Найти в Дзене
КиноБуква

«Лето на Парк-авеню» - гламурный феминизм девушек в стиле «Cosmo» и как легко испортить историю успеха легендарного женского журнала

Оглавление

Думаю, что глянцевый журнал «Cosmo» держала в руках хоть раз почти каждая девушка. В студенческие времена я даже копила деньги, чтобы позволить себе новый номер. Это был период увлечения моделями, косметикой, модой, парфюмерией, статьями о том, как правильно себя вести с мужчинами, какой наряд следует выбрать для свидания и чего нельзя говорить будущей свекрови. Так что, в общем-то, можно сказать, что у меня тоже был этап, когда я представляла себя девушкой в стиле Cosmo. Длился он совсем недолго, но отрицать очевидное – значит, отрицать себя.

И журнал в том виде, в каком мы знали и знаем его сейчас, стал издаваться благодаря Хелен Гёрли Браун. Личности, как ни крути, такой же легендарной, как и её детище, Cosmopolitan.

Варианты обложек журнала в изданиях разных стран
Варианты обложек журнала в изданиях разных стран

И это я всё к тому, что роман задумывался, как посвящение Хелен Гёрли Браун, с акцентом на эпизод именно становления самого известного женского журнала, но получилось ли у автора рассказать историю Хелен — вот в чем вопрос.

«…позвольте, я скажу вам кое-что о практичности. Не тратьте зря время. Я росла бедной, как церковная мышь. Я сама заливала бензин. Я ни пенни не потратила на салон красоты, потому что сама научилась красить ногти и стричься. Я приклеивала себе каблуки хозяйственным клеем. Читала вчерашние газеты, чтобы не покупать сегодняшние. Вы не поверите, как я могу растянуть доллар. Нет такого бюджета, к которому я не смогу приспособиться, и этот не исключение».
Рене Розен

📚Рене Розен «Лето на Парк-авеню»

Для тех, кто не знает: Хелен Гёрли Браун — это американская писательница и журналистка, феминистка, редактор женского журнала Cosmopolitan, который печатается на 35 языках и более чем в 110 странах. Имя миссис Браун прогремело в 1962 году, после выхода скандальной книги, ставшей бестселлером. В автофикшен-романе «Секс и одинокая девушка» Хелен Гёрли Браун шокировала публику откровенными заявлениями не только о финансовой независимости, но и о самой интимной стороне жизни и, что главное, возможности именно женщин быть такими же открытыми, активными и свободными, как и мужчины. Почему им можно, а девушкам нет? В какой-то мере книга стала одой феминизма 60-ых. Возможно, вы даже видели экранизацию этого произведения с одноименным названием, да с участием таких звезд эпохи, как Натали Вуд, Тони Кёртис, Лорен Бэколл, Генри Фонда и Мел Феррер.

Рене Розен «Лето на Парк-авеню», фото из личного архива автора канала
Рене Розен «Лето на Парк-авеню», фото из личного архива автора канала

Пост главреда Cosmopolitan Хелен Гёрли Браун заняла в 1965 году и оставила только в 1997! Из скучного и уже никому не нужного журнала для домохозяек с семейным уклоном она сделала (с боем, надо сказать) культовый и суперпопулярный женский журнал с девизом «fun, fearless, females» — веселье, храбрость и феминизм. Полностью поменяв концепцию, она вывела журнал в топ-изданий, а ведь Cosmopolitan находился на грани закрытия.

До Браун Cosmopolitan представлял сборник унылых статей для скромных жен и матерей, подборки сезонных рецептов, заумные медицинские термины и даже отрывки произведений, например Исаака Башевиса-Зингера и Моэма. Нет, вы не подумайте, что я против Моэма, я очень люблю Моэма, как и О.Генри, которого тоже можно было встретить на страницах журнала. Просто Cosmopolitan существовал в неизменном виде с 1886 года и к середине 60-ых XX века, мягко говоря, устарел.

Эпохи «Cosmo»
Эпохи «Cosmo»

Хелен Гёрли Браун своей целевой аудиторией выбрала девушек в возрасте от 18 до 34 лет, она ориентировалась на собственное мироощущение и попала точно в цель. Теперь «Cosmo» стал журналом для молодых, активных, амбициозных. Он учил моде и стилю, раскрепощению и вере в себя, как в самостоятельную единицу общества. Теперь «Cosmo» рекламировал тампоны, средства контрацепции и хорошую косметику.

«Я увидела плакетку с перечнем авторов, публиковавшихся в журнале аж с девятнадцатого века, и нашла там, в числе прочих, Марка Твена, Эдит Уортон и Киплинга. Среди обложек я отметила апрельский номер за 1939-й год с рассказом «Факты жизни» Сомерсета Моэма. А в мартовском номере за 1935-й имелась повесть Перл С. Бак, нобелевской лауреатки. И «Дары волхвов» О’Генри тоже были опубликованы в «Космополитене».
Рене Розен
Как вам ретро-издания Cosmopolitan?
Как вам ретро-издания Cosmopolitan?

Что в романе Розен хорошо: рассказ о начале пути Хелен Гёрли Браун в качестве редактора и ошеломительный успех после выхода первого же номера под ее руководством – в июле 1965 года. Что плохо: всего этого слишком мало.

Дело в том, что история Cosmopolitan и скандальной миссис Браун показана через призму жизни молоденькой сельской девушки Элис, которая, переехав в Нью-Йорк сити, через подругу своей умершей матери устраивается к Хелен секретаршей. Повествование ведется от имени Элис, и сюжетно это выглядит как работа в офисе (издательский процесс, столкновения Хелен с консервативными владельцами журнала, разные действительно интересные мелочи и подробности о буднях тех, кто связан с журнальной деятельностью), и личная жизнь Элис.

И вот насколько мне понравилась биографическая составляющая о Хелен Гёрли Браун, настолько же не понравилась – об Элис. Точнее, не то, чтобы не понравилось, мне показалось это скучным, если вообще не лишним в романе. Элис пытается выстроить карьеру (она мечтает быть фотографом), мечется между своими мужчинами, теряет близких родственников и внезапно обретает новых. Всего этого – с избытком, и не очень понятно, зачем. Ведь куда как интереснее было бы прочитать подробнее о журнале и Хелен, ну как минимум, о закреплении успеха после выхода июльского номера 1965 года.

Хелен Гёрли Браун
Хелен Гёрли Браун

То есть роман получился в большей степени любовным, чем производственным. И главной героиней стала Элис, а не Хелен. У меня, конечно, много вопросов к автору в связи с таким её решением и писательским ходом, однако, что имеем, то имеем.

При всем этом роман в целом очень легкий и приятный. На мой взгляд, он идеально подойдет для отпуска, путешествия. Мне, например, отлично читалось в самолёте. Ну, а то, что получилась какая-то невыразительная (недосказанная) история про легендарный журнал и акцент на личную драму выдуманной Элис, быть может, такова была задумка Розен, как знать.

«Я не спорю, просто объясняю, почему я права».
Рене Розен

А вы слышали о Хелен Гёрли Браун? Читали ее книгу, смотрели фильм? А «Cosmo» листали, признавайтесь?!