На самом деле – оба варианта верны. Договор (в моём понимании) на проведение работ заключается между двумя взрослыми адекватными людьми, каждый из которых реалистично оценил свои потребности, возможности и риски.
Жалобы на то, что у мастеров с высоким уровнем качества и хорошей репутацией высокие цены и большая загруженность, на мой взгляд, выглядят нелепо. Так же, как и жалобы "мастеров", работающих на уровне "лишь бы прокатило" на отсутствие высокобюджетных заказов
Заказчик выбирает мастера
Приоритеты разные: кому-то важна низкая цена, кому-то – высокое качество, кому-то – минимальные сроки. Это базово. Иногда люди понимают, что все эти критерии в одном мастере сочетаться не могут, иногда нет.
Ищут мастера с определённым подходом работе: кому-то нужен человек, сделающий всё точно по указаниям, проекту и чертежам. Такой заказчик обычно сам точно знает, что хочет получить. Кому-то нужен тот, кто угадает ещё пока неясные пожелания и сделает "так, чтобы понравилось". Кто-то вообще хочет сюрприза и не ограничен бюджетом.
Смотрят на соответствие исполнителя своим представлениям о "хорошем мастере". Кому-то важна встреча в офисе, приезд мастера на замер на шикарном автомобиле, в костюме, пахнущего дорогим парфюмом, с макбуком и красивыми картинками. Кто-то хочет увидеть мастерскую, в которой кипит работа, развешаны чертежи и крутой инструмент. А для кого-то портрет настоящего мастера – спокойный, неторопливый человек в годах, с папиросой и синей наколкой, с парой трудовых шрамов на руках, которому чужды "новомодные понты" и который заказов сделал больше, чем ёлок в лесу.
Мастер выбирает заказчика
Тут многое зависит от уровня мастера, его репутации, востребованности и самооценки.
Человек, начинающий работать самостоятельно, рад обычно любому заказу. Выбирать пока не из чего, деньги нужны катастрофически, готов занижать стоимость и не очень хорошо представляет трудоёмкость задачи. Главное – взять аванс, а там уж как-нибудь повезёт.
Опытный мастер с очередью заказов на полгода вперёд, хорошей репутацией и адекватным представлением о трудозатратах уже готов предъявлять определённые требования к заказчику:
- Стоимость работ. Если заказчика не устраивает обозначенная сумма, заказчик может скорректировать свои запросы или обратиться к другому мастеру
- Сроки и порядок работ. Есть очередь проектов, есть требования технологии, есть необходимость отдыхать и вероятность потерять время по болезни. Всё это закладывается в проектный срок работы. Если заказчика сроки не устраивают, то он ищет другого специалиста. Или ждёт
- Подход к постановке задачи. Кто-то хочет чёткой постановки задачи, согласовывает тз и чертежи для максимальной конкретики. Кому-то нужна свобода творчества и минимальное количество ограничений
- Подход к общению и взаимодействию. Некоторым мастерам удобнее общаться в нейтрально-деловой манере, сугубо в рамках рабочей задачи. Другие комфортно общаются на личные темы, вникают в семейные дела заказчика и рассказывают о своих.
Все друг к другу присматриваются, выбирают, насколько значим тот или иной момент в конкретном случае, учитывают, есть ли варианты. То есть пытаются найти не просто человека, который закроет задачу (для заказчика – получить изделие, для мастера – получить деньги), а человека, не создающего при этом дискомфорта.
Когда у одной из сторон нет понимания, что права заказчика и мастера равноценны, могут быть "перегибы".
Когда занесло
Заказчика
У заказчиков бывают странное понимание ситуации: например, мнение, что он для мастера – единственный шанс заработать. Отсюда разговор с позиции "я обеспечу работой", "есть интересные заказы", "если мне понравится, я ещё закажу" и тд. Если мастеру понравится работать с заказчиком, он согласиться взять ещё заказ, вот и вся история.
Бывают странные "логические ходы", типа "давайте сразу на кучу работ договоримся, а то вы крупные возьмёте, а мелочь, на которой не заработать, не будете делать". Если мастеру невыгодно что-то делать, он делать не будет при любой схеме. Просто кто-то поставит приемлемую для себя цену на каждое отдельное изделие, ориентируясь на трудоёмкость. А кто-то занизит стоимость на "мелочь", которая объективно требует много возни, но добавит на остальные работы столько, что это с лихвой перекроет потраченное время.
Бывают попытки "играть в барина": мол, у меня все богатеи города твой номер просят, дворцы обставить хотят, любые деньги готовы хоть сейчас заплатить, но я им его не дам, пока ты мне всё, что я хочу, не сделаешь. Как бы мотивация работать побыстрее. Кого-то из мастеров устраивает. Кто-то хочет свободно выбирать наиболее выгодные заказы и спокойно принимает заявки через сайт или от заказчиков, приходящих по рекомендациям.
Бывают странные претензии к высоким ценам и долгим срокам. То есть заказчик хочет быстро и качественно, но озвученные цена и срок для него некомфортны. Как поступить мастеру, чтобы угодить такому заказчику? Пододвинуть всех остальных заказчиков, наплевав на сроки в договорах? Работать без выходных и сверхурочно? Выполнить часть работ бесплатно, чтобы заказчик уложился в комфортную для него сумму?
Мастера
Некоторые "мастера с многолетним стажем", не имея в прошлом конкуренции, отращивают себе самооценку и начинают вести себя с заказчиком откровенно по-хамски: грубят, не прислушиваются к требованиям заказчика, игнорируют современные технологии. "Всю жизнь так делал и было хорошо, не надо меня учить!" "Лучше никто не сделает!" и тому подобные фразы кто-то из заказчиков может воспринять как признак опыта и харизмы. А кто-то наоборот.
Большая проектная очередь для востребованного мастера естественна, но это просто рабочее обстоятельство, о котором нужно корректно сообщить заказчику. "У меня очередь на год вперёд, мне такая ерунда не интересна!" или "По текущему графику работ мы сможем приступить к работе над вашим заказом в районе двадцатых чисел июля" – чувствуете разницу?
Большая очередь заказов означает, помимо востребованности мастера, то, что мастер не может сейчас достаточно оперативно обработать весь поступающий поток заявок. То есть, это повод мастеру задуматься об оптимизации и расширении производства, а не основание для гордыни.
Часто бывают заявки не по профилю. Есть разница, как на них реагировать. Например, если в столярную мастерскую обращается человек с просьбой сделать тумбочку из ЛДСП или дачный туалет, и это совсем не то, на что настроена ваша мастерская, то можно ответить: "Это не наш профиль работы, у нас нет соответствующих материалов. Попробуйте обратиться вот по этим телефонам" (в основном рабочие люди пересекаются и знают друг друга). А вот вариант "Вы куда вообще звоните!? Я краснодеревщик, я такой дешёвкой не занимаюсь!" – явный перебор. Не можете выполнить работу – подскажите, куда обратиться. Не знаете, просто будьте вежливы.
Повторюсь: заказчик выбирает мастера под свои потребности и возможности, мастер выбирает заказчика под свои потребности и возможности. Работа над изделием – это сотрудничество. В результате заказчик получает изделие и положительный опыт взаимодействия с мастером, мастер получает оплату, дополнение к репутации, возможность для профессионального роста.
Как минимум, к этому надо стремиться.