге.
Что нужно знать владельцам ТС
Обязанности владельцев транспортных средств выглядят так:
1) Установить на транспортное средство тахограф, поддерживать его исправность. Проверять работоспособность перед выходом машины в рейс.
2) Обеспечить водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера).
3) Выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней.
4) Хранить данные, выгруженные с карты водителя, в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки контролирующими органами.
5) Хранить использованный блок СКЗИ в течение года. Затем утилизировать его и сообщить об этом в Ространснадзор.
Несмотря на то, что это прямо не указано, владелец транспорта или руководство автопарка должны обучить водителей принципам работы устройства. В противном случае можно столкнуться с ситуацией, когда из-за незнания водитель нарушит требования законодательства.
Отличие собственника от владельца
Ориентируясь на российское законодательство, нужно пояснить, что:
- Собственник. Кому принадлежит ТС по праву собственности.
Собственник обладает правом владения, пользования, распоряжения. - Владелец. Кто использует ТС, у него только право пользования.
Когда собственник самостоятельно эксплуатирует автотранспорт, он одновременно является владельцем. Но если машина сдается в аренду, по закону владельцем будет арендатор.
Кто должен выполнять требования Приказа №440, если машина в аренде
Владелец (арендатор) — лицо, которое в текущий момент времени осуществляет эксплуатацию транспортного средства на основе договора аренды или лизинга.
Поэтому именно арендатор ТС должен установить тахограф, проинструктировать водителей, организовать предрейсовую проверку работоспособности, выгружать данные с карт. И, в конечном счете, именно арендатор (владелец) будет платить штраф за невыполнение требований Приказа 440.
Что нужно знать водителям
Обязанности водителей транспортных средств:
- До начала движения вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты.
- Фиксировать режимы в течение рабочей смены.
- В конце смены извлечь карту водителя.
- По требованию представителей контролирующих органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, сделать распечатку.
- Не использовать поврежденную карту водителя.
- Не извлекать карту во время движения.
- Не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
- Обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами.
Запрещается:
1. Использовать сломанный тахограф.
2. Двигаться на авто, когда в тахографе нет карты водителя.
3. Эксплуатировать прибор с просроченным СКЗИ.
4. Изменять и уничтожать данные в тахографе или на карте водителя. Или каким-либо другим способом вмешиваться в работу устройства.
5. Вскрывать прибор.
Немного подробностей про Приказ № 343 от 01 сентября 2022 года
В начале осени 2022 года был опубликован Приказ Минтранса № 343 от 01.09.2022. Документ вносит некоторые изменения и корректировки в основной Приказ № 440.
Данный нормативно-правовой документ вводит термин «онлайн-тахограф» и описывает, как должно работать такое устройство.
Сразу после публикации было много спекуляций на эту тему. Грузоперевозчики опасались, что придется в срочном порядке менять старые тахографы на новые. Все эти опасения беспочвенны! В 2025 году не нужно обязательно покупать онлайн-тахограф, можно пользоваться старыми.
Какие штрафы в 2025 году
Ответ на этот вопрос дает статья 11.23 КоАП РФ:
- 3 000 — 5 000 рублей водители;
- 7 000 — 10 000 рублей должностное лицо;
- 15 000 — 25 000 рублей индивидуальный предприниматель;
- 20 000 — 50 000 рублей юридическое лицо.
Исполнение приказа Минтранса возложено на контролирующие органы: ГАИ (ГИБДД) и Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Как руководителю автопарка контролировать соблюдение Приказа 440
Чтобы не платить штрафы за нарушения Приказа 440 Минтранса РФ, нужно будет соблюдать ряд правил.
1. Обучите водителей, как правильно работать с тахографом.
2. Перед каждым рейсом желательно делать распечатку с карты водителя. Можно будет отследить неисправности, ошибки тахографа, выявить проблемы, которые потенциально могут привести к штрафу.
3. Каждые 28 дней выгружать данные с водительских карт, хранить их 12 месяцев.
4. Контролировать сроки замены карт водителей. В идеале, работник сам должен знать, когда требуется переоформить идентификатор, но лучше отслеживать.
5. Блок НКМ/СКЗИ в тахографах обязательно менять раз в 3 года.
Исполнять требования приказа 440 о тахографах обязательно всем отечественным компаниям, грузоперевозчикам, частникам. Желательно разобраться в тонкостях законодательства, чтобы не выплачивать штрафы.
Подписывайтесь на наш Telegram. Еще больше полезного контента. Поможем найти ответ на любой вопрос.