Нива Шевроле 2020 года: биография легендарного внедорожника
Карантинный 2020 стал последним годом для многострадальной Шевроле Нива. Вспоминаем хитросплетения истории и технические нюансы, которыми пестрит ее биография.
Задуманная как второе поколение классического внедорожника, Нива пережила совместное производство с американской GM, ребрендинг из культовой российской марки в культовую американскую, а потом вернулась в родную гавань. Но обо всем по порядку.
Едина в трех лицах: как появилась Нива Шевроле
Внедорожник ВАЗ-2123 получил известность благодаря названию Chevrolet Niva, а позже сменил его на Lada Niva Travel. Изначально автомобиль был разработан российским автопроизводителем на замену старушке-Ниве, которая была известна своей проходимостью и простотой конструкции. Но к концу девяностых стало понятно, что ни до каких современных образцов инженерной мысли ВАЗ-2121 уже не дотягивает.
Первые образцы «сиквела» известной всему миру модели появились на свет в конце 1990-х годов. Но испытывавший дефицит во всем АвтоВАЗ едва сводил концы с концами, и серийное, ритмичное, стабильное производство новинки буксовало.
Тут на горизонте возникли американцы из General Motors. У ВАЗа был «товар» (Niva-2), у американцев — «купец», то есть деньги. Так, в результате совместного предприятия между АвтоВАЗом и General Motors и возникла снова Niva, но уже Шевроле.
Американский след в истории Нивы Шевроле
Внедорожник получил более современный дизайн по сравнению с оригинальной Нивой и улучшенные характеристики комфорта и безопасности. А самое главное — дошел до широкомасштабного серийного производства, которое в Тольятти без иностранного партнера вряд ли бы выжило.
Увы, но иностранное вмешательство ограничилось инвестициями в производство. По части улучшения продукта американская сторона особой активности не проявляла, хотя иностранцы могли бы довести до ума и прокачать авто технически. Но изменений не происходило.
Единственный крупный рестайлинг «Шнива» пережила в 2009 году, и он принес не так много новшеств:
- внешний вид был обновлен дизайн-ателье Bertone в соответствии с корпоративным стилем Chevrolet
- произошли изменения в интерьере салона
- внутри авто улучшили шумоизоляцию — правда, раздатка как выла, так и продолжала выть.
При этом легендарный мотор 1,7 л все еще оставался — и ему как не хватало сил, так и продолжало не хватать. Попытки подтянуть увядающую конструкцию под мировые стандарты, конечно, предпринимались, но редкие и робкие.
Например, хотели поставить движок от Opel: бензиновый, на 1,8 л, с отдачей 125 л.с. Он был значительно мощнее базового, активнее экономил топливо и соответствовал более строгим экологическим стандартам.
Несмотря на эти преимущества, проект по установке двигателей Opel на Chevrolet Niva столкнулся с рядом трудностей и заглох. И на это были причины:
- двигатели Opel стоили дороже, и это значительно увеличило бы конечную цену и сделало «Шниву» менее доступной для основной аудитории
- были трудности в переделке авто — необходимость адаптации шасси и других компонентов автомобиля под новый двигатель требовала значительных инженерных затрат и времени.
В конечном итоге АвтоВАЗ и его партнеры решили сосредоточиться на разработке новых моделей и модернизации существующих двигателей, что оказалось более экономически целесообразным. А «Шнива» так и осталась навеки заперта с единственным мотором мощностью 80 лошадиных сил, механической коробкой передач и постоянным полным приводом с блокировкой межосевого дифференциала.
Производство и продажи Niva под бейджем Chevrolet продолжались до 2020 года, когда GM окончательно вышел из совместного предприятия, и Нива Шевроле 2020 оказалась в полной власти АвтоВАЗа. Чем они поспешили воспользоваться и провели второй значимый рестайлинг модели, попутно переименовав ее в Ниву Тревел.
Новое дыхание. Lada Niva Travel
Несмотря на новое название, Лада Нива Тревел сохранила ключевые особенности предшественника:
- компактные размеры
- высокую проходимость
- доступную цену.
Внешний вид и интерьер автомобиля были радикально перерисованы, чтобы соответствовать современным стандартам и ожиданиям потребителей. Получилось не все: снаружи, может, и есть эффект новизны, но дешевый виниловый интерьер и не способен поменять одного — «Шнива» и есть «Шнива», как ни называй.
Не произошло и перемен по технике: автомобиль по-прежнему оснащается 1,7-литровым бензиновым двигателем, как у старой Нивы. Он обладает хорошей тягой на низких оборотах, что особенно важно для движения по бездорожью, но совершенно бесполезен на скоростях выше 60 км/ч, что делает перегоны по автострадам между кусками бездорожья настоящей пыткой.
Несмотря на это, ВАЗ-2123 — он же Нива Шевроле, он же Lada Niva Travel — сегодня по-прежнему пользуется популярностью среди тех, кто ищет доступный и надежный автомобиль для поездок за город, охоты, рыбалки и других активных видов отдыха.
Машину ценят за:
- неприхотливость
- простоту в обслуживании
- ремонтопригодность.
Плюс, внедорожные качества и низкая цена. Все это сильно выделяет Ниву на фоне кроссоверов и прочих псевдовнедорожников.
В чем трудности выбора Нивы Шевроле
Может показаться, что по пути от ВАЗ-2123 до Niva Travel внедорожник застыл в развитии, но это не так. Да, крупных перемен курса не было, но мелкие изменения в конструкцию авто вносились регулярно. В итоге даже под одним бейджем нет двух одинаковых Нив: модель 2002 в мелочах сильно отличается от машин 2004, а Нива Шевроле 2020 — совсем не то же самое, что Niva Travel 2022.
Коротко пробежимся по элементам, которые менялись год за годом:
- передние и задние бампера
- материалы отделки салона
- подвеска
- обновленная система охлаждения двигателя, которая позволила улучшить его производительность и надежность
- новая конструкция тормозной системы, которая повысила эффективность торможения и общую безопасность авто.
После рестайлинга 2009 произошел цивилизационный скачок: спустя два года Chevrolet Niva получила систему ABS и фронтальные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира.
В последующие годы (особенно после 2022) эта история приобрела волнообразный вид: ABS и другие компоненты то уходили с Niva Travel, то возвращались. Медиасистемы в одно время не было никакой, потом была никакая, а теперь нарядная и мощная — с сервисами Яндекса, что называется, «из коробки».
Так, вся биография Нивы старательно путает «вторичного» покупателя. Потому что перед нами, вроде, одна и та же машина, но под тремя разными бейджами и с абсолютно рандомным наполнением от года к году.
Как выбрать Ниву Шевроле
Если попробовать найти точку стабильности, то в идеале смотреть Ниву Шевроле, выпущенную в промежутке с 2011 по 2020 года. Особенно стоит присмотреться к Нива Шевроле 2020. К этому времени ее конструкция обрела какую-никакую законченность, внешность пришла к некоему единому знаменателю, многие детские болячки были вылечены, а передовое оборудование (ABS и эйрбэги) заняли свое место под кузовом. Производитель работал ритмично и стабильно, поэтому в наличии и под рукой всегда было все, и это все оказывалось в машине.
Как показывают сервисы, сейчас у дилеров средняя стоимость Нивы Шевроле 2020 составляет около 1 млн рублей. Это за вариант с пробегом около 40 тыс. км.