Найти в Дзене
Книга путешествий

Кто такие дирижеры неба и из чего состоит их оркестр

Наверное, если поймать любого случайного человека на улице и задать ему вопрос, кто же самый важный человек в полете? В 99% мы получим ответ - пилот. Мы с этим согласимся, но далеко не на все 100%. Представим ситуацию: Аэропорт. Рейс XY-**** компании Шикшакшок эйрлайнс по направлению Москва-не Москва планирует свой вылет из аэропорта Бабодедово (узнали в этом фольклоре свой любимый аэропорт)? Укомплектовав самолет и утрамбовав пассажиров, экипаж воздушного судна сообщает командиру о том, что "усё готово шеф", и капитан, допив чашечку кофе, принимает решение взлетать. Он направляется на одну из взлетно-посадочных полос, но прибыв туда, обнаруживает пробку из 30 других самолетов. Наш герой не слишком терпелив и решает поехать на другую полосу. После получасового катания по аэропорту командир наконец-то находит заветное место для взлета, правда конфликтанув перед этим с капитаном Бобруйскавиа, который тоже уже час колесит по Дармоедово в попытках улететь. За невозможностью оскорбить опп

Наверное, если поймать любого случайного человека на улице и задать ему вопрос, кто же самый важный человек в полете? В 99% мы получим ответ - пилот. Мы с этим согласимся, но далеко не на все 100%.

Представим ситуацию: Аэропорт. Рейс XY-**** компании Шикшакшок эйрлайнс по направлению Москва-не Москва планирует свой вылет из аэропорта Бабодедово (узнали в этом фольклоре свой любимый аэропорт)? Укомплектовав самолет и утрамбовав пассажиров, экипаж воздушного судна сообщает командиру о том, что "усё готово шеф", и капитан, допив чашечку кофе, принимает решение взлетать. Он направляется на одну из взлетно-посадочных полос, но прибыв туда, обнаруживает пробку из 30 других самолетов. Наш герой не слишком терпелив и решает поехать на другую полосу. После получасового катания по аэропорту командир наконец-то находит заветное место для взлета, правда конфликтанув перед этим с капитаном Бобруйскавиа, который тоже уже час колесит по Дармоедово в попытках улететь. За невозможностью оскорбить оппонента словесно, капитаны обмениваются незамысловатыми комбинациями из пальцев, и на этом конфликт сходит на нет.

Самолет взлетает и начинает плавно набирать высоту, как вдруг второй пилот внезапно замечает летящий навстречу лайнер. К счастью, капитан не теряет самообладания, он поворачивает штурвал и самолеты расходятся в небе, как в море корабли.

Кажется, что опасность позади, в кабину возвращается покой и разговоры за жизнь двух коллег. Впрочем, сия идиллия длится недолго, так как примерно минут через сорок наш самолет догоняет мирно летящий борт небезызвестной Бобруйскавиа. И снова пилотам приходится маневрировать, дабы избежать "поцелуя".

Оставшийся полет проходит в более менее штатном режиме, но перед посадкой нас снова ждет сюрприз в виде джигита на легкомоторном самолете, пытающегося выполнить какую-то известную только ему фигуру высшего пилотажа по непредсказуемой траектории. К всеобщей радости, траектория полета джигита уводит его далеко от аэродрома и капитан сажает воздушное судно. Посадку можно назвать успешной, но с некоторыми оговорками: дело в том, что в этот самый момент с этой же полосы производит свой взлет другой борт, и самолетам чудом удается избежать столкновения. Кстати, этот эпизод я не придумала, такая ситуация действительная однажды возникла в аэропорту города Мумбаи. По счастливой случайности всё обошлось.

Думаю, вы все уже догадались, представителя какой профессии не хватает в этом рассказе?

Всё правильно, ни один полёт не может обойтись без авиадиспетчера. Не зря представителей этой профессии называют дирижёрами неба. По-моему это очень красиво и символично. Авиадиспетчер словно управляет небесным оркестром самолетов.

Я, честно говоря, блондинка, потому что, насмотревшись блокбастеров, думала, что к каждому самолету прикреплен один диспетчер, который "ведет" самолет от начала и до конца.

Оказалось, что показалось. Для обеспечения безопасного полета в аэропорту работает целая большая команда специалистов.

И вот как это примерно происходит:

За несколько минут до вылета диспетчер руления даёт разрешение на запуск двигателей и, собственно, руление - передвижение воздушного судна по аэродрому.

Далее бразды правления переходят к диспетчеру старта. Он отвечает за взлёт.

После взлёта контроль в свои руки берет диспетчер круга. Он отвечает за вылет самолета из аэродрома и выводит борт на заданный маршрут. Забавный факт: на авиационном сленге диспетчера круга называют "Властелином кольца".

Затем в работу включается диспетчер подхода. Под его чутким руководством самолет набирает высоту и выходит на эшелон (условную высоту полёта воздушного судна).

Когда самолет уже летит на положенной высоте, за дело берется диспетчер контроля. Он внимательно следит, чтобы самолет летел в пределах своего эшелона и не столкнулся с другими самолетами на так называемых "перекрестках". Диспетчеров контроля также несколько. Например, диспетчер Москвы, затем диспетчер Рязани и далее.

При снижении переход к диспетчерам происходит в обратном направлении:

диспетчер подхода - диспетчер круга - диспетчер старта - диспетчер руления.

А ещё диспетчеры в зависимости от своей специализации решают разные, порой очень интересные вопросы. Например, иногда на взлетно-посадочную полосу может выбежать какое-то животное. Это могут быть лисы, зайцы, собаки. А однажды на Аляске, в самом северном гражданском аэропорту США, на полосу выполз...200-килограммовый тюлень. Тюлень вполне себе был доволен своим местонахождением и его пришлось буквально выталкивать. Впрочем, победила дружба и всё закончилось хорошо. Зато у работников аэропорта появился повод шутить: они заменили английское выражение low ceiling (что значит "низкая облачность") на low sealings (с английского seal — значит "тюлень").

Вот наш бородатый герой
Вот наш бородатый герой

Вот такие новости! Спасибо, что дочитали мой опус до конца, в следующий раз поделюсь чем-нибудь интересным о жизни пилотов.