Мольбы, угрозы, ремень, взятки в виде сладкого и игрушек и даже волшебный пендель – если ничего из этого вам не помогает для того, чтобы ваш ребенок научился читать – тогда вы по адресу.
Разбираем 5 ошибок, которые мы как родители делаем чаще всего, когда учим наших детей читать.
Чтение — это один из самых важных навыков, который мы можем привить нашим детям. Это базовый навык, первый навык, которому мы учим детей при подготовке к школе. Однако, процесс обучения чтению не всегда проходит гладко. Родители из благих намерений, стремясь помочь своим детям, иногда допускают ошибки, которые могут затормозить процесс обучения или даже отбить у ребенка всякое желание читать. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда! Сегодня мы разберем 5 самых распространенных ошибок, которые стоит избегать на этом пути.
Ошибка 1: Слишком раннее начало обучения
Ну вот, сыночка, тебе уже три годика, и хоть ты у меня еще говоришь плохо и пока в памперсах ходишь, пора бы нам с тобой начинать учиться читать! Это какая буква? Скажи-ка! Ну куда, куда ты побежал, а ну стой!!!
Многие родители стремятся начать учить детей читать как можно раньше, иногда даже до того, как ребенок готов к этому. Знавала я родителей, которые пытались научить читать деток в возрасте 2-3 года, когда они и говорить-то как следует не умели. (картинка: изумленный малыш в памперсах смотрит на буквы). И хотя похвально желание вырастить грамотного ребенка, излишняя спешка может привести к обратному эффекту.
Почему это ошибка?
Дети развиваются в своем темпе. Мозг каждого ребенка формируется индивидуально, и готовность к чтению зависит от многих факторов, включая развитие фонематического слуха, речи, моторики и познавательных способностей (внимания, памяти, логики, восприятия). Если мы учим читать ребенка слишком рано, это может вызвать у него стресс и разочарование, что сформирует негативное отношение к этому процессу. В школе литература точно не будет в числе его любимых предметов!
Как избежать: Не торопите события. Наблюдайте за ребенком и ориентируйтесь на его интересы. Уделяйте внимание развитию речи, фонематического слуха и мелкой моторики.
Начинайте обучение чтению, когда ребенок проявит интерес к буквам и словам, а не когда этого захотите вы.
Ошибка 2: Учим читать по буквам, а не по слогам
Распространенный, но неэффективный подход — это учить с ребёнком алфавит, называть буквы по отдельности, а затем пытаться сложить их в слова. Такой метод требует значительных усилий от ребенка и может усложнить процесс обучения. Представьте, что вы пытаетесь построить дом не из больших брёвен, а из прутиков и веточек. Интересно, как долго вы бы его строили? Насколько бы у вас хватило терпения, энергии и желания?
Почему это ошибка?
· Чтение по буквам — это механический процесс, который не дает понимания смысла слова.
· Ребенку сложно соединять отдельные звуки в целое слово, что приводит к замедлению чтения и потере мотивации. Такой подход может сформировать неправильные привычки чтения.
Как избежать:
o Начинайте учить чтению со слогов, а не с отдельных букв.
o Используйте наглядные пособия, где слова разделены на слоги.
· Показывайте ребенку, как звуки сливаются в слоги, а слоги – в слова.
· Используйте игры и упражнения, которые помогают научиться читать целыми слогами.
Ошибка 3: Метод настырных приставаний.
А ну ка, давай-ка почитаем! Как это ты не хочешь?! Надо, а ну иди сюда! Что значит, хочешь поиграть? Ты что, дворником собираешься стать, когда вырастешь?! Хочешь не хочешь, будешь учиться!
Так же как и мы с вами, многие родители, желая помочь ребенку, начинают настаивать на ежедневных занятиях, заставляя его читать. Такой подход может дать обратный эффект.
Почему это ошибка?
Принуждение вызывает у ребенка негативные эмоции и отбивает желание читать. Чтение должно быть удовольствием, а не принудительной обязанностью. Настойчивые требования и критика могут заставить ребенка возненавидеть книги.
Как избежать:
o Создавайте позитивную атмосферу вокруг чтения.
o Предлагайте книги, но не заставляйте их читать.
o Позвольте ребенку самому выбирать, что, когда и сколько читать.
o Хвалите ребенка за его успехи и не критикуйте за ошибки.
Ошибка 4: Ожидание мгновенных результатов
Так, уже вот месяц мы с тобой занимаемся, а ты никак зачитать не можешь! Да что это такое?! Ты что, не запоминаешь что ли ничего? Или ты дурак?!
Да, и такое тоже бывает! Многие родители ждут быстрых результатов и расстраиваются, если ребенок не начинает читать через несколько недель. Важно понимать, что обучение чтению — это длительный процесс, требующий от нас как от взрослых терпения и понимания.
Почему это ошибка?
· Каждый ребенок индивидуален, и темпы его обучения могут отличаться.
· Ожидание мгновенных результатов может привести к разочарованию и потере мотивации у родителей и ребенка.
· Настойчивость может создать у ребенка ощущение, что он не справляется, и отбить всякое желание учиться.
Как избежать:
o Будьте терпеливы и последовательны.
o Радуйтесь каждому, даже самому маленькому, успеху ребенка.
o Сравнивайте сегодняшние достижения ребенка с его вчерашними, а не с другими детьми.
· Помните, что обучение чтению – это марафон, а не спринт. (картинка бегуна – марафонца).
Ошибка 5: Сравнивать ребёнка с другими детьми
Ну что ты всё читаешь кое-как?! Не мычишь, не телишься! Вон Ваня у тёти Маши, вон уже рассказы сам читает! Вот молодец какой! Вот это я понимаю! А ты что?! Не можешь что ли?! Эх, ты…
Иногда мы, родители, начинаем сравнивать успехи и неудачи в чтении своего ребёнка с другими детьми. Этого делать ни в коем случае нельзя! (знак стоп)
Почему это ошибка?
· Все мы индивидуальны, кто-то зачитывает раньше, кто-то позже. Это не говорит о том, что с вашим ребенком что-то не так. Просто у него свои особенности обучения. И сними нужно считаться.
· Когда мы сравниваем ребенка с другими детьми, да еще и не в его пользу, мы как бы противопоставляем его и их. Говорим, что они хорошие, а ребенок – плохой! Такое сравнение может привести к тому, что ребенок будет считать себя неудачником, неспособным на то, что могут его сверстники. В результате, самооценка ребенка может упасть ниже плинтуса, и переубедить его в обратном будет совсем непросто.
Как избежать:
o После каждого прочитанного ребенком слова или даже слога говорите ребенку слова одобрения: «Молодец», «Вот видишь, получается»! Закрепляйте его успехи, пусть даже незначительные.
o Не акцентируйте внимание на неудачах. Говорите ребенку, что рано или поздно всё получится! Я как педагог еще не встречала ребенка, который в процессе обучения чтению так и не научился читать.
Заключение:
Обучение чтению – это интересный, но иногда непростой процесс для ребёнка. Избегая этих распространенных ошибок и применяя правильный подход, вы поможете своему ребенку полюбить книги и читать ради интереса и удовольствия, а не ради хороших оценок и похвалы взрослых. Помните, что каждый ребенок уникален, и важно найти индивидуальный подход, который будет работать именно для вашего ребёнка . Главное –терпение, любовь и поддержка!