- О вреде стереотипов
- Первые впечатления
- Оказывается, можно без курьеров на тротуарах
- Для чего нужен белорусский язык
- Минский художественный музей-супер!
- Немного об истории и дне сегодняшнем
В сентябре 2024 я собрался в Минск. Решил именно там оформить карту виза. Сократил время пребывания в городе до минимума. Вечером прилетаю. На следующий день оформляю карту и вечером домой. При том, что временем я не ограничен и спокойно мог запланировать два-три дня.
Но у меня сложилось определенное представление о Минске, как о бастионе социализма. В его худших проявлениях. Да и имидж президента Белоруссии, как «парня от сохи», как-то органично сливался с моими представлениями об образе жизни в республике.
Рейс задержали и в аэропорту Минска мы были около 2 ночи. И первый приятный сюрприз. У выхода, на стоянке ожидал большой комфортабельный экспресс № 300 э. Оплачиваю билет картой «мир», и через полчаса выхожу у станции метро «Уручье». В гостиницу иду по ночному городу. Ощущения вполне комфортные: освещенные улицы и тротуары. Ярко светятся рекламные щиты. Светло и на тропе через парк. На ресепшене гостиницы встречает улыбкой приятная сотрудница. Вхожу в свой номер, испытывая приятное послевкусие от встречи с Минском.
Утренние часы были заняты оформлением дебетовой виза карты. Об этом я уже подробно написал. Поэтому сосредоточусь на впечатлениях от города. Первое: в глаза бросаются вывески иностранных фирм, которые ушли из России: VW, Kia. В торговых центрах открыты залы Zara, H&M.
На улицах не многолюдно, но присутствует ощущение многообразия. Обычно это создается автомобилями, ларьками, разноцветными рекламными щитами. Автомобильный трафик вполне интенсивен. Но что бросается в глаза: полное отсутствие ошалелых курьеров на тротуарах. Идешь и не вздрагиваешь от внезапно скользнувшего из-за спины мотоизвозчика. Благодать! И что характерно: Минск обходится совершенно без гостей из Средней Азии. По крайней мере за день не встретил ни одного. Не уверен, что это хорошо, но это факт.
Пообедать можно на уютной веранде ресторана (обед примерно 1000 рублей), либо, по желанию, привычные фастфуды.
Удивляют огромные надписи на зданиях с госструктурами. Иногда трудно понять. К примеру: Мiнiстерства унутраных спрау (клавитура не позволяет мне полностью передать написание), что означает МВД.
Местные на вопрос: как широко используется белорусский язык, отвечают односложно: на радио и телевидении. Нигде в городе белорусскую речь я так и не услышал. Звучит абсолютно чистый русский язык. Вероятно, надписи на белорусском языке, это чисто политический жест. И это понятно. Белорусская политическая элита стремится к сохранению свободы маневра. И хотя европейцы и покусывают Белоруссию, но ведь сохранились многие связи. И торговые, и деловые. И санкции не столь широкие, по сравнению с Россией. В Минске сохраняется еще европейский дух (то ощущение европеизма, которое я прекрасно помню по годам, когда работал гидом в автобусных маршрутах по Европе). И особенно это заметно в Верхнем городе.
Это исторический район площади Свободы и соседних улиц. Гуляешь по узким старинным улочкам, заходишь в небольшие галереи, магазинчики, и думаешь- а где я? Точно также можно гулять по старинным улицам Кракова, Варшавы, Праги.
Особенно приятное впечатление осталось после посещения Национального художественного музея Республики Беларусь. Надпись над входом гласит: «Мастацкi музей». Огромный комплекс. Прекрасное собрание русского классического искусства от XYIII до начала XX веков. От Матвеева, Лосенко до Репина, Левитана, Серова. И работы художников первоклассные! Представлен и XX век. Есть работы наших современников.
Хорошее собрание иконописи юго-восточной Европы. Территория Белоруссии до конца XYIII века находились под властью князей Великого княжества Литовского Радзивиллов. Один из них вошел в историю под именем некоронованный король ВКЛ. Резиденция князей Радзивиллов находилась в Несвижском замке. А это 120 км от Минска. Отсюда влияние католической церковной картины на белорусскую иконопись. Но белорусская иконопись так и не оторвалась до конца от византийских плоскостных приемов, хотя и начинала осваивать тонкости реалистического изображения. Отсюда и влияние византийской иконографии на светский портрет. Длинный ряд парадных портретов князей Радзивиллов выполнен в манере парсуны. В России парсунами принято называть портреты, выполненные в стиле переходного периода от иконы к реализму. Радзивиллы и др. представители средневековой политической элиты сурово взирают на зрителя с огромных портретов. Некоторые из этих персонажей были великими дипломатами. В их лице нынешние белорусские политики видят пример.
После музея и Верхнего города прогулка по городу до ж/д вокзала. В зале ожидания бесплатные терминалы для подзарядки смартфонов. Вкусное мороженное. Снова прогулка и понимание простого факта. У меня было ошибочное представление об этом городе. Минск городок- Европы уголок. Сюда я вернусь с радостью.