Всем привет!
Я решила добавить новую рубрику, в которой буду рассказывать о картинах, которые можно увидеть в художественных музеях нашей страны.
Именно работы, которые меня особенно впечатлили, заставили анализировать их сюжет, искать дополнительную литературу о них.
Пожалуй, наибольшее впечатление произвело на меня полотно Василия Пукирева “Неравный брак”.
Сюжет картины вряд ли кого оставит равнодушным: свадебная церемония в церкви, все как положено: священник, жених, невеста, шафер, гости…
Однако стоит посмотреть на новобрачных, сразу становится понятным не только название, но и вся ее печальная суть.
На полотне изображена молодая, печальная невеста, которая обреченно протягивает руку священнику, чтобы тот надел на палец обручальное кольцо. Ещё минута и юное создание станет женой старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу. Жених взирает на опечаленную невесту свысока, с превосходством и вожделением. Ещё немного, и церемония закончится, а карета увезет новобрачных в дом жениха. Вот только молодая вряд ли будет там счастлива. Ведь брак заключается не по любви.
Картина “Неравный брак” написана Василием Пукиревым в 1862. Эта работа является самым популярным полотном художника.
Сюжет работы стар как мир: молодая девушка из бедной семьи вынуждена вступить в брак с богатым стариком.
Если невеста прекрасна в своей юной девственной чистоте, то жених кажется не только старым, но даже похожим на мумию из-за сжатого воротника, который придает ему застывший вид.
Мужчина является бывшим военным в высоком звании, о чём свидетельствуют орден и крест Святого Владимира.
Браки по расчету, а не по любви, очень часто с большой разницей в возрасте, были достаточно распространенным явлением в середине XIX века – богатое купечество чаяло породниться с обедневшим дворянством для обретения статуса, а последние, в свою очередь, так поправляли финансовое положение.
Однако Пукирева побудила написать такую картину не только остро-социальная проблема, но и личная история.
Особого внимания среди приглашенных заслуживает шафер, стоящий прямо за невестой. Недовольный мужчина, скрестивший на груди руки, очень похож на самого Василия Пукирева, что говорит о собственной любовной драме живописца.
Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак обрекающий героя на страдание.
Художник Сергей Грибков, который был другом Пукирева, знал реальную историю этой картины, о чём писал Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи»:
«Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой».
Невеста, изображённая на картине — Прасковья Матвеевна Варенцова, в которую был влюблён Пукирев. Художник сделал ей предложение, но родители девушки отвергли его, подобрав дочери более подходящую по их мнению партию. В результате юная красавица была выдана замуж за князя Павла Цицианова.
Сама Прасковья Варенцова совершенно не могла иметь права голоса в выборе жениха. Она была внебрачным ребёнком, но её отец, который был родом из известной княжеской семьи, принимал в участие в судьбе девушки. Естественно, Варенцовы не могли позволить Прасковье выйти замуж за какого-то художника и сами выбрали ей того мужа, какого посчитали нужным.
Эту версию подтверждает эскиз картины, изображающий лицо старца. Надпись на обороте гласит: «Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.) Ниже: Писано съ князя Циціанова».
Также подтверждением этой версии служит рисунок, написанный карандашом в 1907 году В. Д. Суховым, на котором написано:
«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
Этот рисунок долго оставался неизвестным, пока в 2002 году его не принесли в Третьяковскую галерею. В портрете старушки действительно можно узнать черты юной невесты с картины Пукирёва.
Подпись на рисунке показывает, что брак со старцем не принёс Прасковье счастья и богатства. В богадельни попадали вдовы, у которых не было возможности себя содержать после смерти мужа. Как Варенцова оказалась в таком положении — не известно. Возможно, она чем-то разозлила князя, и он лишил её наследства, может, князь разорился, или случилась другая трагедия. Это до сих пор остаётся загадкой.
Получается, что жертва некогда молодой красивой девушки была напрасной…
Что же касается Василия Пукирёва, то он так и не женился и умер в бедности в возрасте 57 лет.
Судьба картины
Картина «Неравный брак» в одночасье прославила Василия Пукирева и сделала знаменитым художником. Кроме того, полотно произвело определённый эффект в обществе и, как выразился Репин, «много крови испортило не одному старому генералу».
«Неравный брак» сразу же был куплен Павлом Третьяковым и помещён в Третьяковскую галерею, где картина находится до сих пор.
Три невесты на картине?
Досужие эксперты и просто созерцатели нашли на картине целых три невесты! Три женщины, на которых надеты венки невесты.
Сама главная героиня, которая вот-вот станет супругой пожилого богача.
Рядом с женихом, буквально за его плечом стоит дама с венком невесты на голове. И стоит она как будто в белом одеянии…
Если эту даму ещё можно принять за реального человека, например, за сваху, обратите внимание, за спину священника.
Если хорошо приглядеться, то то видно венок, такой же как на новобрачной. Это не живой человек, а бесплотное создание, точнее, призрак.
Обе пожилые дамы в венках – души умерших жён жениха…Василий Пукирев соединил в картине… реальность и мистику. Оказывается, мужчина пережил двух жен, что ещё больше усиливает контраст между женихом и невестой.
С одной стороны — пожилой мужчина, вокруг которого вьются призраки. И в его глазах нет ни капли сочувствия.
С другой стороны — юная девушка, почти ребёнок. С тонкой полупрозрачной кожей, с заплаканными глазами и посиневшим виском. Она несчастна однозначно и бесповоротно. Потому что будущему мужу её ни капли не жаль. Как и родителям, которые отдают дочь за старика.
В то время такие браки были повсеместны. За 2 года до этой картины Синод даже выпустил указ о недопустимости таких брачных союзов.
Когда я смотрю на эту картину, вспоминаю печальный романс: “У церкви стояла карета, там пышная свадьба была. Все гости нарядно одеты, невеста всех краше была…
А вы помните эту картину?