Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Увольнение скандального Чалика: что происходит в главном институте гражданской авиации

В Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации сменился гендиректор. Скандально известный по работе в «Аэрофлоте» Игорь Чалик был уволен с должности. Хотя официального заявления на этот счёт не было сделано, информацию об этом сообщил известный авиационный паблик «Авиаторщина». Кроме того, на официальном сайте института уже опубликовано сообщение о назначении нового директора. «20 января 2025 года генеральным директором <…> назначен Бобылев Дмитрий Владимирович», – говорится в сообщении. ГОСНИИ ГА — это важнейшее научное учреждение в сфере гражданской авиации России. Институт занимается научными исследованиями и разработками в области авиационной техники, летной годности, а также безопасностью полетов. В числе его задач — поддержание и развитие авиационной науки, разработка стандартов для авиационной промышленности, проведение тестирования и сертификации новых технологий. Сотрудники ГОС НИИ ГА также ведут работу по обеспечению безопасности полетов и обслуживан
Оглавление

В Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации сменился гендиректор. Скандально известный по работе в «Аэрофлоте» Игорь Чалик был уволен с должности.

Хотя официального заявления на этот счёт не было сделано, информацию об этом сообщил известный авиационный паблик «Авиаторщина». Кроме того, на официальном сайте института уже опубликовано сообщение о назначении нового директора.

«20 января 2025 года генеральным директором <…> назначен Бобылев Дмитрий Владимирович», – говорится в сообщении.

Что такое ГОСНИИ ГА и почему его деятельность так важна?

ГОСНИИ ГА — это важнейшее научное учреждение в сфере гражданской авиации России.

Институт занимается научными исследованиями и разработками в области авиационной техники, летной годности, а также безопасностью полетов. В числе его задач — поддержание и развитие авиационной науки, разработка стандартов для авиационной промышленности, проведение тестирования и сертификации новых технологий.

-2

Сотрудники ГОС НИИ ГА также ведут работу по обеспечению безопасности полетов и обслуживанию отечественного авиапарка, в том числе иностранных воздушных судов, эксплуатируемых в России. Этот институт выполняет критически важную роль в поддержании авиационной безопасности и развитии авиационной инфраструктуры страны, являясь связующим звеном между наукой и реальной практикой.

Почему Чалик стал скандальной фигурой?

Игорь Чалик, назначенный в 2023 году и.о. генерального директора института, вызвал немало вопросов в связи с рядом противоречивых решений и действий.

Несмотря на свой опыт работы в авиации, он оказался в центре множества скандалов, связанных с его управленческими решениями. Один из них — открытый конфликт с научным коллективом института, который, по словам некоторых сотрудников, привел к массовому увольнению специалистов, потерям ключевых кадров и существенному ухудшению внутренней работы.

-3

В последний день своего пребывания на посту Чалик направил эмоциональное письмо руководителю Росавиации, в котором попытался опровергнуть информацию о нарушениях, выявленных в ходе проверок института.

Он обвинял авиационные телеграм-каналы в распространении «информационных спекуляций» и, по сути, пытался минимизировать значение нарушений, подтвержденных прокуратурой и Ространснадзором.

Несмотря на это, сам Чалик признал наличие некоторых проблем, но попытался объяснить их как незначительные ошибки и опечатки, которые не повлияли на безопасность полетов.

Последнее слово Игоря Чалика

В своем письме Чалик утверждал, что информационные публикации на основании результатов проверок являются излишними и вызывают незаслуженные волнения среди авиаперевозчиков. Он также жаловался на несанкционированный доступ к материалам проверок и утверждал, что недавние негативные публикации могут нанести ущерб имиджу ГОС НИИ ГА и российской авиации в целом.

Как рассказали источники телеграм-канала «Авиаторщина», решение о смене Чалика было принято еще в сентябре 2024 года, когда Росавиация прознала о скором израсходовании фонда оплаты труда в ГосНИИ ГА и риске невыплаты зарплаты сотрудникам в конце года.

Всё дело в том, что с июля Игорь Чалик выписал к своей месячной зарплате в ₽750 тыс. дополнительные ₽1,2 млн в виде премии. Новую зарплату размером почти в два миллиона рублей он успел получить в июле-сентябре, уточнил один из собеседников. Также Игорь Чалик повысил размер оплаты труда своим заместителям — от ₽400 до ₽600 тыс. В результате это привело к тому, что весь фонд оплаты труда на 2024 год был исчерпан уже в ноябре. И Росавиации пришлось внепланово пересматривать ФОТ ГосНИИ ГА, чтобы избежать невыплаты зарплаты сотрудникам.

Процесс смены руководителя института прошел «по-тихому» — путем проведения конкурса на замещение вакантной должности гендиректора ГосНИИ ГА. Среди предъявляемых требований к кандидату по законодательству — наличие ученой степени. Поскольку у Игоря Чалика ее нет, то его не допустили до участия в конкурсе, который состоялся 10 января.

Что говорят сотрудники института?

Сотрудники ГОС НИИ ГА также выразили свою точку зрения в открытом письме, которое стало известно широкой общественности.

Они отметили, что в результате правления Игоря Чалика институт пережил серию кризисов, включая увольнение ряда ключевых специалистов, утрату научных компетенций и обострение внутренней борьбы за власть. В письме говорится, что многие сотрудники покинули институт из-за несогласия с политикой нового руководства, а также в связи с кадровыми решениями, которые не способствовали развитию института, а наоборот, привели к его деградации.

Один из ключевых примеров, упомянутых в письме, — это уход экспертов, работающих в области летной годности, которые до прихода Чалика успешно справлялись с задачей обеспечения безопасности эксплуатации иностранных воздушных судов в России. С переходом Чалика на пост руководителя института эти специалисты покинули организацию, а на их место были назначены менее опытные кадры.

«Так может быть разрушение научного и производственного потенциала Института являлось целью И.П. Чалика, то есть было вредительством?! Может, его именно поэтому сняли и с должности летного директора Аэрофлота, и попросили с должности заместителя министра транспорта?», – говорится в письме.

Ходит за Савельевым

Игорь Чалик родился 3 декабря 1957 г. в Орске.

Чалик – профессиональный летчик: в 1979 г. окончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации, после чего устроился в Сыктывкарское авиапредприятие, где пилотировал Ту-134. В 1983 г. перешел в Центральное управление международных воздушных сообщений «Аэрофлота». Летал на Ил-86 и самолетах Airbus. В 2003-2008 гг. был командиром Airbus A320, в 2008 – 2010 гг. – командиром Airbus A330.

В июле 2011 г. Чалик занял должность летного директора «Аэрофлота», когда крупнейшую авиакомпанию в России возглавлял Виталий Савельев (гендиректор «Аэрофлота» в 2009–2020 гг.).

Чалика активно критиковали пилоты за плохие условия труда. В частности, об этом неоднократно заявляли в Шереметьевском профсоюзе летного состава – независимом от «Аэрофлота» профсоюзе, который отстаивает права летчиков. Чалик, в свою очередь, критиковал ШПЛС, обвиняя во вредительстве.

После назначения Савельева министром транспорта в конце 2020 г. Чалик перешел на пост заместителя министра, курирующего авиацию, а в 2023 году ушел в ГОСНИИ ГА.