Найти в Дзене
Крымский столяр

Кто кого выбирает: заказчик мастера или наоброт?

Оглавление

На самом деле – оба варианта верны. Договор (в моём понимании) на проведение работ заключается между двумя взрослыми адекватными людьми, каждый из которых реалистично оценил свои потребности, возможности и риски.

Щедровский Игнатий Степанович "Столярная мастерская" 1839г
Щедровский Игнатий Степанович "Столярная мастерская" 1839г
Жалобы на то, что у мастеров с высоким уровнем качества и хорошей репутацией высокие цены и большая загруженность, на мой взгляд, выглядят нелепо. Так же, как и жалобы "мастеров", работающих на уровне "лишь бы прокатило" на отсутствие высокобюджетных заказов

Заказчик выбирает мастера

Приоритеты разные: кому-то важна низкая цена, кому-то – высокое качество, кому-то – минимальные сроки. Это базово. Иногда люди понимают, что все эти критерии в одном мастере сочетаться не могут, иногда нет.

Ищут мастера с определённым подходом работе: кому-то нужен человек, сделающий всё точно по указаниям, проекту и чертежам. Такой заказчик обычно сам точно знает, что хочет получить. Кому-то нужен тот, кто угадает ещё пока неясные пожелания и сделает "так, чтобы понравилось". Кто-то вообще хочет сюрприза и не ограничен бюджетом.

Лестница из ясеня на металлическом каркасе, зашивка МДФ шпон ясень, байц, эмаль, лак Hesse
Лестница из ясеня на металлическом каркасе, зашивка МДФ шпон ясень, байц, эмаль, лак Hesse

Смотрят на соответствие исполнителя своим представлениям о "хорошем мастере". Кому-то важна встреча в офисе, приезд мастера на замер на шикарном автомобиле, в костюме, пахнущего дорогим парфюмом, с макбуком и красивыми картинками. Кто-то хочет увидеть мастерскую, в которой кипит работа, развешаны чертежи и крутой инструмент. А для кого-то портрет настоящего мастера – спокойный, неторопливый человек в годах, с папиросой и синей наколкой, с парой трудовых шрамов на руках, которому чужды "новомодные понты" и который заказов сделал больше, чем ёлок в лесу.

Мастер выбирает заказчика

Тут многое зависит от уровня мастера, его репутации, востребованности и самооценки.

Кухня из массива ольхи, столешница массив дуба. Покрытие маслом для столешниц
Кухня из массива ольхи, столешница массив дуба. Покрытие маслом для столешниц

Человек, начинающий работать самостоятельно, рад обычно любому заказу. Выбирать пока не из чего, деньги нужны катастрофически, готов занижать стоимость и не очень хорошо представляет трудоёмкость задачи. Главное – взять аванс, а там уж как-нибудь повезёт.

Опытный мастер с очередью заказов на полгода вперёд, хорошей репутацией и адекватным представлением о трудозатратах уже готов предъявлять определённые требования к заказчику:

  • Стоимость работ. Если заказчика не устраивает обозначенная сумма, заказчик может скорректировать свои запросы или обратиться к другому мастеру
  • Сроки и порядок работ. Есть очередь проектов, есть требования технологии, есть необходимость отдыхать и вероятность потерять время по болезни. Всё это закладывается в проектный срок работы. Если заказчика сроки не устраивают, то он ищет другого специалиста. Или ждёт
  • Подход к постановке задачи. Кто-то хочет чёткой постановки задачи, согласовывает тз и чертежи для максимальной конкретики. Кому-то нужна свобода творчества и минимальное количество ограничений
  • Подход к общению и взаимодействию. Некоторым мастерам удобнее общаться в нейтрально-деловой манере, сугубо в рамках рабочей задачи. Другие комфортно общаются на личные темы, вникают в семейные дела заказчика и рассказывают о своих.
Лестница на металлическом каркасе. Ясень, байц, лак Hesse
Лестница на металлическом каркасе. Ясень, байц, лак Hesse

Все друг к другу присматриваются, выбирают, насколько значим тот или иной момент в конкретном случае, учитывают, есть ли варианты. То есть пытаются найти не просто человека, который закроет задачу (для заказчика – получить изделие, для мастера – получить деньги), а человека, не создающего при этом дискомфорта.

Когда у одной из сторон нет понимания, что права заказчика и мастера равноценны, могут быть "перегибы".

Когда занесло

Заказчика

У заказчиков бывают странное понимание ситуации: например, мнение, что он для мастера – единственный шанс заработать. Отсюда разговор с позиции "я обеспечу работой", "есть интересные заказы", "если мне понравится, я ещё закажу" и тд. Если мастеру понравится работать с заказчиком, он согласиться взять ещё заказ, вот и вся история.

Бывают странные "логические ходы", типа "давайте сразу на кучу работ договоримся, а то вы крупные возьмёте, а мелочь, на которой не заработать, не будете делать". Если мастеру невыгодно что-то делать, он делать не будет при любой схеме. Просто кто-то поставит приемлемую для себя цену на каждое отдельное изделие, ориентируясь на трудоёмкость. А кто-то занизит стоимость на "мелочь", которая объективно требует много возни, но добавит на остальные работы столько, что это с лихвой перекроет потраченное время.

Бывают попытки "играть в барина": мол, у меня все богатеи города твой номер просят, дворцы обставить хотят, любые деньги готовы хоть сейчас заплатить, но я им его не дам, пока ты мне всё, что я хочу, не сделаешь. Как бы мотивация работать побыстрее. Кого-то из мастеров устраивает. Кто-то хочет свободно выбирать наиболее выгодные заказы и спокойно принимает заявки через сайт или от заказчиков, приходящих по рекомендациям.

Бывают странные претензии к высоким ценам и долгим срокам. То есть заказчик хочет быстро и качественно, но озвученные цена и срок для него некомфортны. Как поступить мастеру, чтобы угодить такому заказчику? Пододвинуть всех остальных заказчиков, наплевав на сроки в договорах? Работать без выходных и сверхурочно? Выполнить часть работ бесплатно, чтобы заказчик уложился в комфортную для него сумму?

Мастера

Некоторые "мастера с многолетним стажем", не имея в прошлом конкуренции, отращивают себе самооценку и начинают вести себя с заказчиком откровенно по-хамски: грубят, не прислушиваются к требованиям заказчика, игнорируют современные технологии. "Всю жизнь так делал и было хорошо, не надо меня учить!" "Лучше никто не сделает!" и тому подобные фразы кто-то из заказчиков может воспринять как признак опыта и харизмы. А кто-то наоборот.

Большая проектная очередь для востребованного мастера естественна, но это просто рабочее обстоятельство, о котором нужно корректно сообщить заказчику. "У меня очередь на год вперёд, мне такая ерунда не интересна!" или "По текущему графику работ мы сможем приступить к работе над вашим заказом в районе двадцатых чисел июля" – чувствуете разницу?

Большая очередь заказов означает, помимо востребованности мастера, то, что мастер не может сейчас достаточно оперативно обработать весь поступающий поток заявок. То есть, это повод мастеру задуматься об оптимизации и расширении производства, а не основание для гордыни.

Часто бывают заявки не по профилю. Есть разница, как на них реагировать. Например, если в столярную мастерскую обращается человек с просьбой сделать тумбочку из ЛДСП или дачный туалет, и это совсем не то, на что настроена ваша мастерская, то можно ответить: "Это не наш профиль работы, у нас нет соответствующих материалов. Попробуйте обратиться вот по этим телефонам" (в основном рабочие люди пересекаются и знают друг друга). А вот вариант "Вы куда вообще звоните!? Я краснодеревщик, я такой дешёвкой не занимаюсь!" – явный перебор. Не можете выполнить работу – подскажите, куда обратиться. Не знаете, просто будьте вежливы.

Повторюсь: заказчик выбирает мастера под свои потребности и возможности, мастер выбирает заказчика под свои потребности и возможности. Работа над изделием – это сотрудничество. В результате заказчик получает изделие и положительный опыт взаимодействия с мастером, мастер получает оплату, дополнение к репутации, возможность для профессионального роста.

Как минимум, к этому надо стремиться.