Публикуем историю Никиты — мальчика 4 лет с аутизмом, который благодаря поддержке сотрудников инклюзивного детского сада научился играть со сверстниками и делиться с ними своими любимыми игрушками.
Когда Никита ( 4 года, РАС) поступил в инклюзивный детский сад, он пользовался устной речью и строил фразы из 1–2 слов. Его игровые навыки оставались на комбинаторном уровне: он мог составлять композиции из разных предметов, но больше всего любил играть в железную дорогу: выстраивал в ряд игрушечные паровозики, сопровождая свои действия междометиями и вокализациями.
Основная сложность заключалась в том, что мальчик не позволял одногруппникам играть вместе с ним, а все его игры с железной дорогой отличались однообразием. Если кто-то из детей пытался к нему присоединиться, Никита расстраивался, кричал и уходил играть в другое место. Если мальчик видел нужную ему игрушку у другого ребенка, он выхватывал ее, проявляя агрессию (мог сильно толкнуть, ущипнуть).
Шкала VB-MAPP
Оценка по шкале VB-MAPP показала, что социальные навыки Никиты соответствуют 2-му уровню, то есть возрасту 18–30 месяцев, так как он до сих пор не вступал по собственной инициативе в контакт со сверстниками, не обращался к ним с просьбами после подсказки взрослых, не предлагал им игрушки и другие привлекательные предметы, не реагировал на их просьбы, не имитировал их действия и т. д.
Работа над развитием социальных навыков началась с простых игр, менее предпочитаемых, чем железная дорога, поскольку это повышало возможность включения в игру другого ребенка. Сначала Никита научился кататься с горки по очереди со сверстниками, качаться и качать других на качелях. За каждое адекватное взаимодействие мальчик получал подкрепление, особенно за спонтанное поведение (например, если говорил: «Теперь ты», «Сильно качай»). Также дети использовали жетонную систему — собирали жетоны за выполнение правил «жду своей очереди», «прошу словами», «смотрю, как играет друг». После того как жетоны были собраны, дети могли вместе посмотреть мультфильм.
Социальные истории
Параллельно Никите читали социальные истории о том, как попросить у кого-то нужную игрушку и что делать, если у тебя попросили игрушку. Это помогло ему обучиться навыку просьбы при помощи 1–2 слов. Когда во взаимодействии во время подвижных игр были достигнуты значительные улучшения, Никиту начали привлекать к простым коллективным играм (постройка башни из кубиков), используя те же правила и жетонную систему.
Особенно трудной для педагогов оказалась задача научить мальчика играть вместе с другим ребенком в высокопредпочитаемую им игру — железную дорогу. До этого он никого к ней не подпускал, отказываясь делиться игрушками. Воспитатели нашли решение: у каждого теперь был свой поезд, но общая железная дорога, которую дети строили, выкладывая элементы по очереди. За соблюдение правил во время этой игры дети собирали жетоны, чтобы получить дополнительные элементы для усложнения железной дороги. Постепенно Никита начал имитировать действия других детей, обращаться к ним не только с просьбами, но и с комментариями. Вскоре он начал осваивать навыки сюжетной игры — теперь он может не только играть в машиниста поезда и выстраивать маршруты, но и придумывать вместе с другими детьми настоящие железнодорожные приключения.