ЗАЗ-968, более известный как "Запорожец", стал одним из самых массовых и доступных автомобилей в СССР 1970–80-х годов. Над ним шутили, придумывали прозвища, но при этом он оставался первой и самой ценной машиной для многих семей.
Ранняя модель
Запорожец получил множество забавных прозвищ — "ушастый", "мыльница", "запор", — но, несмотря на насмешки, его ценили за простоту, ремонтопригодность и доступность. В условиях советской реальности это был не просто автомобиль, а символ личной свободы.
Эволюция модели
Массовый выпуск ЗАЗ-968 стартовал в начале 70-х, а уже в 1973 году модель обновили: изменился дизайн, доработали конструкцию кузова, а боковые воздухозаборники, благодаря которым машина получила знаменитый "ушастый" силуэт, стали короче. Именно по их размеру до сих пор различают ранние и поздние версии модели.
К этому моменту публика уже привыкла к заднемоторной компоновке, и шутки о "потерянном" переднем двигателе, популярные со времен ЗАЗ-966, постепенно сошли на нет.
Особенности конструкции
Главные особенности "Запорожца" — двигатель сзади и багажник спереди. Из-за небольшого объема последнего на крышу устанавливали дополнительный багажник, который был практически у каждого второго владельца.
Особую известность получила автономная печка, которая в холодное время года грела лучше, чем у "Жигулей" и "Москвичей". Однако она была капризной и даже пожароопасной — часто выходила из строя свеча накала, которую опытные водители закупали впрок.
Передняя подвеска имела торсионную конструкцию, а ее слабым местом были втулки торсионов. Их износ приводил к характерному развалу передних колес, а ремонт требовал и навыков, и дефицитных запчастей.
Сердцем автомобиля был V-образный мотор воздушного охлаждения объемом 1,2 литра и мощностью 40 л.с. Он весил всего около 100 кг и мог быть снят вручную, что делало его ремонт максимально удобным. Существовала и 50-сильная экспериментальная версия с карбюратором Weber, но в серию она так и не пошла.
Интерьер и удобство
Салон был простым, но функциональным: лаконичная приборная панель, оригинальные тумблеры и кнопки, объемная пепельница и место для магнитолы. Однако сиденья часто ломались, и спинки подпирали запасками или канистрами.
Запорожец имел специальные модификации для людей с ограниченными возможностями — с ручным управлением и электромагнитным сцеплением. Это делало его одним из немногих доступных автомобилей для инвалидов в СССР.
Эксплуатация и управление
Ранние версии ЗАЗ-968 оснащались "зеркальной" коробкой передач, где первая передача включалась назад, а вторая — вперед. Это было испытанием для новичков, многие рисовали схемы переключения и вешали их перед глазами.
На разгоне до 50–60 км/ч машина была довольно бодрой, но дальше динамика падала, а максимальная скорость по паспорту составляла 120 км/ч. При этом двигатель грелся: чем быстрее ехал — тем выше температура.
Однако у "Запорожца" были и неоспоримые плюсы: клиренс в 190 мм, ровное днище и высокая загрузка ведущих колес делали его отличным для бездорожья. По проходимости он мог соперничать с более крупными моделями.
Доступность и массовость
ЗАЗ-968 стал по-настоящему народным автомобилем, который часто передавался по наследству. Всего с 1971 по 1994 год было выпущено более миллиона экземпляров моделей 968 и 968М, сделав "ушастого" частью истории советского автопрома.