Найти в Дзене
Максим Полянских

Иоганн Штраус: Мастер Рояля, Капельмейстер и Создатель Оперетт

Родоначальниками «вальсовой династии» по праву считаются Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус старший. Их искусство казалось недостижимым до тех пор, пока у них не появился еще более талантливый и сильный соперник. Им стал сын Штрауса - Иоганн Штраус-младший, родившийся 25 октября 1825 года. Старший сын, Иоганн Ватер, выбрал коммерческую стезю, второй - Йозеф - военную службу. Поначалу все шло гладко, если бы не горячее увлечение мальчиков музыкой, с точки зрения их отца. Лишь с большим трудом жене удалось получить его согласие на то, чтобы сыновья занялись фортепиано. В этом вопросе Штраус уступил и согласился, что игра на фортепиано действительно необходима для того, чтобы считать их светское образование законченным. Иоганн поражал друзей и знакомых своей игрой и импровизацией на фортепиано. Все усилия его отца были напрасны. На допросе выяснилось, что Иоганн долгое время тайно брал уроки игры на скрипке. Выяснилось также, что его учителем был один из лучших скрипачей оркестра Штрауса - Фран
Оглавление

Детство композитора

Родоначальниками «вальсовой династии» по праву считаются Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус старший. Их искусство казалось недостижимым до тех пор, пока у них не появился еще более талантливый и сильный соперник. Им стал сын Штрауса - Иоганн Штраус-младший, родившийся 25 октября 1825 года.

Старший сын, Иоганн Ватер, выбрал коммерческую стезю, второй - Йозеф - военную службу. Поначалу все шло гладко, если бы не горячее увлечение мальчиков музыкой, с точки зрения их отца. Лишь с большим трудом жене удалось получить его согласие на то, чтобы сыновья занялись фортепиано. В этом вопросе Штраус уступил и согласился, что игра на фортепиано действительно необходима для того, чтобы считать их светское образование законченным.

Игра на фортепиано

Иоганн поражал друзей и знакомых своей игрой и импровизацией на фортепиано. Все усилия его отца были напрасны. На допросе выяснилось, что Иоганн долгое время тайно брал уроки игры на скрипке. Выяснилось также, что его учителем был один из лучших скрипачей оркестра Штрауса - Франц Амон. Уроки оплачивались из доходов от уроков, которые сын давал в семье соседнего портного.

Влюбился папа не по-детски

Вскоре после этого отец серьезно влюбился в одну из своих многочисленных поклонниц, молодую модельершу Эмилию Трампбуш, и ушел из семьи. Таким образом, перед Иоганном-младшим встала проблема содержания семьи, главой которой он стал. На тот момент ему было 18 лет.\

Поддержка сына для мамы

Его мать всеми силами поддерживала увлечение сына музыкой и, несмотря на финансовые трудности, всячески заботилась о его образовании. Это дало Иоганну возможность учиться у Кельмана - прекрасного скрипача, преподавателя балета в Венской опере, а также у одного из лучших педагогов консерватории по классу композиции - Гофмада. Анна Штраус мечтала, что ее сын займется профессией отца. Она хранила первый вальс, который Иоганн написал в шестилетнем возрасте, как драгоценную реликвию.

Однако настоящим учителем Иоганна стал дирижер венской церкви, аббат Йозеф Дрехслер, знаток контрапункта и гармонии. Он заставлял начинающего композитора писать священные произведения, и хотя юноша мечтал о более «земной» музыке, он все же сочинил кантату, которая вскоре была публично исполнена в одной из венских церквей. Чтобы приобщить его к церковной музыке, Дрехслер предоставил Иоганну возможность играть на скрипке и органе в церкви, где сам был регентом. Однажды аббат зашел в пустую церковь, где репетировал Иоганн, и услышал, как молодой музыкант играет на органе вальс.

Иоганн твердо решил стать руководителем танцевальной группы, композитором и исполнителем танцевальной музыки. Оставалось набрать квалифицированных музыкантов - ведь его оркестр должен быть не хуже, чем у отца. В одно из воскресений октября 1844 года афиши и газеты объявили о предстоящем концерте Иоганна Штрауса-Сона. Еще один Штраус!

Штраус-младший объявил о своих самостоятельных концертах, когда его отцу только что исполнилось 40 лет и он находился в зените славы, не проявляя никаких признаков творческой пассивности.

Пресса встретила молодого композитора с энтузиазмом. Положительные рецензии появились в газетах уже на второй день. «Спокойной ночи, Ланнер, доброго вечера, Штраус-отец, доброго утра, Штраус-сын» - так называлась статья критика Виста о дебюте Иоганна.

Первые произведение молодого композитора

Молодой композитор словно перенял эстафету у своих предшественников: Его первые вальсы («Юный венский», «Lieder der Berge» и «Sanguiniki») по форме почти полностью повторяли вальсы Ланнера и отца Штрауса в период расцвета их творческих сил. Однако не подражание, а талант вдохнул жизнь в его произведения.

Наступил революционный 1848 год. Иоганн-младший бурно отреагировал на революционные события. Все его симпатии были на стороне народа.

Штраус написал «Марш революции», который звучит как призыв к оружию. Вскоре он стал любимым маршем повстанцев. Они с гордостью называли его Венской Марсельезой. Венское восстание было подавлено. Новые правители помнили поведение Иоганна Штрауса во время революции 1848 года: долгое время его не приглашали ко двору, а его вальсы не играли на императорских балах. В государственных архивах сохранились доносы на него за «якобинское» поведение.

Молодой Штраус
Молодой Штраус

Иоганн Штраус-старший оказался по другую сторону баррикад. Он тяжело переживал потерю своей популярности. Вскоре он заболел скарлатиной и умер 25 сентября 1849 г. Его отец умер в одиночестве, в большой пустой квартире. Однако похороны Иоганна Штрауса-старшего были пышными.

Когда в оркестре его отца встал вопрос о будущем дирижере, друг семьи Амон настоял на приглашении сына. Все артисты оркестра пришли к Иоганну, чтобы торжественно передать ему дирижерскую палочку отца. И для Штрауса-младшего начался период ежедневной интенсивной концертной и композиторской деятельности.

Переутомился человек

Интенсивная работа вскоре истощила силы молодого музыканта. В возрасте 28 лет он серьезно заболел от переутомления. И это никого не удивило. Ведь работа капельмейстера была изнурительной. В 1853 году руководство оркестром взял на себя его 26-летний брат Йозеф. А когда и он заболел, на помощь пришел младший брат Эдуард.

Переселение семьи

Теперь вся семья Штраусов стала кумиром в Вене. В художественных статьях и сатирических памфлетах их называли «Компания Штраусов. Оптовая и розничная торговля музыкой». Иоганн считался главой семьи Штраусов. Как композитор и дирижер он был талантливее двух братьев.

Заграничные концертные туры

Первые вальсы Иоганна Штрауса напоминали творчество его отца в период его расцвета. Однако вскоре сын Штрауса почувствовал себя стесненным формой старого венского вальса, поэтому наряду с работой над венским вальсом он посвятил все свои силы созданию нового типа мелодии. Здесь его талант проявился особенно ярко. Композитор оказался зажат рамками короткой танцевальной структуры, что ограничило простор его воображения. Он стремился к тому, чтобы музыкальная тема не обрывалась сразу же после появления, а развивалась в широкую плавную мелодию. Штраус решился на смелый шаг: он разорвал привычную танцевальную форму, удвоив ее размеры. Там, где раньше были структуры из 8 и 16 тактов, он построил 16 и 32 такта соответственно. Мелодическая идея ощущается свободной и щедрой. Появившись, она логично развивается, живет полной жизнью и вполне естественно завершается, освобождая место для новой.

Так венский вальс, сохранив свою танцевальную основу, превратился в самостоятельный музыкальный жанр: если раньше вальсы Штрауса исполнялись только в танцевальных залах, то теперь они все чаще звучат на концертной сцене.

Концертные туры закрепили его мировую славу и способствовали широкой популярности венского вальса.

Переехал в Петербург

Когда Иоганну Штраусу предложили ангажемент в Санкт-Петербурге на лето 1856 года, он с готовностью согласился. Приезд Штрауса стал важным событием в музыкальной жизни Петербурга. Этому способствовала большая популярность венского вальса в России.

С перерывами Штраус провел в России десять лет. Летом 1858 года во время одной из прогулок Штраус познакомился с Ольгой Смирнитской. Она пленила его с первой же встречи. Необыкновенная красота? Нет, хотя Ольга была очень хороша собой - стройная, с выразительными черными глазами и роскошными шелковистыми локонами, - ее вряд ли можно было назвать красавицей. Но внутренняя красота, непосредственность, удивительное сочетание внутренней серьезности и девичьей игривости привлекли ее.

Его супруга Ольга Смирнитская
Его супруга Ольга Смирнитская

К сожалению, мать Ольги была против их союза. Штраус очень страдал от разрыва с любимой девушкой, которая стала для него воплощением добрых, чистых идеалов. Летом 1859 года он посвятил своей возлюбленной очаровательные польки-мазурки «Проказница» и «Кобольд», полные воспоминаний о светлых днях прошлого. Последние сохранившиеся письма Штрауса к Ольге относятся к зиме 1859-1860 годов.

Ольга принесла ему не только радости и горести первой любви. Она обогатила его как человека, как музыканта, как творческого деятеля в самом благородном смысле этого слова. Под ее влиянием все доброе и светлое в душе Иоганна кристаллизовалось и отшлифовалось. Его кругозор значительно расширился. Он познакомился с молодой, но одной из самых прогрессивных в Европе русской музыкальной культурой в то время, когда она еще была малоизвестна на Западе.

Годы 1861-1862 стали решающими для Штрауса. Газетные репортеры единодушно отмечали, что его стиль игры утратил излишнюю широту и стал более строгим и академичным.

Весной 1863 года он вернулся в Россию вместе со своей женой Генриеттой.

Новые произведения Штрауса

С середины 1860-х годов расцветает гений Штрауса. Он написал несколько вальсов, каждый из которых в отдельности мог бы обессмертить его имя. Голубой Дунай», „Жизнь художника“, „Сказки венского леса“, „Вино, любовь и песня“, „Новая Вена“ и „Венская кровь“. Все они представляют собой высший уровень поэтизации танцевальной музыки.

Новый танец напоминает симфоническую миниатюру. По сути, это музыкальное зерно, из которого, по замыслу композитора, не выросло большое симфоническое произведение, а только танец, который, однако, содержит все элементы симфонического развития. Штраус сочетает симфонизацию танца с предельной романтизацией жанра. Его вальсы передают глубоко поэтическое восприятие мира. В них чувствуется слияние человека и природы, столь характерное для романтиков. Вальсы Штрауса проникнуты возвышенным настроением, но в них нет вычурности, они просты и проникновенны.

Трудно сказать, какой из исполненных вальсов лучше. Одним из самых известных, безусловно, является «Голубой Дунай». Когда Штраус решил написать вальс о Дунае, он использовал мелодию вальса «Велен и Штрудель», который сочинил четырнадцатью годами ранее. Мелодия вальса действительно напоминает течение великой реки. В «Голубом Дунае» особенно поражает неожиданный и в то же время органичный переход от одной части к другой. Каждый из вальсов этого цикла - самостоятельное произведение, но вместе они образуют стройную, законченную картину произведения.

Пожалуй, не менее популярным стал другой вальс - «Жизнь художника». Страстная ярость его музыки, ее эмоциональный накал дали Штраусу право дать своему новому произведению такое название. Он обращает внимание на обилие песенных мелодий большого дыхания и протяженности.

Еще один шедевр того же периода - «Сказки венского леса». Обрамленный широким вступлением и грандиозным финалом, вальс перерастает в симфоническую поэму.

Поэму. Пронизанная солнечным теплом и светом, яркая и сочная музыка вальса звучит как апофеоз молодости и любви.

Когда «Голубой Дунай» стал самым популярным из его вальсов, композитор, к удивлению Штрауса, решил отплатить Хербеку, которого он считал косвенно ответственным за успех этого произведения. Он посвятил ему один из самых красивых своих вальсов - «Вино, любовь и песня», в котором вновь воспевал приятное наслаждение жизнью.

Слава Штрауса как «короля вальсов» была закреплена его композициями Новая Вена и Венская кровь.

Период с 1860 по 1870-е годы стал пиком творческого расцвета Иоганна Штрауса. Конечно, он сочинял и вальсы, и оперетты - красивые, веселые и захватывающие произведения. Но это были лишь новые жемчужины в его короне. Корона вальсов была завершена около 1870 года.

В чем сила вальсов Штрауса этого периода? Почему они остаются столь популярными спустя столетие после создания?

Мелодия Штрауса сугубо индивидуальна: в ней почти нет фольклорных заимствований. Но в своей основе она глубоко фольклорна.

Штраус как никто другой понимал, как передать буйную радость бытия, ощущение молодости и бодрости. Его музыка - это искрящийся гимн любви. Штраус пел о природе, весне, голубом небе, дуновении теплого ветра, журчании ручьев и шелесте лесов. Его мелодии говорят: «Человек, живи, радуйся, будь счастлив: мир прекрасен и он твой!»

В 1870-х годах Штраус обратился к оперетте, познакомившись с основоположником жанра Оффенбахом. Но он не пошел по пути Оффенбаха. С первых же шагов на этом поприще Штраус стал создателем нового вида танцевальной оперетты - жанра, полностью подвластного танцевальной стихии, прежде всего венскому вальсу.

Первой опереттой Штрауса, увидевшей свет, стала «Индиго, или Огненный вальс» (Индиго, или Сорок разбойников). Премьера состоялась 10 февраля 1871 года в театре «Ан дер Вин». Второй опереттой Штрауса стал «Карнавал в Риме».

Легендарная оперетта Штрауса - «Летучая мышь»

Следующая оперетта Штрауса - «Летучая мышь» - стала шедевром в истории венской оперетты. Она и сегодня исполняется на театральных сценах и пользуется любовью и популярностью самой широкой аудитории.

«Летучая мышь» - классический пример танцевальной оперетты. В ней танец становится средством воплощения любой ситуации - от мелодраматической до чисто комедийной. Здесь «танцуется» все: живое веселье и притворные слезы, мнимый ужас и смешные вспышки ярости. Штраус предпочитал быструю музыку, и его медленные, лирические

Лирические стороны встречаются сравнительно редко, но даже среди них есть настоящие жемчужины.

Мастерство Штрауса как музыкального драматурга неизмеримо возросло в «Летучей мыши». Это видно в хоровых сценах и финалах, особенно во втором акте, для финала которого композитор приберег самые волнующие и запоминающиеся мелодии: они заразительны и мощно затягивают.

Другие произведения Штрауса

Впервые оперетта была исполнена 5 апреля 1874 года в театре «Ан дер Вин». За ней последовали оперетты «Калиостро», «Принц Мефусаил» и «Игра в жмурки».

В конце 1870-х годов умерла жена композитора. Потрясенный, Штраус, всю жизнь испытывавший непреодолимый страх перед смертью, покинул дом. Попросив сына Эдуарда позаботиться о похоронах жены, он через два часа уехал в Италию. После недолгого пребывания за границей он встретил в Вене молодую немецкую певицу Анжелику Дитрих, влюбился в нее и вскоре женился. Она была бездарной актрисой, но эффектной женщиной, искусной в любовных делах, которая вела нескромный образ жизни и в конце концов бросила Штрауса и уехала к его другу Штайнеру. Штраус тяжело переживал разрыв с Анжеликой, но упорная творческая работа помогла ему залечить сердечную рану.

Новым успехом пользовалась оперетта Штрауса «Кружевной платок королевы» (Das Spitzentaschentuch der Königin). Премьера состоялась 1 октября 1880 года и принесла театру «Ан дер Вин» такой сбор, какого он не видел уже много лет. Однако успех оперетты был недолгим, и вскоре партитура навсегда исчезла с дирижерского подиума. Лучшие мелодии оперетты позднее были включены в один из самых популярных вальсов Штрауса - «Розы Юга».

Его следующее произведение, «Похотливая Витве» (1881), - значительный шаг вперед в творчестве Штрауса. Влюбленность композитора в Адель Штраус, молодую вдову его давнего друга и однофамильца, восходит ко времени написания «Ночи в Венедиге». Адель посещала дом композитора, когда еще была жива его первая жена. Теперь она полностью покорила сердце Иоганна Штрауса. Композитор не ошибся в своем выборе. Адель оказалась чуткой и преданной женой. Ее общество любили и высоко ценили друзья Штрауса.

Последний шедевр Штрауса - оперетта «Цыганский барон». Она была создана благодаря известному венгерскому писателю-революционеру Мору Йокаи. В качестве образца он предложил Штраусу свой рассказ «Саффи». Штраусу понравилось романтическое изображение жизни в Венгрии начала XVIII века, и он, с согласия автора, поручил написать либретто прогрессивному венгерскому драматургу Игнацу Шницеру.

Последние произведние композитора - «Цыганский Барон»

Драматическое развитие образов, к которому Штраус впервые обратился в «Цыганском бароне», привело к созданию масштабных музыкальных структур. Теперь не только финалы, но и другие ключевые сцены объединяются в музыкальное целое. Значительно возрастает роль речитатива. Он не только связывает отдельные части музыки, но и выполняет важную драматургическую роль в музыкальной характеристике образов.

Цыганский барон» стал новой вехой в истории оперетты. Если предыдущие оперетты Штрауса в определенной степени опирались на парижские традиции Оффенбаха, то теперь он создал новый тип спектакля - лирическую оперетту, близкую к лирической музыкальной драме. В ней комедийный подход уже играет подчиненную роль, а на первый план выходит музыкальное воплощение нежных и трогательных эмоций.

Прекрасная музыка «Цыганского барона» поражала даже поклонников Штрауса. Брамс сказал: «После „Волшебной флейты“ Моцарта ни один немецкий музыкант в области комической оперы не достиг тех высот, на которые поднялся Штраус».

Последние оперетты Штрауса - «Гольцфаллер» (1895) и «Геттина из Вернунфта» (1897) - не способствовали его славе.

Штраус умер от двусторонней пневмонии 3 июня 1899 года.