Так получилось, что предыдущий рассказ о Рязани закончился прямо у ворот на входе в старую белокаменную часть рязанского Кремля. Специально так не прицеливался, но получилось очень хорошо и символично. Ибо мы переходим от Рязани века XVIII-XIX-ого в Рязань более древнюю, средневековую - Рязань белокаменную. Ну а начнем мы с проверки подземной части этого древнего мира.
Итак, это продолжение. Предыдущая часть здесь
В этой части мы походим по территории Кремля, по его старой части, где стоят белокаменные палаты, и спустимся вниз к реке Трубеж. Все что будем обозревать, перед вами на карте.
В этих палатах Кремля есть два музея, но об их экспозиции сделаю отдельный рассказ. Но сначала обещанный ужас про монастырские туалеты.
Геенна огненная Рязанского кремля
Чуть детализируем верхнюю карту и пройдем метров сто строго на юго-восток от центра старой части Кремля до места, обозначенного на карте буквами Мэ и Жо
Здесь в монастырской ограде в подвальной части находится то самое страшное, страшное место рязанского Кремля. То место, о котором я говорил еще в первой статье про Рязань, но не рассказал, и то, о чем я сделал намек в заголовке к этой статье.
Я спускаюсь вниз в эту загробную тишину, открываю ржавую, ржавую дверь и что я вижу?
Листайте галерею вправо, если хотите увидеть всю "прелесть" темной стороны белой ограды рязанского Кремля.
Я, конечно, может и сгустил краски. Но это точно самый безобразный туалет, виденный мною в известных туристических местах за последние 10 лет.
Ну вроде бы невеликие деньги чтобы тут все это почистить. Ну как-то не вяжется с общим фоном белокаменных палат, хотя и на них есть пятна. Ну ладно не будем о грустном. Вернемся к воротам. От геенны пойдем к храму божьему.
И это не просто ворота, а .....
Дорога, соединяющая три храма
Итак, вернемся к воротам архиерейского двора. Почему архиерейского?
Все постройки Кремля - это по сути комплекс зданий резиденции Рязанской епархии.
Ворота соединяют старый Архангельский собор, менее старый Успенский и так называемый Дворец Олега Рязанского. Почему так называемый?
- во времена Олега Рязанского здесь не было каменных палат. Но прямо на этом месте был его дворец, тогда еще деревянный;
- ну а нынче думается, что это название присвоили архиерейским палатам по маркетинговым соображениям.
Думаю, не надо пояснять. Ну не будет хорошо "продаваться" название "Дом епископа или митрополита".
Сверху ворот идет переходная галерея, соединяющая три храма.
Вот эти ворота слева и справа, а по центру вход в Архангельский собор.
Есть более кошерное изображение столетней давности.
К стыду своему должен признать что не всегда осознаешь какую точку для съемки выбрать. Так чтобы получилось хорошо.
Кстати обратите внимание при нашем многострадальном царе Николае II рязанский кремль вовсе не выглядел наряднее. Та же проступающая краснота кирпичей, только в России, "которую мы потеряли" было еще хуже, если верить фотографии 1912 года.
Собор этот, кстати, выглядит древнее всех. Например, обратите внимание на этот портальный боковой вход. Характерен именно для периода XV-XVII веков.
Смотрится древнее еще и потому, что он менее других подвергся перестройкам. Вспомним Христорождественский собор, которые старее того, на который мы сейчас смотрим. Но у него от первоначального облика ничего не осталось. А вот у Архангельского собора осталось очено многое.
Построенный на рубеже XV-XVI веков, этот храм являлся домовой церковью рязанских князей и высших духовных лиц Рязанской епархии. Кроме того церковь являлась усыпальницей местных епископов. Здесь порядка двух десятков захоронений.
Мы уже нырнули во двор, но давайте вернемся немного назад и посмотрим налево от переходной галереи.
Здесь в торце здания тоже есть небольшая церква. Это домовая церковь рязанского епископа, устроена прямо в его палатах епископа. Тех, что нынче известны как дворец князя Олега Рязанского.
Фактически из своих палат, минуя домовую церковь, по переходной галерее он мог попасть в Архангельский собор и далее в Успенский. Практически не ступая на грешную землю. И в этом есть большой сакральный смысл - не касаться земли.
Но круче всего такая идея реализована в кремле Ростова Великого. Там практически все здания соединены переходными галереями. Но когда дойдем до Ростовского кремля, коснемся этого момента. Пока дам только ссылку на небольшой ролик, сбацанный Яндекс.Диском из тех фото.
Что касается Архангельского собора, то стоит упомянуть один примечательный факт. Здесь находится гробница одного из выдающихся деятелей Русской православной церкви - Стефана Яворского. Он жил в сложное время, в эпоху Петра Первого.
И фактически исполнял обязанности Патриарха, должность которого была упразднена Петром Первым в 1701 году. Между тем Яворский находился в сложных отношениях с Петром, сильно его критиковал. Но несмотря на это в 1721 году был назначен еще Президентом духовной коллегии, более нам известной как Святейший Синод.
Причем сам Стефан Яворский был выходец с Украины, и самой что ни на есть западной, из подо Львова. Ну это так для изюминки. Петр Первый, как известно, привечал западников.
Что касается дня нынешнего, то ценность Архангельского собора еще и в том, что здесь находится часть экспозиции Древлехранилища - музея церковных древностей. В основном это иконы и другие древние предметы религиозного назначения. Остальная часть экспозиции древлехранилища расположена в той части Дворца Олега Рязанского, куда ведет переходная галерея.
Мы этот музей посещать не стали. Хотя может быть и стоило, ради видов с верхней точки галереи. Можно было бы сделать интересные фото. Кстати, вот вид на Архангельский и Успенский соборы с крыльца дворца князя Олега.
Изучив входную часть, мы теперь потихоньку перемещаемся во внутренний дворик и изучаем...
Дворец Олега Рязанского
Это длинная белокаменная трехэтажная постройка выполнена в стиле русской архитектуры XVII века. Здание лишено каких-то изысков, кроме разве что типичного витиеватого русского крыльца.
В этом же здании находится главный музей Кремля.
Обратим внимание, что третий этаж отличается от первых двух, по крайней мере размерами окон.
Он надстроен позднее. А есть еще пристройка справа.
Совсем уже почти по-современному. Ну условно. Последняя четверть XVIII века.
Отсюда с этой можно пофотографировать задние проходы разных видов.
Вот так. Или эдак
Хороший вид на апсиды Архангельского собора и группу туристов. Красиво стоят )
Меня это старая коробка не сильно впечатлила. Но на его крыльце можно изобразить разные красоты, особенно с видами соседних зданий
Здесь же было сделано мое монументальное фото, которое ныне является символом канала Ростовский мечтатель.
Столб крыльца
Башенка над нижней частью крыльца. Уже была на заглавном фото.
Ну и прочие подобные виды
Уходим из дворца. Кстати, тут касса. А есть еще в другом месте касса. Двигаемся понемногу туда
Консистория с конюшней и Певческий корпус с кузней и блинами
Сколько раз упоминаю слово "консистория", столько и забываю постоянно, что это значит. Почему-то вечно путаю с консерваторией ) Хотя к консерватории ближе Певческий корпус. Но до певчих мы еще дойдем, а пока консистория.
Вот оно прекрасное здание. Вроде не сильно отличается от дворца князя Олега, но смотрится посимпатичнее. Тот уж слишком здоровой. Вот это здание строго напротив княжеского дома и именуется Консисторией.
Что же это, консистория? По сути это такой церковный офис - администрация, канцелярия, в какой-то мере решение судебных вопросов. В общем штаб при епископе.
А видите там вдали матрешка стоит? Нет? А она есть.
А вот так?
Так вот, Забава ее зовут. С ней можно сфотографироваться.
А вот вблизи
Так что, тем кто с дитями, милости прошу. Мы тоже уже взрослые дети и туда не пошли.
Слева к нашей консерватории-консистории примыкает такая хозпостройка.
Крайняя левая дверка - это за блинами. Кстати, по левую сторону этого блинного домика идет дорожка к туалету.
Ну это логично, поел и пошел избавляться от груза ответственности.
А чуть правее кузня и бончарная мастерская. Но там только вывеска. А по факту служебное помещение.
Проверка орфографии подчеркивает слово "бончарная". Ну а что я сделаю, так везде указано.
Поворачиваем голову налево и видим наконец Певческий корпус.
Но по дороге справа у нас еще будет древний сараюшко.
В нем сувениры, рядом что-то для "покушать", и в этой же длинной постройке указана конюшня и каретный сарай.
Только табличка. Никакой экспозиции нет. В этом же длинном здании и билетные кассы тоже.
Кстати насчет сувениров, там мы приобрели путеводитель по Рязанскому кремлю. Ее автор монахиня Мелетия. Вовремя вспомнил и достал с полочки.. Сейчас буду в него смотреть и понимать, что много наврал ранее. Ну ничего. Буду исправляться )
Но перейдем к Певческому корпусу
Певческий потому, что когда-то тут проводил репетиции ансамбль песни и пляски, то есть хор церковных певчих. Если взять аналогию с военным городком, то я наделил бы это здание функцией клуба. В действительности это здание было не столько для распевания певчих, сколько для кухни, трапезной.
Также здесь были жилые комнаты главного эконома, здесь же он принимал людей с челобитными. В общем такой многофункциональный центр. Вот бы сейчас такие строили. Ходили бы с челобитными туда.
Здание никак не музеефицировано. Если заглянуть в окошки, то увидим там всякий хлам.
Но не увидим. Но поверьте на слово. Фото без вспышки )
И именно на этом здании проступает больше всего кирпичной красноты.
Крыльцо
Еще раз крыльцо
Еще раз окно более крупным планом.
А вот вид на певческий корпус с третьего этажа княжеского дворца
А вот еще один вид уже из другой окошка.
Вот еще. Я определенно влюбился в этот домик )
Это мы с вами побродили по центральной площадке и полюбовались на здания по ее периметру. А сейчас нырнем в задний проход и окажемся на задворках архиерейского двора. На карте оно обозначено как...
Житийный двор
Эх, житие мое.
Здесь у нас расположена Гостиница черни, коей ошибочно называют вот это безобразное сооружение
Изначально это были амбары, или склады, или по нашему логистический комплекс. Но спустя некоторое время амбары переоборудовали в гостиницу. Почему черни непонятно. Монахиня Мелетия в путеводителе пишет, что это архиерейская гостиница для священнослужителей, приезжающих по делам к местному епископу (митрополиту).
Вот это крыльцо, которые мы видим, - есть новодел. Специально восстановлено в исторических целях. А в старину такое крыльцо было возле каждой пары нижних и верхних дверей.
Сейчас в здании находится военно-исторический музей, и мы его даже посетили. Рассказ об этом в отдельной статье.
По правую руку от гостиницы черни расположены некие развалины с такой табличкой.
Но там кроме фундамента сарая ничего нет. Хотя на схеме оно гордо именуются Солодовенные палаты.
Был бы там Остап Бендер, он наверное нашел бы повод билеты на эти палаты продавать. Но там, повторюсь, практически не на что смотрть.
На этом гуляние по Житийному двору мы заканчиваем и идем за забор в северо-западном направлении, там где на карте указана Церковь Святого духа.
Но прежде заметим еще один нюанс. На карте рядом с Певческим корпусом есть отметка Пушки. Я в бытность там никакой пушки не увидел. И в подтверждение фото из Яндекс.Панорамы за 2024 год.
Пустой квадратик слева от крыльца.
Кстати пушка когда-то стояла и у Гостиницы черни.
Но вот там точно зря убрали. Там ведь военный музей. Можно было бы поставить по бокам: одну современную, одну старинную. Не очень симметрично, зато вполне символично.
На Трубежской набережной
Место, куда мы выходим далее, называется Трубежская набережная. Здесь есть пристань, ходят прогулочные теплоходы. Здесь же пара достопримечательностей.
Вот один домик из окна княжеского дворца.
Называется дом причта. То есть жилой дом для священнослужителей и обслуги церкви.
А правее храм Святого Духа.
Церковь была основана в XVII веке, позднее была перестроена. Особой истории за ней не числится. Разве что стоит упомянуть, что этот храм - единственное, что осталось от существовавшего на этом месте Духова монастыря.
Далее мы спускаемся вниз к берегу Трубежа и любуемся природой.
Вид из дворца князя Олега на понтонный мост через Трубеж.
Посидев на берегу, и посмотрев на опасные маневры капитанов речных волков на своих теплоходиках, снова поднялись на горку и пошли по набережной вдоль внешней стены ограды к выходу. Снова к колокольне.
Прощание с Рязанским Кремлем
Ну вот осталось нам кинуть пару прощальных взглядов.
И обратить внимание еще на три достопримечательности, находящиеся перед мостом в Кремль.
Ильинский храм, построенный в XVIII веке по классическим канонам архитектуры.
Здание не очень-то похоже на церковь. И он наше внимание особо не привлек.
Но есть интересный факт о нем.
Уже в 1990-х годах, когда православные храмы стали передаваться Церкви, Ильинскому храму грозила участь стать Дворцом бракосочетания. На фасаде церковного здания появились фигуры обнаженных мужчины и женщины. Но этого не произошло. 5 февраля 2000 года храм Илии Пророка был вновь освящен.
Еще на дороге в Кремль издалека сделали пару его снимков.
Гораздо большее внимание привлекла следующая церковь. Здесь было покрасивее и подушевнее. Это церковь Спаса на Яру. Находится практически в самом конце Трубежской набережной.
Построена в конце XVII века. Тоже никакой особой истории у нее нет. Просто красивое место.
Несколько фото в галерее.
Деревца, оградка, солнце, кресты.
И где-то здесь же притаился памятник еще одному известному рязанскому уроженцу - Сергею Есенину.
Что касается Есенина, то у нас будет посещение его музея-усадьбы под Рязанью в селе Константиново. Это будет отдельная тема.
Но пару фото оттуда.
И будет она примерно через одну серию.
А пока у нас по плану дальше прогулка по другим двум музеям. Тем, на которые мы смотрели снаружи в Рязанском Кремле.
Музей Черни - он же Музей Российское воинство