История, которая началась с аварии прототипа и закончилась триумфом.
P-43 Lancer стал важным этапом в развитии Republic Aviation и американской авиации в целом, объединив решения предыдущих моделей, новые инженерные разработки и идеи, которые позже перекочевали в легендарный P-47 Thunderbolt.
История разработки и предпосылки.
В середине 30х годов угроза от новых скоростных разведчиков и бомбардировщиков, которые были недосягаемы для устаревших P-35 и P-36, стала более чем реальной. Тем более в Старом Свете авиастроительные компании уже во всю работали на самолетами нового поколения.
В 1938 году ВВС США наконец сформулировали требования к новому истребителю, который должен был:
- Перехватывать высотные бомбардировщики и разведчики (например, японский Mitsubishi Ki-46 "Dinah") на высотах свыше 9,000 м.
- Развивать скорость более 560 км/ч.
- Иметь турбонаддув для сохранения мощности двигателя на больших высотах.
- Нести мощное вооружение. В то время 4 пулемета калибра 12.7 мм посчитали достаточными.
В конкурсе участвовали все именитые самолетостроители:
- Republic Aviation (бывшая Seversky) с прототипом AP-4 (будущий P-43):
- Основан на P-35, но с турбонаддувом General Electric B-2 и улучшенной аэродинамикой.
- Lockheed с XP-38 Lightning:
- Двухмоторный истребитель с турбонаддувом, позже ставший основой для P-38.
- Bell с XP-39 Airacobra:
- Инновационная компоновка с двигателем за кабиной пилота, но слабый высотный потенциал.
- Curtiss с XP-40 Warhawk:
- Модернизация P-36, но без турбонаддува, что ограничивало высотность.
AP-4 (прототип P-43) создавали в соответствии с этими требованиями. P-43 должен был стать более совершенной версией P-35. От предшественника он унаследовал цельнометаллическую конструкцию, низкопланную схему и кое-какие аэродинамические решения. Однако из-за аварии первого прототипа (двигатель загорелся в полёте) проект едва не закрыли. Картвели лично убедил военных дать ему второй шанс, пообещав "революцию в наддуве". Republic получила контракт на 13 прототипов YP-43.
Republic во главе с Александром Картвели и Александром Северским столкнулись с целым рядом проблем. К примеру, система GE B-2 требовала переработки всей конструкции фюзеляжа для борьбы с перегревом из-за турбины, которую разместили под кабиной пилота, а выхлопные газы направляли через трубы в хвост. Аэродинамику тоже пришлось доводить, узкий фюзеляж "razorback" и овальный капот двигателя улучшили обтекаемость, но усложнили обслуживание. Установка 4 пулемётов (2 в крыльях, 2 в носу) потребовала синхронизации. Правда конструкторы не предусмотрели никакой защиты пилота и наиболее важный узлов. Отсутствие брони снижало живучесть.
Толстое крыло с закруглёнными законцовками улучшало устойчивость на высоких скоростях. Позже эта форма перекочевала на P-47 и стала практически его "визитной карточкой".
Почему военные выбрали AP-4/P-43? Для это было несколько причин: высотный потенциал (прототип AP-4 достигал 11,580 м), скорость (573 км/ч на высоте 6,100 м), не стоит забывать про интересы Republic и лоббистов, которые продавливали их интересы (после банкротства Seversky в 1939 году компания сохранила производственные мощности, убедив военных в перспективности разработки).
Описание конструкции и её особенности.
Фюзеляж у P-43 был цельнометаллический полумонокок из дюралюминия с характерным "бритвенным" гаргротом (выступом вдоль спины).
Кабина пилота получила сдвижной фонарь с плоским лобовым стеклом. Его сиденье можно было отрегулировать по высоте, но бронеспинка отсутствовала.
Набор приборов получился досточно стандартный: авиагоризонт, высотомер, указатель скорости, компас и манометр турбонаддува. Органы управления тоже привычные для летчиков того времени: традиционная ручка и педали, рычаг управления шагом винта — слева от пилота. На P-43A-1 для китайских ВВС надписи на приборах пришлось продублированы иероглифами.
Из-за близости турбины к кабине пилоты жаловались на сильный шум и вибрации. В китайских модификациях для снижения тепла использовали асбестовые прокладки.
P-43 получил толстые низкорасположенные крылья с закругленными законцовками. В них расположили два интегральных бака на 694 л и дополнительный в фюзеляже на 246 л. К сожалению, они не были самогерметизирующимися. Китайским механикам пришла в голову идея обматывать крыльевые баки бамбуковыми циновками, чтобы хоть немного снизить риск возгорания от пуль. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик использовали закрыли типа "Фаулер".
Картвели оснастил свой истребителем двигателем Pratt & Whitney R-1830-57 "Twin Wasp" - 14-цилиндровый звездообразный на 1,200 л.с. Воздух в него поступал через овальный капот с регулируемыми створками для управления потоком воздуха. За охлаждение отвечал масляный радиатор, расположенный под двигателем, и воздуховоды для охлаждения цилиндров, которые встроили в капот. Система была далеко не идеальна, в тропиках двигатель часто перегревался, и пилотам приходилось летать на пониженных режимах.
Основные стойки шасси убирались назад в крыло с поворотом на 90° (колеса частично выступали из ниш для аварийной посадки). Хвостовое колесо было не убиралось, но имело механическую блокировку. При уборке шасси создавался характерный гул, за который механики прозвали P-43 "жужжалкой".
Согласно заданию истребитель вооружили:
2 × 12.7-мм M2 Browning в носу с синхронизаторами для огня через плоскость винта.
2 × 12.7-мм M2 Browning в крыльях (несинхронизированные). Дополнительно P-43 мог нести бомбовую нагрузку на подкрыльевых держателях (2 шт для 100-фунтовых бомб или 10 × 30-фунтовых зажигательных бомб). Стоит отметить, что крыльевые пулеметы часто заклинивало из-за вибрации, особенно на высоте.
"Lancer" получил ещё кое-что интересное:
- Турбонаддув GE B-2:
- Турбина вращалась выхлопными газами, нагнетая воздух в двигатель. Это позволяло сохранять мощность до высоты 11,580 м. Системой пришлось управлять вручную: пилот регулировал наддув рычагом справа от кресла.
- Кислородная система: Баллон с жидким кислородом размещался за кабиной, маска подключалась через шланг с подогревом.
Топливо в двигатель подавали аж три насоса, но отсутствие фильтров приводило к быстрому засорению особенно в условиях пыльного Китая (чуть позже эту проблему решали с помощью самодельных сеток).
Служба.
Первым подразделением ВВС США, получившим этот тип самолёта, стала 1-я группа истребителей на аэродроме Селфридж в Мичигане, за ней последовали 55-я группа на аэродроме Портленд в Орегоне и 14-я группа на аэродроме Марч в Калифорнии. К сентябрю 1940 года все работы по производству P-43 для ВВС США прекратили в пользу P-47 с двигателем R-2800 Double Wasp.
Такие воспоминания оставили пилоты, которые успели повоевать на нем "Lancer был хорош для высотных миссий, но в бою его броня — как бумага. Мы радовались, когда получили P-38".
В июне 1941 года по ленд-лизу для ВВС Китая на производственной линии в Фармингдейле, штат Нью-Йорк, выпустили около 125 самолётов P-43A-1 (с 41-31448 по 41-31572). Производство этой партии завершилось в марте 1942 года. Было поставлено около 108 самолётов. Несколько из 108 отправленных самолетов потеряли во время перелётов из-за неопытных пилотов.
ВВС Китая использовали их очень ограниченно, потому что уступали японским истребителям. Китайские "Lancer" оснащали двумя 12,7-миллиметровыми пулемётами в крыльях без огневых точек в носовой части. Хотя вооружение могло отличаться в зависимости от модели: у некоторых было два пулемёта калибра 12,7 мм в носовой части и два пулемёта калибра 7,62 мм в крыльях.
Главными задачами в Китае у P-43 были:
- Высотное прикрытие: P-43A-1 использовали для сопровождения бомбардировщиков P-40 и защиты от японских истребителей. Например, в декабре 1942 года 4 P-43 прикрывали 6 P-40 во время рейда на Бирму, что позволило уничтожить японский самолёт.
- Разведка и штурмовка: В 1943 году китайские пилоты совершали налёты на японские аэродромы, такие как атака на аэродром в Хубэе, где участвовало 10 P-43A-1.
Китайские летчики и техники столкнулись с проблемами из-за
- уязвимости топливных баков. Майор Чжэн Шаою погиб в 1942 году, когда его P-43A-1 вспыхнул во время перелёта в Китай 511.
- сложности в обучении: Китайские пилоты, привыкшие к устаревшим И-15 и И-16, не могли справиться с управлением P-43. Например, лётчик Ся Чунбэнь разбился при посадке из-за ошибок в работе с турбонаддувом 5.
Вот как отзывались китайские пилоты:
«P-43 был быстрее «Зеро» на высоте, но в ближнем бою мы проигрывали. Если топливный бак пробивали — шансов спастись не было»
Большинство построенных «Лансеров», оставшихся в Соединённых Штатах, использовались только в учебных целях. К 1942 году, поскольку P-43 считались непригодными для боевых действий, большинство уцелевших самолётов переоборудовали для фоторазведки и обозначили P-43B. Около 150 "Лансеров", включая те, что не были поставлены в Китай, переоборудовали по новому стандарту. В октябре 1942 года все уцелевшие P-43 переименовали в RP-43, где буква "R" означала, что самолёт ограничен в боевом применении.
В августе 1942 года шесть самолётов "Лансер" из запасов ВВС США передали в ВВС Австралии для использования 1-м подразделением фоторазведки, базировавшимся в Кумали на Северной территории. История их эксплуатации плохо задокументирована, но известно, что у них были проблемы с тормозной системой, из-за чего произошло несколько аварий, когда тормоза отказывали при посадке.
В 1943 году последние шесть уцелевших P-43 вернули 5-й группе обслуживания 5-й воздушной армии США в Чартерс-Тауэрс, Квинсленд, и где их разобрали вместе с другими типами самолётов. К сожалению, ни один P-43 не сохранился, но Музей авиации Риверса в Южной Австралии собирает детали, в надежде восстановить один из них для статической экспозиции.
На правах личного мнения.
P-43 отражает переходную эпоху в авиации: военные искали баланс между высотностью, скоростью и живучестью, а конструкторы экспериментировали с турбонаддувом и аэродинамикой. Несмотря на спорные успехи в бою, P-43 стал технологическим мостом к легендарному P-47 и продемонстрировал важность инженерных рисков в условиях войны. P-43 Lancer. Как отмечал Александр Картвели: "Без ошибок P-43 не было бы P-47. Мы научились летать выше всех, чтобы потом стать быстрее всех".
Ведь опыт работы с системой B-2 стал основой для более совершенного турбонаддува P-47, который позволил "Тандерболту" доминировать на больших высотах. Конструкция крыла с толстым профилем с P-43 была усилена и масштабирована для P-47. Система охлаждения и воздухозаборники, доработанные для P-43, тоже легли в основу P-47.
Выпуск P-43 (272 единицы) помог Republic Aviation сохранить завод в Фармингдейле и команду инженеров, что ускорило разработку и переход к производству P-47.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!