Найти в Дзене

Разбор фотографии начала 1950-х годов: старое Измайлово

Друзья, сегодня впервые мы разберем фотографию из семейного архива редактора этого канала. Поэтому писать я буду от первого лица.  На фотографии слева — мой дедушка Козарь Степан Николаевич, еще подросток, с приятелем в начале 1950-х годов. Тогда он жил в общежитии поселка Военморстроя и учился в школе ФЗО, расположенной там же. Позже дедушка стеснялся этой фотографии: одежды в трудные послевоенные годы у него практически не было, и он носил фзошную форму, которая не подходила ему по размеру. Люди на дальнем плане — тоже рабочие, жильцы поселка Военморстроя или учащиеся ФЗО.   Но перейдем к главному — к архитектуре. Где же сделана фотография? Дом с рустованным углом, у которого стоят юноши, существует до сих пор. Это бывшее общежитие сейчас имеет адрес 9-я Парковая улица, 33. Давно выселенное, уставшее и искаженное поздними переделками здание — одно из немногих сохранившихся от экспериментального поселка Военморстроя.  Здание окружено палисадником с тоненькими, недавно посаженными то

Друзья, сегодня впервые мы разберем фотографию из семейного архива редактора этого канала. Поэтому писать я буду от первого лица. 

На фотографии слева — мой дедушка Козарь Степан Николаевич, еще подросток, с приятелем в начале 1950-х годов. Тогда он жил в общежитии поселка Военморстроя и учился в школе ФЗО, расположенной там же. Позже дедушка стеснялся этой фотографии: одежды в трудные послевоенные годы у него практически не было, и он носил фзошную форму, которая не подходила ему по размеру. Люди на дальнем плане — тоже рабочие, жильцы поселка Военморстроя или учащиеся ФЗО.  

Но перейдем к главному — к архитектуре. Где же сделана фотография? Дом с рустованным углом, у которого стоят юноши, существует до сих пор. Это бывшее общежитие сейчас имеет адрес 9-я Парковая улица, 33. Давно выселенное, уставшее и искаженное поздними переделками здание — одно из немногих сохранившихся от экспериментального поселка Военморстроя. 

Было. Ученик школы ФЗО С.Н. Козарь с приятелем в поселке Военморстроя. Фотография начала 1950-х гг. из семейного архива Анастасии Петровой-Козарь.
Было. Ученик школы ФЗО С.Н. Козарь с приятелем в поселке Военморстроя. Фотография начала 1950-х гг. из семейного архива Анастасии Петровой-Козарь.

Здание окружено палисадником с тоненькими, недавно посаженными тополями. Сейчас палисадника нет, его поглотил тротуар. А тротуар был устроен вплотную к дому, вероятно, при расширении в 1960-е годы трассы 9-й Парковой, под которой пропустили перегон метро. На старом фото видно, какой узкой изначально была улица. 

Старые тополя вдоль дома №33 еще недавно стояли, но сейчас практически все вырублены. 

На дальнем плане находятся дома поселка Военморстроя, снесенные в начале 1980-х годов при строительстве крупнопанельных многоэтажек №40 и №42 по 9-й Парковой улице. Многоэтажки поставлены с отступом от красной линии так, что перед ними еще поместился ряд деревьев и гаражей. А прежние дома находились ближе к улице. 

В центре мы видим один из вариантов квартирного дома поселка Военморстроя: двухэтажное здание с балконами. Один балкон имеет массивные сводчатые консоли — повторяющийся и узнаваемый элемент домов этого поселка. 

Справа виден фрагмент еще одного общежития поселка Военморстроя, которое располагалось зеркально от дома №33 и композиционно вторило ему. Но в отличие от дома №33 оно было трехэтажным и по своей архитектре было подобно ныне существующему дому №29 по 9-й Парковой улице. За этим снесенным общежитием вглубине квартала находилось еще несколько общежитий, об одном из них мы писали в прошлой публикации. 

Стало. То же место, спустя почти 75 лет.
Стало. То же место, спустя почти 75 лет.

Дедушки давно нет в живых, и никто бы не догадался, не будь нашего Музея, где сделан этот снимок — настолько изменился масштаб и облик этого места. Эта фотография заставляет задуматься о гуманной городской среде и уязвимости наследия Измайлова.

Другие разборы старых фотографий смотрите здесь: